|
|||
ЛЕКЦИЯ 10. Основные направления философии ХХ века о науке.ЛЕКЦИЯ 10. Основные направления философии ХХ века о науке. ФИЛОСОФИЯ ХХ века выработала по отношению к науке два подхода: СЦИЕНТИЗМ (от science - наука) - Вера в силу науки и НТП. Уверенность, что они способны решить все проблемы цивилизации. АНТИСЦИЕНТИЗМ - Критика науки и НТП. Уверенность, что они приведут к гибели цивилизации. Стремление возродить целостное мировоззрение и авторитет гуманитарных наук, прежде всего, философии. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ -философия человеческого существования. Предшественники в ХIХ веке: Фридрих НИЦШЕ – «философия жизни». Идеи: жизнь как ценность, в которой властвует сильная и волевая личность, «воля к власти», приоритет иррационального над рациональным, идеал сверхчеловека и новая антихристианская мораль. Сёрен Кьеркегор – идеи индивидуальности личности и необходимости ее раскрытия, поиск смысла жизни и своего «Я», защита идеалов истинного христианства В ХХ веке Экзистенциализм – мировая философия. Представлена философами разных стран – Франции, Германии, России, Японии, Италии Причины формирования экзистенциализма: Нравственные, экономические и политические кризисы на фоне двух мировых войн. Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники). Опасность гибели человечества из-за ядерного оружия Усиление жестокости, бесчеловечное отношение человека к человеку. Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность. Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом. ОБЩИЕ ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 1). Каждый человек обладает неповторимой ЭКЗИСТЕНЦИЕЙ (существованием). Экзистенция – бытие конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью. Должен ценить свою экзистенцию и экзистенцию других. Потери в Первой мировой войне:среди солдат – 10 мил. Человек.среди мирных жителей – 11,5 мил. Человек.Потери во Второй мировой войне:среди солдат – 24,5 мил. Человек,среди мирных жителей – 46,7 мил. Человек = 92,7 миллионов уничтоженных экзистенций 2). Важнейший вопрос: что возникает первично – сущность (эссенция) человека или существование (экзистенция) человека? 3). Проблема смысла жизни человека и смысла его смерти. 4) Экзистенция осознается в «пороговых ситуациях», которые возникают в момент между жизнью и смертью. 5). ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН, но свобода тесно связана с ответственностью. 6). Соотношение личности и массы (толпы) в эпоху массовой культуры 7).Экзистенция лучше всего раскрывается в творчестве. Разное понимание сущности и существования атеистическом (ЖАН-ПОЛЬ САРТР) И религиозном экзистенциализме( НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ) 1. Существование первично. 1. Сущность первична 2. Экзистенция – результат случайности. 2. Сущность и экзистенция – не бессмыслица и Абсурд. не абсурд. Это дар Бога, 3. Человек САМ создает свой «проект» жизни. 3. Человек творит свою жизнь ВМЕСТЕ с Богом ОТНОШЕНИЕ К НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (антисциентистское). 1)Ж. П. Сартр: Современная цивилизация вместе с ее НТР способствует росту «отчуждения». Индивидуальность человека стандартизована; подчинена различным равнодушным социальным институтам. 2)Размножение «массы». 3)«Цивилизация потребления» делает человека зависимым от вещей. Вещи давят на человека и вызывают у него «тошноту». 4)Н. А. Бердяев: возрастает зависимость человека от техники, которая его порабощает. Сам превращается в машину. Направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков. Основной лозунг: «Назад к Канту». Физиологическое ( Либман, Ланге), Маргбурская школа ( Коген, Кассирер) , Баденская школа ( Виндельбанд , Риккерт ), Психологический реализм (Корнелиус ,Нельсон), Критический реализм (Кюльпе, Риль), НЕОКАНТИАНСТВО 1)Акцент на гносеологии и эпистемологии И.Канта. Подготовлена почва для феноменологии. 2)Концепция этического социализма. 3)Разграничение естественных и гуманитарных наук. На основе идеи Канта о разграничении мира природы и мира свободы. 4)Заложены основы западной философии ценностей – аксиологии. А также философии культуры в частности. Эрнст Кассирер- создатель оригинальной философии культуры. 1) Вместо кантовских двух миров существует единый «мир культуры». 2) Идеи разума обладают «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. 