Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мой земляк Иван Зиновьев»



«Мой земляк Иван Зиновьев»

«Наше знакомство состоялось почти полвека назад... Редакция одной из газет города Горького поручила мне, тогда совсем молодому журналисту, написать об одном из выпускников аэроклуба Сормовского завода. Начальник аэроклуба, когда я пришёл на аэродром, сказал:

- У нас все достойны, чтобы писать о них, но лучше всего расскажите о Ване Зиновьеве. Программу обучения он закончил первым и на отлично ! - Начальник улыбнулся, покрутил головой, кого-то ища глазами, - Да вот и сам он лёгок на помине. Зиновьев! - крикнул он, - Тут вот из газеты пришли, тебя спрашивают...

К нам подошёл и чётко представился крепкий, среднего роста, подтянутый, вихрастый паренёк.

Спрашиваю, где и кем он работает.

- Токарем на заводе, - ответил Зиновьев. - Окончил Сормовское ремесленное училище.

- Почему решили стать лётчиком?

- А как же иначе?! - Воскликнул паренёк. - Валерий Павлович Чкалов, когда выступал у нас на заводе, сказал: "Нет ничего важней сейчас, как овладеть самолётом, стать лётчиком". Вот мы с ребятами по направлению комитета ВЛКСМ и пришли в аэроклуб. Научились пилотировать У-2.

Позже узнаю: Ваня Зиновьев, опять же по путёвке комсомола, поступил в военное лётное училище. Прошло несколько лет. Однажды уже на фронте мне в руки попала авиационная газета. Под рубрикой "Герои нашего фронта" увидел портрет лётчика. Лицо показалось знакомым. Читаю подпись под снимком: "Около 100 боевых вылетов совершил лётчик Гвардии капитан Иван Зиновьев, громя с воздуха немецкую технику и живую силу. Отважный лётчик награждён орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".

Фотокорреспондент газеты сообщил мне адрес части. Спешу в 108-й Гвардейский ордена Суворова штурмовой авиационный полк. Сразу встретиться с земляком не удалось. Командир эскадрильи во главе группы улетел на боевое задание.

- Настоящий лётчик - штурмовик, да ещё какой! - говорит командир части. - Зиновьев один из тех, кто принёс полку Гвардейскую славу.

С земляком увиделись только под вечер. Задание группа выполнила безупречно. С передовой от командира наземного соединения в часть пришла благодарственная радиограмма. Особенно метко штурмовал и сбрасывал бомбы ведущий.

Расспрашиваю Гвардии капитана о его боевых делах. Зиновьев отвечает скупо.

- Ну что тут рассказать, воюем, как все. Бьём фашистов, приближаем час нашей победы. - Помолчал, думая о чём-то своём, сокровенном, - Вы, товарищ корреспондент, лучше напишите о других. Например, о моём первом ведущем Феде Жигарине. Ему я обязан очень многим, может быть, даже и жизнью. В январе 1943 года это было. Воевали мы тогда на Дону. Громили танковые колонны, рвавшиеся к Сталинграду сквозь кольцо наших войск.

Вылетели мы с Жигариным на разведку в район Чертково - Миллерово. Видимость - отвратительная. Заснеженная земля еле просматривалась. Сизая дымка заволакивала горизонт. Я, чтобы наблюдать за самолётом командира, открыл левую форточку. Неожиданно ведущий резко пошёл вниз. Я не удержался, проскочил вперёд, а затем резко спикировал. И тут у меня вырвало за борт планшет с картой.

По дороге двигалась вражеская колона танков и автомашин. В наушниках прозвучала команда Жигарина: "Ваня, бросай !"

Сбросил бомбы и выпустил реактивные снаряды, обстрелял противника из пулемётов. И тут только обнаруживаю: нет карты. Бросаю взгляд за борт, а ведущего не вижу. Обратного курса из-за плохой видимости я не запомнил. В то время со связью было плохо - ни маяков, ни приводных станций. На моём самолёте стоял только приёмник. По мне открыли огонь "эрликоны". Обстановка сложилась, прямо скажем, невесёлая. Мотаюсь из стороны в сторону, кручу головой, пытаясь отыскать своего ведущего. А сердце колотится, словно воробей в клетке. Пот ручьём из-под шлемофона. Чувствую, как подползает к самому горлу страх. Не хочется падать на территории, занятой фашистами...

Вдруг слышу спокойный голос Жигарина:

- Чего мотаешься? Я справа и ниже тебя.

Действительно его Ил-2 вынырнул откуда-то совсем неожиданно, сманеврировал и занял своё место в строю.

- Вот теперь домой, - произнёс Фёдор. - Задачу мы выполнили, немцев пощипали и есть о чём доложить.

Уже на аэродроме, шагая от самолётов к командному пункту, чтобы доложить результаты разведки, я со стыдом признался командиру о том, что при пикировании на колонну оторвался, а потом потерял ориентировку, начал блудить.

