Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первым делом самолеты! (Экскурсия)



 

 

 Первым делом самолеты! (Экскурсия)

( ко Дню рождения знаменитого советского истребителя Ла-5)

Кузьмина Ангелина,

музей «Природа» им. С.И. Трофимова

музейно-выставочного центра,

Арзамасский район

 

…22 июля, ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны, немецкая авиация впервые осуществила массированный авианалет на Москву. На фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной армии министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг заявил: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!»

27 июля 1-му минно-торпедному авиационному полку ВВС Балтийского флота был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.

7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков. При полете над территорией врага самолеты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала.

В 1:30 8 августа пять самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин, и его предместье. Немцы настолько не ожидали авианалета, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Советские экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Несмотря на самоуверенные заявления фашистов, советская авиация не просто была, но была победоносна!

Лучшие умы конструкторских бюро страны работают над созданием новых моделей самолетов, способных в бою превосходить авиационную мощь противника. В их числе был и дважды Герой Социалистического Труда Лавочкин Семен Алексеевич, с 1940-1945 — бывший начальником КБ в г. Горьком. Одной из самых удачных его разработок стал истребитель Ла-5. Обладая простой конструкцией, самолет отличался удивительной надежностью. Крепкий Ла-5 оставался в строю даже после нескольких прямых попаданий противника. На Ла-5 совершали свои подвиги Герои Советского Союза Алексей Маресьев, Иван Кожедуб.

У Арзамаса и Арзамасского района с Ла- 5 связаны особые воспоминания. Наша малая родина не оставалась в стороне от общей беды, работая для фронта и победы. В тяжелые для всей страны годы Великой Отечественной войны, по инициативе арзамасских школьников были собраны деньги на самолет для советских летчиков. Силами 2500 школьников было собрано 160 тысяч рублей. На эти деньги купили самолет модели Ла-5, который получил название «Арзамасский школьник». Главнокомандующий тов. Сталин выслал благодарственную телеграмму. Самолет был передан летчику Алексею Иосифовичу Максименко, асу эскадрильи «Валерий Чкалов».

Передавая самолет, ребята дали наказ пилоту «бить врага нещадно». Наказ был выполнен. За время войны «Арзамасский школьник» поучаствовал в десятках боев и сбил 20 самолетов противника. Уже в ожесточённых боях на орловском направлении Максименко лично сбил 5 вражеских самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени. Вскоре в Арзамас пошли письма. Летчики сообщали: «Спасибо за подарок, самолет бьет врага. Напишите, как учитесь и трудитесь? Как помогаете фронту?»

Самолет прошел всю войну и не был сбит. На его фюзеляже красовались 20 звездочек — по числу сбитых самолетов.

На территории Арзамасского района в годы войны размещался Первый запасной истребительный авиационный полк, пилоты которого проходили стажировку на новых боевых самолетах Горьковского авиационного завода, а затем отбывали на фронт для участия в боевых действиях против ненавистного врага. Аэродром находился на землях В. Врага, Охлопкова, Выездного…

Постоянный летный состав проживал в деревянном двухэтажном здании, который сохранился до наших дней. Летчики отличались большим практическим опытом в летной работе. Многие участвовали в военных действиях на разных фронтах. Они-то и передавали молодым летчикам из переменного состава свои умения. Кроме казармы, летчики и другие сотрудники проживали в домах жителей района.

Окончив авиационные училища, школы, молодые летчики летали только вблизи своего аэродрома и нуждались в освоении полетов на более новых типах самолетов. Для такой подготовки и создавались запасные авиаполки. В них летчики обучались высшему пилотажу на больших и малых высотах, тактике воздушного боя, стрельбе по наземным и воздушным целям, полетам в сложных метеорологических условиях, по маршруту с посадкой в других аэродромах, по приборам и радиокомпасу. Теорию изучали в учебном центре, который находился в Выездновской средней школе. Опытные инженеры, техники, прибористы, оружейники умело доносили знания до слушателей.

Новые самолеты поступали в полк регулярно. На каждой машине нужно было налетать не менее 10 часов. За время существования полка было подготовлено и отправлено 156 маршевых полков и более 3000 одиночных экипажей.

Летный и инженерно-технический составы в любую погоду с рассвета и до темноты готовили материальную часть. С летного поля никто не уходил, т. к. погода в любую минуту могла измениться, любой ее просвет использовался для полетов. В адрес командования приходили благодарственные отзывы с фронта об отличной подготовке летчиков. Многие командиры звеньев и инструкторы были награждены медалями и орденами.

...Время уходит, но люди помнят о событиях времен Великой Отечественной войны и хранят уникальные документы, фотографии и предметы. Благодаря этому история страны и края становится более полной и входит в нашу жизнь не со страниц учебников, а воочию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.