Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть». (П. Бергер)



«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть». (П. Бергер)

Личность человека формируется в обществе. Положение человека в обществе и его действия также определяются именно обществом. Эти идеи содержатся в высказывании известного социолога Питера Бергера.

Рассмотрим идеи Бергера с позиций обществознания. Формирование личности – социализация (усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей) – это процесс, который происходит только в обществе. С помощью общества человек определяет, что он есть. Согласно теории «зеркального Я» американского социолога Чарльза Кули, каждый человек формирует свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Без общения с другими людьми невозможно по настоящему осознать свое Я. Ребёнок смотрит как в зеркало на реакции других и через это формирует свое Я. Также, именно общество детерминирует наше поведение, в обществе формируются социальные роли. Питер Бергер определял социальную роль как типичную реакцию на типичное ожидание. В современном обществознании социальная роль определяется как модель поведения, соответствующая определенному социальному статусу. Иначе говоря, это такое поведение, которое ожидается от человека обществом в связи с занимаемым им положением в обществе (социальным статусом).

Подтвердим теоретические суждения примерами из различных источников. Рассмотрим типичную ситуацию из жизни. Преподаватель Николай Иванович ведет урок в школе. То, что он делает, как он себя ведет, детерминировано обществом. Статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Преподаватель Н. И. выполняет все эти действия, тем самым реализуя социальную роль учителя. Поведение личности в данном случае соответствует социальному статусу, ожиданиям общества.

Приведем ещё один пример. Обратимся к истории России. Петр I обладал широким набором социальных ролей (роль правителя, роль отца, роль полководца, роль реформатора). Когда у него возник конфликт с сыном Алексеем, который бежал за границу и участвовал в заговоре, Петр был вынужден судить своего сына и вынести ему жестокий приговор. Петр I в данном случае исполнил роль правителя, заботящегося о будущем своего государства, он наказал изменника, устранил угрозу государственности. Общество ожидало от Петра определенных действий, в связи с занимаемым им социальным статусом правителя. Царь эти действия выполнял.

Другим примером, подтверждающим, что общество определяет то, что мы есть, является следующий. В СМИ часто появляются сообщения о детях-маугли - детях, которые с младенчества находились в изоляции от общества, выросли среди животных. У подобных детей не развиваются такие свойства, присущие человеку, как прямохождение, речь, развитое сознание, а главное, не формируется личность. Этот пример доказывает, что вне общества человеческий детёныш не может стать личностью, а следовательно, именно общество определяет формирование личности. Только благодаря обществу мы те – кто мы есть.

Итак, мы убедились в том, что общество определяет и наше поведение

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.