3) Разнообразные сферы культуры называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, право, экономика, техника и др.). Рассматривает их как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу. 4) Философия культуры Кассирера – идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы». Миф как происхождение других символических форм: право, язык ,осознание,искусство, Эрнст Кассирер о динамике познания. Каждая символическая форма проходит три ступени развития: 1)мимическая ступень представляет собой предельную конкретность и неразличимость чувственного и идеального; 2)аналогическая ступень демонстрирует постепенное отхождение от чувственности; 3)символическая ступень достигает предельной идеализации символического знака. Движение знаков направлено в сторону уменьшения степени зависимости от чувственных представлений, развиваясь в сторону непрерывной идеализации. ЯЗЫК 1. На первой ступени мимического выражения язык стремится к наиболее точному воспроизведению многообразия чувственных впечатлений, что наиболее характерно для языка «примитивных» народов, а также начального этапа развития детской речи. Так, например, в языке эве насчитывается не менее 33 звуковых образов для одного глагола со значением «идти», каждый из которых обозначает особую манеру ходьбы, например, «расхлябанно» или «бесцельно», «хромая» или «пыхтя», «вразвалку» или «покачиваясь», «энергично» или «вальяжно» и т. д. 2. На второй ступени аналогического выражения происходит освобождение от чувственности. Важность приобретают уже не физические, а логические свойства слова. Так, например, различение пространственных отношений берет начало от человеческого тела и его частей. 3. «Интеллектуальным итогом процесса образования языка» оказывается ступень символического выражения, на которой знак выступает как самодостаточная сущность. Ярким примером выступает язык математики . НАУКА 1. Первая ступень научного познания это «наивный реализм». Она исходит из допущения субстанционального единства мира, что обусловливает веру в существование независимых от мышления единичных вещей, что понятие о вещи образуется путем отображения ее в сознании. 2. Следующая ступень - «идеализм» (или этап «метафизического мышления»). Здесь различаются субъективная и объективная стороны в познании, выделяется представление и стоящий за ним предмет. Основная проблема познания формируется в виде вопроса о способах познания и границах познаваемости мира. 3. Третья ступень - «критический идеализм» исходит из представления о функциональном единстве мира, предполагающем, что понятие о бытии формируется мышлением. Например, математическая физика или теория относительности Эйнштейна не отражают чувственную реальность, а оперируют абстракциями, которые создают символические системы. Основной чертой науки этого периода является понимание относительности знания, что, однако, признается фактором, стимулирующим его развитие. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА . Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) 1.Философия - «… критическая наука об общеобязательных ценностях» («Прелюдии»), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. 2.Ценности – априорные, трансцендентальные, общезначимые. 3. Конечная цель исторического прогресса – самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», поэтому все социальные проблемы сводятся к этическим. 4. Разграничение естественных и гуманитарных наук. Если первые опираются на номотетический метод (выведение законов), то вторые – на метод идеографический (описание эталонных состояний). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ-(от немецкого «учение о феноменах») Философское направление ХХ века, в центре которого проблема познающего сознания Основоположник Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). В центре внимания – сознание человека как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность. Методы феноменологического исследования непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. ЦЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ - выделение априорного в сознании, рассмотрение сущностного, отвлекаясь от существующего. Фундаментальное свойство сознания – интенциональность, как свойство сознания быть на что-то направленным.(«сознанием о»). Интенциональность всегда есть переживание акта сознания чего-то. Итак, есть интенциональное переживание бытия и бытие интенциональных предметов 1.Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией.Тезису о случайности мира противопоставлен тезис о существовании моего чистого Я, жизни моего Я, и эта жизнь является „необходимой“, абсолютно несомненной. 2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания. Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится. Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь», сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира. 3.Противопоставляются ноэзис и ноэма НОЭЗИС — акт направленности на предмет, придания смысла предмету. Может быть ошибочным. Это реальное содержание сознания; НОЭМА – сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания. К сожалению, не все люди проникают в «ноэму». Утверждается основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания.
|
|||
|