Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 7



Семинар 7

 

1. Понятия о частях речи:

Части речи — это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка. Сам термин «части речи» обязан своим возникновением древнегреческой грамматической традиции, в которой предложение не отделялось от речи, поэтому он давно уже потерял мотивационную связь с обозначаемым явлением.

а) имя существительное;

Имя существительное — это знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности. Даже обозначая свойство, качество или процесс, существительное называет их в отвлечении от носителя признака или производителя действия (ср. рус. строгость, белизна, чтение), более того, большинство этих имен со словообразовательной точки зрения являются производными, тогда как основная часть непроизводных существительных обозначает предметы. Эта закономерность и позволяет говорить о том, что общим значением имен существительных является значение предметности. Первичные синтаксические функции имени существительного — функции подлежащего и дополнения (хотя в большинстве языков мира существительное может выполнять функции, свойственные другим частям речи, а именно: сказуемого (ср. рус. ель —хвойное дерево), определения (ср. рус. платье в горошек), обстоятельства (ср. рус. идти полем), однако употребление его в этих функциях связано с определёнными ограничениями.

б) имя прилагательное;

Имя прилагательное как часть речи объединяет в своем составе слова, обозначающие признак (свойство) предмета. Прилагательное всегда семантически связано с существительным. Первичные синтаксические функции прилагательного — функции атрибутивности и предикативности (те. функции определения и сказуемого, его именной части). Прилагательное может обозначать качества и свойства предмета как непосредственно воспринимаемый признак, вне его отношения к другим предметам (качественные прилагательные), так и как признак, обозначающий свойство предмета через его отношение к другому предмету (действию, обстоятельству, числу и т.д.) - относительные прилагательные.

в) глагол;

Глагол — это знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова, обозначающие действие или состояние. Основная синтаксическая функция глагола — это функция предикативности (сказуемостности), и в этой функции он противостоит существительному. В соответствии с этой функцией глагол в большинстве языков флективного и агглютинативного типа обладает особыми грамматическими категориями (времени, вида, наклонения, залога), во многих аморфных языках (где глагол объединяется в одну категорию с именем) он характеризуется специфическими согласовательными категориями и имеет бедный состав форм.

г) наречие;

Наречие — это лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета (ср. рус. очень близкий человек, бежать быстро, яйца всмятку). В предложении они выступают как обстоятельства, реже как определения. Предикативная функция наречию в основном не свойственна, лишь иногда они могут выступать в роли именной части составного именного сказуемого.

д) имя числительное;

Числительное — это лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру (ср. рус. пять, дважды, много).

е) служебные слова.

Служебные части речи образуют свою подсистему, степень развития которой в разных языках неодинакова (особенно высока она в языках аналитического типа). Будучи семантически пустыми, служебные части речи нагружены функционально. Они участвуют в образовании различных аналитических форм (вспомогательные глаголы, предлоги, послелоги, артикли, союзы, детерминативы, частицы, указатели степени и т.д.). Уступая знаменательным словам по численности, служебные части речи превосходят их, как правило, по частотности употребления.

2. Синтаксис.

Синтаксис – это раздел языкознания и составная часть грамматики, которая изучает построение словосочетаний и предложений.

Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.

Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Словосочетания и предложения, являясь предметом изучения в синтаксисе, выступают в роли синтаксических единиц, элементы которых объединены синтаксическими связами и отношениями. Основной целью синтаксиса выступает разработка синтаксических правил и систем языковых процессов, по которым сочетаются слова и упорядочивается внутренняя структура предложений.

 Структура предложений определяет расположением в них слов. В некоторых языках (например, английском) расстановка слов является фиксированной, и их перестановка изменит смысл предложения. А в других языках изменение мест слов в предложении допускается, поскольку смысл высказывания определяется грамматической формой слов, интонацией ее произношения.

Синтаксис непосредственно связан с мыслительной деятельностью человека по выражению окружающей действительности с помощью коммуникативных средств. Этот факт обуславливает характеристику синтаксиса как универсальной научной дисциплины как теоретического, так и прикладного характера.

