Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





час) 19-11-3 КП Психология. Уважаемые студенты!. Вам необходимо изучить материал по теме Лекции 11.. Задание для самоконтроля будет дано в Лекции 12.. Если у вас возникают вопросы по изучаемой теме,. по проверке работ, задавайте их в ЛС в vk. План изучени



06.05.20 (1час) 19-11-3 КП Психология

Уважаемые студенты!

Вам необходимо изучить материал по теме Лекции 11.

Задание для самоконтроля будет дано в Лекции 12.

Если у вас возникают вопросы по изучаемой теме,

по проверке работ, задавайте их в ЛС в vk

Раздел: Предмет, задачи и современное состояние педагогической психологии

Тема лекции 11: Основные понятия психологии обучения. Обучение и развитие. Психологические теории развивающего обучения

 

Цель:  изучение сущности ведущих понятий психологии обучения и психологических теорий развивающего обучения

 

Источник:

Гуружапов, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для СПО / под ред. В.А. Гуружапова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.- URL: https://urait.ru/viewer/pedagogicheskaya-psihologiya-444564#page/2 (дата обращения: 05.05.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

 

План изучения темы

I.Изучение теоретического материала

1.1 Основные понятия психологии обучения

1.2 Обучение и развитие

1.3 Психологические теории развивающего обучения

II. Задание для самоконтроля дано в лекции12

 

I. Изучение теоретического материала

    1.1 Основные понятия психологии обучения

 

    К основным понятиям психологии обучения относятся обучение, учение, научение и учебная деятельность.

    Обучение - это целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся по передаче общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков) и развития учащихся.  Готовность к обучению у ребенка появляется в 4-5 лет.

    Учение – это осознанная познавательная деятельность человека, направленная на усвоение опыта (знаний, умений и навыков). Учение может быть как организованным, так и неорганизованным процессом, но всегда осуществляется осознанно. Как организованный процесс учение является частью обучения, как неорганизованный процесс – результат социализации. Готовность к самостоятельному учению появляется у человека  в 7-8 лет.

    Научение - это процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта (знаний, умений и навыков) при выполнении разных видов деятельности, в том числе и учебной. Может быть организованным и стихийным, может осуществляться осознанно и на бессознательном уровне. Готовность к научению у человека  уже проявляется с младенчества.

    Учение реализуется посредством учебной деятельности. Учебная  деятельность - это целенаправленная деятельность обучающихся по приобщению к человеческой культуре, по усвоению ими опыта поколений.

    Рассмотрим на примере взаимосвязь и проявление этих явлений. Идет урок математики, учащиеся под руководством учителя решают учебную задачу – осваивают способ нахождения площади прямоугольника. Во время выполнения задания у интерактивной доски у ученика возникла проблема с перемещением фигур. Учитель перенес их другим способом, ученик этот способ увидел и применил потом сам. Взаимодействие учителя и обучающихся на уроке – это обучение. В нем организованы учение и учебная деятельность школьников по освоению способа нахождения площади прямоугольника. Ситуация с учеником, который освоил способ перемещения фигур на интерактивной доске, - это пример научения.

 

    1.2 Обучение и развитие

 

    При изучении темы Основные закономерности психического развития детей в 1 семестре мы уже рассматривали понятие развитие, психическое развитие, обсуждали вопрос о соотношении обучения и развития, были раскрыты понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Найдите и повторите эти понятия.

    Напомню вам, что в отечественной психологии развитие психики ребенка рассматривается в тесной связи с обучением и воспитанием. Л. С. Выготский считал, что обучение является движущей силой психического

развития, оно должно опережать  развитие (развивающее обучение), создавая зону ближайшего развития ребенка. Опираясь на идеи Л.С. Выготского о развивающем обучении, в педагогической психологии были разработаны теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова.

 

    1.3 Психологические теории развивающего обучения

 

    1) Для изучения этого вопроса вам необходимо обратиться к ЭБС Юрайт, найти источник Гуружапов, В.А.  Педагогическая психология: учеб. пособие для СПО / под ред. В.А. Гуружапова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.-  URL: https://urait.ru/viewer/pedagogicheskaya-psihologiya-444564#page/2 (дата обращения: 05.05.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

    2) Найдите по оглавлению раздел 1, главу 2 Психолого-педагогический анализ развивающих возможностей начального общего образования. Параграф 2.1 Основы тории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

    Проанализируйте материал 2.1.1 и 2.1.2 учебного пособия и сделайте письменный вывод в таблице 1, заполнив в ней строки 1 – 5.

    3) Проанализируйте материал 2.1.3 учебного пособия и сделайте письменный вывод в таблице 1, заполнив в ней строки 6-7.

Таблица 1 – Основные положения теории развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

1. Цель развивающего обучения (РО) в теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова  
2.Что такое теоретическое мышление?  
3. Что является содержанием развивающего начального обучения в этой теории?  
4. Какой ведущий метод в развивающем начальном обучении в этой теории?  
5. Что является продуктом развития у школьников при реализации развивающего обучения?  
6. Как определяется учебная задача в этой теории? В чем значение решения подобных задач для учеников?  
7. Объясните, почему учебную деятельность младших школьников в своей теории ученые называли квазиисследовательской?  

 

    4) Для понимания того, как каждый из нас научился счету, письму, правописанию и другим умственным действиям, и для понимания того, как это происходит у школьников в процессе обучения, обратимся к теории умственных действий П.Я. Гальперина. Она построена на теории интериоризации Л.С. Выготского.

     Прочитайте параграфы 2.2.1 и 2.2.2 учебного пособия и выпишите названия 6 этапов формирования умственного действия. Проанализируйте, в чем суть каждого.

    5) А теперь рассмотрите пример, как реализуется эта тория на практике. Найдите в нем все рассмотренные этапы.

    На уроке математики учитель знакомит детей с алгоритмом умножения многозначных чисел, вместе находят ситуации, где в жизненном опыте им он понадобится, анализируют пример алгоритма в учебнике и на доске, приступают к его освоению. На первом уроке и при выполнении домашнего задания они обращаются к тексту учебника, выполняя вычисления. На следующих уроках отработка алгоритма продолжается, учитель просит детей комментировать вслух то, как они делают вычисления. К примеру алгоритма учебника уже не обращаются. Следующие уроки – освоение алгоритма продолжаются, но уже больше самостоятельных вычислений, без комментария вслух, но учитель рекомендует ученикам проговаривать про себя, записывая выражение. На следующих этапах обучения эти действия совершаются школьниками автоматически.

    6) Анализ теории развивающего обучения Л.В. Занкова. Эта теория нашла практическое применение в виде дидактической системы, которую уже много лет применяют учителя начальных классов, работающие по учебно-методическому комплексу Л.В. Занкова.

    На рисунке 2.1 в параграфе 2.3.1 выделены в обобщенном виде цели и задачи, принципы и методические свойства дидактической системы Л.В. Занкова. Чтобы получить более конкретное и образное понимание особенностей этой системы, обратитесь к анализу параграфа 2.3.3. После чтения ответьте на вопрос: «Почему эту систему называют развивающей?»

 

    После изучения Лекции 12, которая тесно связана с этой темой, выполните задание для самоконтроля.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.