План – конспект занятия для 1 года обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ Г. БРЯНСКА
План – конспект занятия для 1 года обучения
по теме: «Карты, виды карт»
Составитель:
Грушихина С.Л.
педагог дополнительного образования,
высш. кв. категория
Брянск - 2009
План – конспект
Учебного занятия по теме:
«Карты. Виды карт»
Цель занятия:- ознакомить занимающихся с видами карт;
Задачи занятия: - дать понятие «карта»;
- объяснить принцип отличия спортивной карты от топографической;
- развитие мышления и памяти у занимающихся;
Формы:групповая; фронтальная
Методы:показа и объяснения;
частично поисковый метод.
Место проведения: кабинет
Оборудование: разные карты: спортивные и топографические
Литература:Ю.С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;
Ю.С. Константинов, о.Л. Глаголева « Уроки ориентирования», Москва, 2005г;
И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г.Рябов «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;
В.И. Симаков «Туристские походы выходного дня», Москва, «советская Россия», 1984г
План занятия:
1. Подготовительная часть:
- Организационный момент
2. Основная часть:
- повторение предыдущей темы
- объяснение нового материал;
- закрепление изученного материала посредством игры;
3. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия;
- организационный момент;
Ход занятия
Содержание
| Дозировка
| ОМУ
| Подготовительная часть
1.Организационный момент
Приветствие, педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия
|
2 мин.
| Обратить внимание на готовность к занятию: организацию рабочего места, наличие тетради, писчих принадлежностей у занимающихся
| Основная часть
1. Объяснение нового материала
Итак, мы с вами начинаем изучать раздел спортивного ориентирования. Как вы уже знаете, туристу конечно же необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом. Но не понимая и не зная карту этого сделать невозможно. Давайте же сегодня с вами познакомимся с разновидностью кар и вообще определим что же это такое.
Итак, как вы думаете, что такое карта?
Молодцы. А теперь откройте тетради и мы с вами запишем.
Топографические и специальные карты.
1.Основные разновидности карт.
Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений.
Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений.
Особенности карты:
Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта.
Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности.
Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности.
Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности.
Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах.
Карты бывают:
Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них.
Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба.
К общегеографическим картам относят топографические карты.
Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.
Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой.
К таким картам относят:
- обзорно-географические,
- геологические,
- политические,
- специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):дорожные,
- аэронавигационные и т.д.
- морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.)
Топографические карты.
Содержание этих карт должно быть:
полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением;
достоверным — правильность сведений, изображенных на карте;
современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта;
точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности
На топографических картах изображают:
- опорные геодезические пункты (знаки триангуляции);
- гидрографию;
- населенные пункты;
- промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;
- дорожная сеть;
- рельеф суши;
- растительный покров и грунты;
- границы.
Подробность сведений зависит от масштаба.
Масштабы топографических карт:
1 : 25000 (1 см на карте соответствует 250 м на местности)
1 : 50000 (1 см на карте соответствует 500 м на местности)
1 : 100000 (1 см на карте соответствует 1 км на местности)
1 : 200000 (1 см на карте соответствует 2 км на местности)
1 : 500000 (1 см на карте соответствует 5 км на местности)
1 : 1000000 (1 см на карте соответствует 10 км на местности)
При пользовании топографическими картами необходимо учитывать следующее:
Генерализация карт — выявление основных символов.
Различают:
селективная — выбор объектов изображаемых на карте соответствует назначению карты.
Например: изображение на карте пустыни колодцев или на карте тайги домиков лесника (избушек) наносится независимо от масштаба данной карты.
неселективная — потеря информации соответствует снижению масштаба.
Старение карт — изменение местности, т. е. ее несоответствие карте.
Специальные карты и планы городов.
Различают следующие виды карт:
Обзорно-географические — для изучения физико-географических условий обширных территорий.
М 1:500000; М 1:1000000; М 1: 2500000; М 1:5000000; М 1:10000000.
Аэронавигационные — для подготовки и навигационного обеспечения полетов авиации.
Изображены ориентиры и препятствия для авиации в полете, а также районы аномалий магнитного склонения.
(М 1:2000000; М 1:4000000).
Рельефные — карта объемная, выполняется из пластика с отпечатанным на нем топографической картой.
Вертикальный масштаб больше горизонтального:
для равнинной местности — в 10-20 раз
для холмистой местности — в 5-10 раз
для горной местности — в 2-5 раз
Карты путей сообщений— отображают сеть авто- и ж/д.
Указываются характеристики дорог (класс дорог, ширина, покрытие и т.д.);
Данные о мостах, туннелях и других дорожных сооружениях;
Указывается расстояние между населенными пунктами и другими объектами.
М 1:500000; М 1:1000000.
Карты участков рек— для детального изучения гидрографии района.
Имеются данные о скорости течения, глубине и ширине реки, грунте и профиле дна, судоходности, крутизне берегов, гидротехнических сооружениях, характеристике переправ (мост, паром, брод).
М 1:25000; М 1:50000
Карты горных проходов и перевалов— для детального изучения горной местности.
Имеются подробные сведения о перевалах, горных вершинах, хребтах и их характеристиках.
Планы городов.
Достоверно и точно отображаются:
- местоположение,
- состояние,
- очертания,
- характер сооружения,
- элементы местности.
По содержанию планы городов согласуются с топографическими картами ближайшего более мелкого масштаба.
(М 1:10000; М 1:25000).
Составляется справка с перечнем всех наименований (улицы, площади, объекты и т.д.).
2. Закрепление изученного материала
Тему сегодняшнего занятия вы послушали, сделали себе пометочки в тетрадях, а теперь я вам предлагаю проверить себя с помощью тестов и определить насколько вы внимательно слушали меня. На каждый вопрос теста приведено несколько ответов. Вам необходимо выбрать из них один правильный на каждый вопрос и обвести его.
1. Задание: определить масштаб карты (два вида спортивная, топографическая карта)
2. Обозначить отличия топокарты от спортивной.
3. Собрать карту на правильность (пазлы)
Заключительная часть
1. Организационный момент
Итак, мы с вами сегодня познакомились с разновидностями карт. И теперь, надеюсь, вы стали более опытными и будите применять свои знания в каждом нашем походе.
Следующее наше занятие с вами состоится __________
|
30 мин.
10 мин
3 мин
|
Выслушивание ответов занимающихся
Конспектирование по ходу рассказа в тетради
Вывесить распорядок дня на доске, рекомендовать записать ребятам в тетради
Занимающиеся записывают в тетради
Разбить на группы, раздать тесты
Отметить каждого ребенка. определить интерес к рассмотренной теме.
|
|