Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификация витражей. Обозначения оправы



Классификация витражей

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

  • Классический витраж— образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
  • Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
  • Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
  • Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
  • Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража

 

Паечный витраж(технология Тиффани) классический

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Обозначения оправы

Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

 

· Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

 

 

· Транспарант

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

 

· Травленый витраж

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Имеется в виду травление стекла плавиковой кислотой или с применением паст.

 

  • Травление

Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.  Можно смотреть в теме   «Матование стекла» ( Учебник Суржаненко «Альфрейно-живописные работы»

 

  • Многослойное травление

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится.

 

 

  • Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Так же, как и травленый, рассматривается  обычно в темах «Матование стекла»

 

  • Узор «Мороз»

Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Так же, рассматривается  обычно в темах «Матование стекла»

 

 

  • Фацетный витраж

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

 

  • Комбинированный витраж

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

 

  • Кабошон

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

 

  • Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

 

 

  • Нацвет

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

 

 

  • Эрклез

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

 

  • Бендинг

Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

 

  • Шебеке (панджара)

Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

 

Очень красиво смотрится декор из многослойного декоративного стекла. Получают многослойное стекло термическим путем. Между двумя стеклами можно поместить шелковую ткань, фотообои, обычную бумагу с рисунком. Его используют в шкафах-купе, кухонной мебели, мебели для гостиных. Это не только оригинально и красиво, оно еще и безопасно. При ударе тканевая или бумажная основа надежно удерживает куски стекла. Благодаря чему они не разлетаются и не ранят человека.

Одним из новейших способов изготовления декоративных стекол для мебели стала шелкография. Методика давно применяется в полиграфии и текстильном производстве. Сейчас она перешла и в мебельную промышленность. На стеклянную поверхность наносят рисунок или готовый трафарет. Затем стекло обрабатывают при высокой температуре. Рисунок фиксируется на шелковой сетке. Таким образом, мы получаем декоративное стекло с очень оригинальным дизайном.

Аппликационный витраж - один из способов имитации дорогих и трудозатратных в производстве классических витражей. Декоративные пленки с различными эффектами имитируют цветное стекло витража, а свинцовая лента - пайку, которая придает изделию шик и изысканность. Часто называют «Английский метод»

Для обработки и создания изогнутых стеклянных элементов применяется метод горячей формовки. Специалисты называют данный способ моллированием. Поверхность продукта в результате получается блестящей.

Кромка стекла может обрабатываться по-разному. Одним из методов является фацетирование, при котором материал проходит грубую шлифовку, чистую шлифовку, затем проводится предварительное полирование. Только после этого кромка полируется на специальном оборудовании. Оригинально смотрятся листы стекла, формы которых изогнуты.

Можно работать

· С применением специальных витражных  красок и контура.

· С применением лессировочных красок, в качестве контура серая  ( золотистая) масляная краска .

 

2 основные технологии

1.С применением трафарета.

· Эскиз

· Картон ( это название эскиза в натуральную величину)

· Выполнить «разбивку витража» - определить цветовые участки, принять во внимание, что мы имитируем  цветное стекло, то есть все время помнить о том, как бы вырезалось стекло при помощи стеклореза

· Трафарет

· По трафарету последовательно набить на стекло цветовые пятна

· Выполнить имитацию свинцовых жилок корпусной серой краской

 

2. Без применения трафарета.

· Эскиз

· Картон ( это название эскиза в натуральную величину)

· Выполнить «разбивку витража» - определить цветовые участки, принять во внимание, что мы имитируем  цветное стекло, то есть все время помнить о том, как бы вырезалось стекло при помощи стеклореза

· Картон помещают под стекло

· По контуру прокладывают имитацию свинцовых жилок корпусной серой краской

· Выполняют имитацию на стекле цветовых пятен

·  Повторно имитируют свинцовые жилки корпусной серой краской

В случае использования контура работа упрощается, так как цветовые пятна ограничены контуром как бортиком

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.