Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План – конспект занятия для 1 года обучения



 

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                       ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

                 ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ Г. БРЯНСКА

План – конспект занятия для 1 года обучения

по теме: «Карты, виды карт»

 

                                                        Составитель:

Грушихина С.Л.

педагог дополнительного образования, 

 высш. кв. категория                                                               


Брянск - 2009


План – конспект

Учебного занятия по теме:

«Карты. Виды карт»

 

Цель занятия:-  ознакомить занимающихся с видами карт;

Задачи занятия: - дать понятие  «карта»;

                      - объяснить принцип отличия спортивной карты от топографической;

                      - развитие мышления и памяти у занимающихся;

Формы:групповая; фронтальная

Методы:показа и объяснения;

              частично поисковый метод.

Место проведения: кабинет

Оборудование: разные карты: спортивные и топографические

 

Литература:Ю.С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;

 Ю.С. Константинов, о.Л. Глаголева « Уроки ориентирования», Москва, 2005г;

 И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г.Рябов «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;

В.И. Симаков «Туристские походы выходного дня», Москва, «советская Россия», 1984г

 

План занятия:

1. Подготовительная часть:

- Организационный момент

 

2. Основная часть:

- повторение предыдущей темы

- объяснение нового материал;

- закрепление изученного материала посредством игры;

 

3. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия;

 - организационный момент;

 

Ход занятия

 

 

Содержание Дозировка ОМУ
Подготовительная часть 1.Организационный момент Приветствие, педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия       2 мин. Обратить внимание на готовность к занятию: организацию рабочего места, наличие тетради, писчих принадлежностей у занимающихся
Основная часть 1. Объяснение нового материала Итак, мы с вами начинаем изучать раздел спортивного ориентирования. Как вы уже знаете, туристу конечно же необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом. Но не понимая и не зная карту этого сделать невозможно. Давайте же сегодня с вами познакомимся с разновидностью кар и вообще определим что же это такое. Итак, как вы думаете, что такое карта? Молодцы. А теперь откройте тетради и мы с вами запишем. Топографические и специальные карты. 1.Основные разновидности карт.   Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений. Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений. Особенности карты: Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта. Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности. Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности. Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности. Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах. Карты бывают: Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них. Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба.   К общегеографическим картам относят топографические карты. Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.   Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. К таким картам относят: - обзорно-географические, - геологические, - политические, - специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):дорожные, - аэронавигационные и т.д. - морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.) Топографические карты. Содержание этих карт должно быть: полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением; достоверным — правильность сведений, изображенных на карте; современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта; точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности   На топографических картах изображают: - опорные геодезические пункты (знаки триангуляции); - гидрографию; - населенные пункты; - промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; - дорожная сеть; - рельеф суши; - растительный покров и грунты; - границы. Подробность сведений зависит от масштаба.   Масштабы топографических карт: 1 : 25000 (1 см на карте соответствует 250 м на местности) 1 : 50000 (1 см на карте соответствует 500 м на местности) 1 : 100000 (1 см на карте соответствует 1 км на местности) 1 : 200000 (1 см на карте соответствует 2 км на местности) 1 : 500000 (1 см на карте соответствует 5 км на местности) 1 : 1000000 (1 см на карте соответствует 10 км на местности)   При пользовании топографическими картами необходимо учитывать следующее: Генерализация карт — выявление основных символов. Различают: селективная — выбор объектов изображаемых на карте соответствует назначению карты. Например: изображение на карте пустыни колодцев или на карте тайги домиков лесника (избушек) наносится независимо от масштаба данной карты. неселективная — потеря информации соответствует снижению масштаба. Старение карт — изменение местности, т. е. ее несоответствие карте. Специальные карты и планы городов. Различают следующие виды карт: Обзорно-географические — для изучения физико-географических условий обширных территорий. М 1:500000; М 1:1000000; М 1: 2500000; М 1:5000000; М 1:10000000. Аэронавигационные — для подготовки и навигационного обеспечения полетов авиации. Изображены ориентиры и препятствия для авиации в полете, а также районы аномалий магнитного склонения. (М 1:2000000; М 1:4000000). Рельефные — карта объемная, выполняется из пластика с отпечатанным на нем топографической картой. Вертикальный масштаб больше горизонтального: для равнинной местности — в 10-20 раз для холмистой местности — в 5-10 раз для горной местности  — в 2-5 раз Карты путей сообщений— отображают сеть авто- и ж/д. Указываются характеристики дорог (класс дорог, ширина, покрытие и т.д.); Данные о мостах, туннелях и других дорожных сооружениях; Указывается расстояние между населенными пунктами и другими объектами. М 1:500000; М 1:1000000. Карты участков рек— для детального изучения гидрографии района. Имеются данные о скорости течения, глубине и ширине реки, грунте и профиле дна, судоходности, крутизне берегов, гидротехнических сооружениях, характеристике переправ (мост, паром, брод). М 1:25000; М 1:50000 Карты горных проходов и перевалов— для детального изучения горной местности. Имеются подробные сведения о перевалах, горных вершинах, хребтах и их характеристиках. Планы городов. Достоверно и точно отображаются: - местоположение, - состояние, - очертания, - характер сооружения, - элементы местности. По содержанию планы городов согласуются с топографическими картами ближайшего более мелкого масштаба. (М 1:10000; М 1:25000). Составляется справка с перечнем всех наименований (улицы, площади, объекты и т.д.). 2. Закрепление изученного материала Тему сегодняшнего занятия вы послушали, сделали себе пометочки в тетрадях, а теперь я вам предлагаю проверить себя с помощью тестов и определить насколько вы внимательно слушали меня. На каждый вопрос теста приведено несколько ответов. Вам необходимо выбрать из них один правильный на каждый вопрос и обвести его. 1. Задание: определить масштаб карты (два вида спортивная, топографическая карта) 2. Обозначить отличия топокарты от спортивной. 3. Собрать карту на правильность (пазлы)        Заключительная часть 1. Организационный момент Итак, мы с вами сегодня познакомились с разновидностями карт. И теперь, надеюсь, вы стали более опытными и будите применять свои знания в каждом нашем походе. Следующее наше занятие с вами состоится __________   30 мин.     10 мин   3 мин         Выслушивание ответов занимающихся   Конспектирование по ходу рассказа в тетради     Вывесить распорядок дня на доске, рекомендовать записать ребятам в тетради   Занимающиеся записывают в тетради     Разбить на группы, раздать тесты   Отметить каждого ребенка. определить интерес к рассмотренной теме.    

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.