|
|||
Воздушные души. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Воздушные души. Воздушным душем называется поток воздуха, направленный на ограниченное рабочее место или непосредственно на рабочего. Воздушное душирование применяют для создания на постоянных рабочих местах требуемых метеорологических условий при тепловом облучении. Это могут быть места розлива жидкого металла, места у печей при загрузке, при выпуске металла, места у горелок, у сушил, у ванн с горячими растворами и т.д.), а также при открытых технологических процессах, сопровождающихся выделением вредных веществ и невозможности устройства укрытий или местной системы вентиляции, предусматривая меры, предотвращающие распространение вредностей на постоянные рабочие места. При воздушном душировании можно подавать или наружный воздух, с обработкой его в приточных камерах (очисткой, охлаждением и нагреванием в холодный период года в случае необходимости), или внутренний воздух помещения. В СНиП 41-01-2003 (п. 7.1.9, стр. 13) сказано, в каких случаях воздушное душирование оьбязательно. Воздушные оазисы В горячих цехах (литейные, мартеновские и др.) выделяется большое количество теплоты. Эти цехи характеризуются сравнительно небольшим числом постоянных рабочих мест, поэтому они оборудуются местами отдыха с оптимальными параметрами воздушной среды, обеспечивающими кондиционерами. Места отдыха от цеха ограждаются воздухонепроницаемыми перегородками. Воздухообмен в таком помещении осуществляется методом вытеснения, т.е. приточный чистый воздух «затопляет» помещение оазиса (при незначительном смешивании с воздухом помещения), вытесняя в цех вредные выделения и теплоту через открытый потолок. Пневмотранспорт и аспирация Пневматический транспорт — это перемещение частиц, взвешенных в потоке воздуха. Пневматический транспорт широко применяют на крупных строительных площадках и заводах строительной индустрии для перемещения различных материалов и отходов производства. К достоинствам пневматического транспорта следует отнести улучшение санитарно-гигиенических условий труда; легкость и дешевизна обслуживания и ремонта; возможность перемещения материала при любых местных условиях; высокая степень автоматизации; возможность совмещения транспортирования с технологическими операциями — сушкой, охлаждением и обеспыливанием. Пневматическому транспорту присущи следующие недостатки: значительный расход энергии; невозможность транспортировать влажные и слипающиеся материалы; повышенный износ отдельных элементов установки, особенно при перемещении кускового материала, обладающего абразивными свойствами. Основной областью применения пневмотранспорта является деревообрабатывающая промышленность, где он используется для сбора и удаления отходов, образующихся при работе деревообрабатывающих станков, для передачи древесной стружки в производстве древесностружечных плит и опилок, в производстве древесной муки, а также для транспорта упаковочной стружки, технологической и топливной щепы. Пылеприемники (отсосы) для отходов обычно встраиваются в конструкцию станков и в большинстве случаев служат ограждением движущихся частей станка. У станков с подвижными рабочими органами пылеприемник соединяется с воздуховодом гибким шлангом, длина которого зависит от диапазона перемещения рабочего органа станка. Для безотказной работы пневматического транспорта большое значение имеет скорость витания и рабочая скорость движения транспортируемого материала. Под скоростью витания уе понимается скорость движения воздушного потока, при которой материальные частицы находятся во взвешенном состоянии или в состоянии безразличного равновесия. Рабочей скоростью ур называется действительная скорость материальных частиц в воздуховоде пневматического транспорта, при которой материальные частицы, находящиеся во взвешенном состоянии и осевшие в воздуховоде, поднимаются в случае, например, остановки вентилятора и пуска его в работу. При транспортировании по горизонтальным воздуховодам скорость движения воздуха в них должна быть вдвое больше скорости витания для частиц транспортируемого материала, а в вертикальных воздуховодах — в 1,3—1,5 раза больше. Примерные рабочие скорости воздушного потока в воздуховодах пневмотранспорта для некоторых материалов может быть принята: песка и молотой глины — 11 — 13 м/с; опилок и стружки — 12—14 м/с; крупной влажной стружки — 18—20 м/с. В зависимости от места расположения вентиляторов системы пневмотранспорта разделяются на всасывающие, нагнетательные и комбинированные, а в зависимости от назначения — транспортные и внутрицеховые. Транспортные системы работают обычно по нагнетательной и комбинированным схемам. Некоторые схемы пневмотранспортных систем представлены на рис. Схема I — всасывающе-нагнетательная пневмотранспорт-ная система; не требует герметизации узлов приема, однако весь транспортируемый материал проходит через вентилятор. Материал при