- Если бы не вы, не знаю, что могло бы со мной произойти.

Старший лейтенант посмотрел на меня, сказал:

- Ничего страшного. Главное - оба дома, - помолчав несколько, добавил: - А в строю надо держаться вот так, - он взял мою руку и стиснул её своей большой рукой. - Ещё непременное условие в полёте - осмотрительность и постоянное чувство района, над которым летишь.

И больше - ни слова. К вечеру добыл и принёс мне планшет. Как ему удалось уладить это дело, не знаю. Только никто ни разу не напомнил мне ни о потерянной карте, ни об отрыве от ведущего.

Потом мы с Жигариным летали не один десяток раз. Он учил меня умению воевать, бить врага. Учил, как отец и педагог. Хотя по возрасту мы были почти ровесники.

Вылет этот ещё больше вселил в меня уверенность в том, что боевые товарищи никогда не оставят в беде, всегда выручат. С Федей Жигариным у нас завязалась крепкая фронтовая дружба. Федя был опытным и смелым лётчиком. В одном бою он сбил 2 вражеских истребителя. Ему первому в полку было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из бесед с командиром и однополчанами Зиновьева я узнал, как постепенно накапливался его боевой опыт и росло мастерство. Настал час, когда Зиновьева приняли в члены партии, назначили командиром эскадрильи. Новые, большие и ответственные обязанности легли на плечи молодого коммуниста. Водил в бой группы, ходил на разведку, штурмовал хорошо защищённые вражеские объекты.

Однажды подразделение Зиновьева получило задание - разгромить вражеский аэродром. После первого удара стоянки самолётов заволокло дымом. Горели "Юнкерсы" и "Мессершмитты", в воздухе появились шапки разрывов зенитных снарядов.

Группа Зиновьева делает второй, третий заходы. Вражеский аэродром весь в дыму и пламени. Разгромлены стоянки, выведена из строя взлётно - посадочная полоса. Пора возвращаться домой. И тут неожиданно группу атаковали немецкие истребители. Первым попал под атаку самолёт Зиновьева. Заметив врага, Гвардии капитан чётким маневром поднял машину вверх. Немецкий лётчик проскочил под ним вперёд буквально в нескольких метрах. В долю секунды Зиновьев поймал "Мессер" в прицел, нажал гашетки. Вражеский истребитель, объятый пламенем и дымом, резко пошёл вниз...

Свыше 100 боевых вылетов совершил за годы войны мой земляк. На его счету 5 сбитых в групповых воздушных боях вражеских самолётов, ещё 87 уничтожено на земле в ходе штурмовых атак. А сколько железнодорожных эшелонов пущено под откос, сожжено складов, автомашин, танков, самоходок и живой силы врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Ивану Ивановичу Зиновьеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Ещё не один год офицер Зиновьев оставался в боевом строю - обучал молодёжь, передавал ей свой богатый боевой опыт.

 

Недавно вновь состоялась моя встреча с Гвардии полковником в отставке Иваном Ивановичем Зиновьевым. Вспомнили родной город, прославленный Сормовский завод, полёты в аэроклубе на легкокрылом У-2. Зиновьев и сейчас не знает покоя. У него, как он выразился, целый "короб" общественных должностей и партийных обязанностей. Главной из них он считает военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Выступает в школах и клубах, на заводах и шахтах города Павлограда, где он ныне живёт и работает. Он - почётный пионер, почётный шахтер, один из активистов городского комитета ДОСААФ. Неоднократно избирали И. И. Зиновьева депутатом городского Совета.

- Пока есть силы, буду всегда с людьми, - говорит Иван Иванович. - Так я понимаю свой долг - долг коммуниста».

( Статья полковника в отставке Д. Недосугова опубликована в журнале "Крылья Родины". 1981 год, № 5. )

 

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Ивану Ивановичу Зиновьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.                     Награжден орденами Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За Отвагу» и другими наградами. Войну закончил командиром эскадрильи, гвардии капитаном и летчиком 2-го класса.                                    После войны служил в военной авиации. В январе 1947 года окончил Краснодарскую Высшую офицерскую школу штурманов. В 1959 году полковник               И. И. Зиновьев ушел в запас. После выхода на пенсию проживал в городе Павлограде Днепропетровской области, работал на заводе «Павлоградхиммаш». Удостоен звания «Почётный гражданин города Павлограда».                                                         Умер 5 июля 1998 года. Похоронен в городе Павлограде, на старом центральном городском кладбище.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута советским народом благодаря его неимоверному усилию, самоотдаче, смекалке и самопожертвованию. Особенно ярко это раскрывается в героях войны, которые совершили невероятные подвиги на поле боя и за ним. Этих великих людей должен знать каждый, кто благодарен своим отцам и дедам за возможность жить в мире и спокойствии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.