Современное языкознание признает в качестве ключевого понятия в синтаксисе «предикативность». Этот термин был введен русским лингвистом Виктором Владимировичем Виноградовым, который понимал под ним основную синтаксическую категорию и ключевой признак предложения. Предикативность определяет соотношение содержания предложения к окружающей действительности. Таким образом, предложение рассматривается вместе с особенностями грамматического и синтаксического построения.

Языки мира классифицируются по степени их родства, которая устанавливается в том числе через сравнение их синтаксических строев, основными из которых являются:

· номинативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят субъект действия (встречается в большинстве мировых языков);

· эргативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят объект действия (например, аварский язык);

· активный и инактивный синтаксические строи, по которым противопоставляются не субъект и объект, а активное и инактивное начала (характерны для многих автохтонных языков Северной и Южной Америки);

· инкорпоративный синтаксический строй, в котором в одно морфологическое целое объединяют языковые единицы с собственными лексическими значениями (например, самодийские языки);

· нейтральный синтаксический строй, в котором акцентируется внимание на обозначение ролей подлежащего и сказуемого (распространено среди некоторых западноафриканских языков).

Современное языкознание и синтаксис, в частности, переживают период бурного развития. Этим вызвано многообразие лингвистических гипотез и концепций при изучении языковых явлений. Так, в настоящее время изучаются такие стороны синтаксических единиц, как их значение, структуры, применение на практике.

Таким образом, синтаксические проблемы являются актуальными и одними из главных для современного языкознания.

3. Актуальное членение предложения.

Актуальное членение предложения — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на: исходную, изначально данную составляющую, называемую темой, исходной точкой или основой; новую, утверждаемую говорящим составляющую, называемую ремой, фокусом или ядром; элементы перехода.

Актуальное членение предложения зависит от ситуации, от коммуникативной установки говорящего, т.е. от того, что он хочет сообщить, выделить в высказывании, как бы отвечая на вопрос. Поэтому одно и то же предложение может члениться по-разному. Варианты членения различаются местом паузы и мелодической вершины. Например, предложение Солдаты уезжают на крышах вагонов (Л. Т.) может иметь два варианта актуального членения. Солдаты уезжают на крышах вагонов ("что делают солдаты?") или Солдаты уезжают па крышах вагонов ("как уезжают солдаты?"). Актуальное членение предложения, вообще говоря, не совпадает с конструктивно-синтаксическим: в зависимости от ситуации и контекста любой член предложения может быть и темой, и ремой; ср.: Петя (тема) победил (рема) и Победил (тема) Петя (рема). Тем не менее в актуально расчлененных двусоставных предложениях подлежащее обычно является темой, а сказуемое — ремой.

Компоненты актуального членения предложения распознаются:

- по интонации (характер ударения, паузация);

- по позиции (обычно тема помещается в начале фразы, рема — в конце);

- по выделительно - ограничительным наречиям («именно», «только»);

- по ремовыделительным конструкциям;

- по контексту.

Прямой порядок следования тема - рема преобладает и именуется прогрессивным, объективным, неэмфатическим.

Обратный порядок рема - тема называется регрессивным, субъективным, эмфатическим, хотя последний не всегда обусловлен целями эмфазы (ср. начальное положение подлежащего-ремы в языках с фиксированным словопорядком (напр., англ. Suddenly the telephone rang at the end of the corridor).

Положение ремы в начале (или середине) предложения может быть обусловлено также: необходимостью ее позиционной контактности с соотносимым членом предшествующего предложения; расчленением распространенной ремы; ритмом; желанием говорящего скорее высказать главное. В этом случае, рема распознается по контексту — путем вычитания из состава предложения избыточной самоочевидной темы, обычно опускаемой или отодвигаемой в конец (напр., «Вопрос хочу вам задать. Как он вам показался? - Старик он уже»).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.