этом измельчается, а вентилятор изнашивается. Всасываюгцена-гнетательные схемы применяются для транспортировки отходов деревообрабатывающих предприятий на расстояние до 250 м, а также для внутрицеховых установок, удаляющих отходы (опилки и стружки) при работе группы деревообрабатывающих станков. По этой схеме нельзя транспортировать материалы, образующие с воздухом взрывоопасные смеси. Схема II — всасывающая пневмотранспортная установка', отличается тем, что вентилятор работает на чистом воздухе, так как расположен после циклона-отделителя. Транспортируемый материал не измельчается, так как не проходит через вентилятор. Потребляемая мощность определяется из условий передачи вентилятором чистого воздуха без учета веса материала, перемещаемого установкой. После вентилятора запыленный воздух поступает в циклон с высокой степенью очистки. Установки этого типа требуют надежной герметизации как самого циклона, так и шлюзового затвора, установленного на разгрузочном отверстии циклона-отделителя. Системы пневмотранспорта, как правило, одноадресные, с забором материала из одной точки. В случае если требуется забрать материал из нескольких точек, прибегают к переключателям потока, передавая материал поочередно от каждой точки по нужному адресу. Отделение транспортируемого материала от воздуха и последующая его очистка производятся в инерционных пылеуловителях, которыми являются циклоны. Для сбора отделенного материала циклоны снабжаются специальными бункерами. Аспирацией называют улавлавание пыли, образующейся в результате различных технологических процессов. С целью улавливания и предотвращения распространения пыли в помещениях, а такие защиты окружающей среды от пылевых выбросов применяют аспирационные системы. Аспирационные укрытия применяют с целью предотвращения запыления воздуха в помещениях. Внутри укрытия поддерживают разряжение, чтобы через его неплотности засасывался воздух из оборудования с скоростями препятствующими распространению пыли в помещении. Оборудование, предназначенное для транспортировки и переработки сыпучего материала, должно иметь укрытие, тсчательно уплотненное, особенно в местах интенсивного пылеобразования. Отверствия укрытий, через которые отсасывается воздух, не должны находится в непосредственной близости к местам загрузки материала, а скорости в них не должны превышать 0,7 м/с для порошкообразных материалов (содержание частиц размером менее 0,2 мм болем 50% по весу при максимальном размере частиц 1,5 мм с ρ >1200 кг/м³ ), 1 м/с для зернистых материалов (со средним размером частиц 0,2-3 мм при ρ >2000 кг/м³) и 2 м/с для кусковых материалов (со средним размером более 3мм при ρ >2000 кг/м³). В бункерах и других укрытиях большой вместимости скорости в вытяжном отверствии не регламентируются. Эффективность аспирации зависит от конструктивного оформления местных отсосов и правильного выбора их присоединения.
Запыленность помещений и окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье человека. Пыль — это совокупность твердых частиц, имеющих крупность от 1 мкн (тысячная доля миллиметра) до 200 мкн. Пыль с размерами частиц до 10 мкн условно называют мелкодисперсной. Эта пыль наиболее вредна для человека, так как слизистые оболочки носоглотки ее не задерживают и она может вызвать заболевания легких (бронхиальную астму, пневмоселикоз). Наиболее опасное заболевание — селикоз легких, который вызывается пылью, содержащей двуокись кремния. Практически все производственные пыли представляют собой смесь пылей разной крупности (т.е. они полидисперсны). Мелкодисперсная часть пыли легко увлекается подвижным воздухом, образуя аэровзвесь (аэрозоль). По происхождению пыли разделяются на органические (растительные, синтетические) и неорганические (минеральные, металлические). Пыль органического происхождения кроме того, что обладает токсическими свойствами, пожаровзрывоопасна. Мелкодисперсная часть этой пыли способна вступать в реакцию с кислородом воздуха в виде окисления, иногда горения и даже взрыва. Химическая активность органической пыли возрастает, если она находится во взвешенном состоянии, так как суммарная поверхность мелкодисперсной пыли очень велика. При возгорании пыли скорость распространения пламени составляет 10—15 м/с, а скорость распространения взрыва — нескольких сот метров в секунду. Для предотвращения взрывоопасной ситуации необходимо, чтобы концентрация пыли в воздуховодах аспирационных систем не превышала 50% нижнего концентрационного предела воспламеняемости пыли, а также была исключена возможность образования источника загорания (статическое электричество, искрение оборудования и пр.). С целью смягчения последствий взрыва взвеси пыли осуществляют различные мероприятия: на оборудовании, где возможен взрыв, устраивают специальные предохранительные мембраны и клапаны; во взрывоопасных помещениях монтируют легкосбрасываемые ограждающие конструкции (покрытия, окна).
|
|||
|