Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема  «Социологические исследования»



Тема  «Социологические исследования»

 

1. Словарь по теме

Социологическое исследование – это способ получить достоверные данные об изучаемом явлении с помощью логически последовательных процедур для их практического применения.

 

Проблема– противоречие, требующее научного осмысления для принятия мер по его разрешению.

Цель– это то, что должно быть достигнуто в результате исследования.

Задачи исследования– шаги (этапы) достижения цели исследования.

Объект социологического исследования – то, что исследуется, о чём собирают данные.

Предмет социологического исследования – свой­ства и характеристики объекта исследования.

Гипотеза– предположение о структуре, характере объекта и причинах социальных явлений.

Интерпретация понятий– истолкование, уточнение смысла понятий.

Генеральная совокупность – все те, кого изучаем.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупно­сти, отобранная для эмпирического иссле­дования.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной совокупности.

Метод– основной способ сбора, обработки и анализа первичных данных.

Инструментарий социологического исследования – набор специальных документов (анкет, опросных листов, карточек для фиксации результатов наблюдений и эксперимента) с помощью которых реализуются методы социологического исследования и собирается информация.

Респондент – человек, служащий источником социологической информации.

 

2. Методы социологического исследования

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Опрос может быть в виде анкетирования и интервью.

Анкетирование- письменная форма опроса, набор вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью – устная форма опроса, беседа о определенному плану с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Наблюдение – сбор первичной социологической информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Эксперимент – получение информации в контролируемых и управляемых условиях (объект помещается в новые для себя условия, анализируются воздействия новых условий)

Анализ документов – толкование по содержанию и структуре документа характера взаимоотношений в системе, где был создан текст (в социологии документы это любые источники об объекте – письма, личные дела, дневники, фото - видео- кино- материалы)

 

Метод и определение виды
Опрос - спо­соб получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, с помощью определенных вопросов ü устный – анкетирование; ü письменный – интервьюирование; ü массовый опрос; ü экспертный опрос.
Наблюдение -социолог записывает то, что видит, слышит во взаимодействиях изучаемых людей ü  включенное; ü невключенное.
Анализ документов - изучение документов, измерение качественных и количественных характери­стик текста ü традиционный; ü контен-анализ.
Эксперимент –изучение как изменится поведение людей, если их поместить в новые условия ü  лабораторный; ü  полевой.

 

3. АНКЕТА

Анкета – особый документ, содержащий вопросы по исследуемой проблеме, респондент сам отмечает выбранные варианты ответов.

Правила составления анкет:

1. Для социологического исследования всегда разрабатывается собственная анкета в соответствии с целями и задачами

2. Анкета должна включать 40-60 вопросов, чтобы не утомить респондента. Если это большое исследование, то респонденту дается несколько дней для заполнения анкеты.

3. Сложные по содержанию вопросы следуют за простыми

4. Первый вопрос должен быть нейтральным

5. Трудные вопросы помещаются в середину анкеты

6. Вопросы должны быть понятны всем респондентам без исключения (необходимо подбирать термины и лексику в зависимости от культурного, профессионального уровня респондентов, в т.ч. учитывать родной ли для них язык, на котором составлена анкета)

Виды вопросов в анкете:

Открытые вопросы – предусматривают свободную форму ответа (респонденту предлагают самому написать ответ)

Закрытые вопросы – есть перечень ответов, надо выбрать подходящий (подчеркнуть, обвести кружком и т.п.)

Полузакрытые – есть список ответов и строчка «другие…», где можно вписать собственный ответ (применяется, если исследователь не знает весь список предполагаемых ответов)

Косвенные – вопросы о мотивах, мнениях, поведении и т.п.

Контрольные – применяется для проверки искренности ответов.

Шкалы измерений в анкете – альтернативные ответы на вопрос:

Номинальная шкала – фиксирует дихотомический ответ (да/ нет, мужчина/женщина) – возможен только один из противоположных вариантов ответа.

Ранговая шкала – определяет интенсивность возрастания (убывания) признака, сравнение "больше", "меньше" и расположить признаки в порядке возрастания или убывания, то есть проранжировать.

 Например, удовлетворенность чем-либо: полностью - 5, скорее да чем нет - 4, трудно сказать - 3, скорее нет - 2, полностью не удовлетворен - 1.

Либо: расположите по степени успешности освоения вами (на основе результатов промежуточной аттестации) в порядке убывания учебные дисциплины:

Ранг Учебная дисциплина
физкультура
Высшая математика
менеджмент
сопромат

 

Интервальная шкала – цифровая шкала, интервал от… и до…. Измеряют возраст, стаж работы и т.п. Например:

Ваша возрастная группа: — 16-20 лет, — 21-25 лет, — 26-30 лет;

неравных пропорций - срок службы: —1-2 года, —2-5 лет, —5-20 лет, —20-25 лет, — более 25 лет.

Семантический дифференциал – шкала количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимичных прилагательных или другими аналогичными оппозициями.

например:

 

шкалы +3 +2 +1 -1 -2 -3 шкалы
богатый               бедный
активный               пассивный
хороший               плохой
всегда               никогда
умный               глупый

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.