Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вопрос по докладу Дворцы Римских императоров



 

(сл 2) Расцвет римского искусства приходится на 1—2 вв. н. э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна и раннего Адриана, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонинов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

 

(сл 3,4) Домус Августа возвышается на холме Палатин, отсюда открывается великолепный вид на цирк Массимо. Это был первый палатинский дворец, построенный в сравнительно простом стиле из мрамора, в самом центре холма. В комплекс входили личные покои Августа (Домус Августа), церемониальный дворец для государственных приемов; храм Аполлона; портик Данайди, который выполнял функцию Форума; алтарь Silvia Apollinis; библиотека, сантуарии и терраса с видом на цирк Массимо. В 3 году н. э. дворец сгорел, но Август восстановил его в прежнем виде, пристроив к нему пропилеи. Тогда же вокруг храма Аполлона Палатинского (area Apollinis) была воздвигнута колоннада с 52 колоннами, украшенная в промежутках статуями. В комплекс зданий, примыкавших к дому Августа, входил и дом Ливии (предположительно принадлежащий жене Августа). Август жил в довольно небольшом особнячке, и это особо отмечал его биограф: император жил «на Палатине в доме Гортензии; но этот дом был скромный, не примечательный ни размером, ни убранством, – даже портики были короткие, с колоннами албанского мрамора, а в комнатах не было ни мрамора, ни штучных полов». До нашего времени сохранились лишь руины дворца. Главными достопримечательностями были квадратный внутренний дворик с роскошным фонтаном и просторная полукруглая терраса с южной стороны дворца. Новые переделки Диоклетиана отразились на конфигурации верхнего перистиля в Августовом доме: его углы были скруглены, а в бассейне устроен островок с миниатюрной эдикулой, который соединялся с берегом переходом на арочках.

 

Собственно императорский дворец начали строить на Палатине в Риме преемники Августа – императоры Тиберий и Калигула, впоследствии его перестраивали другие императоры.

 

(сл 5, 6) Дворец Тиберия —Большой дворец на Палатине, начатый Тиберием, достроенный и расширенный Калигулой (37—41 гг. н. э.), по своему масштабу находился в знаменательном противоречии с соседним скромным домом Ливии, в котором, по видимому, жил сам Август. Вся сохранившаяся часть дома Ливии заняла бы площадь одного только громадного перистиля, вокруг которого группируются бесконечные помещения дворца Тиберия.

Дворец располагался между храмом Кибелы (Великой Матери) и Римским форумом. Первоначально дворец представлял собой скромное строение, объединявшее несколько домов республиканского периода. При Калигуле строение было расширено.

С само­го нача­ла это, несо­мнен­но, было огром­ное зда­ние, пред­на­зна­чен­ное для сов­ме­ще­ния пуб­лич­ной и част­ной жиз­ни прин­цеп­са. В цен­тре нахо­дил­ся обшир­ный пря­мо­уголь­ный внут­рен­ний двор, со всех сто­рон окру­жен­ный арка­да­ми, за кото­ры­ми к севе­ро-запа­ду откры­вал­ся ряд ком­нат оди­на­ко­вой глу­би­ны, тогда как к юго-восто­ку нахо­дил­ся отдель­ный ком­плекс куби­кул, рас­по­ло­жен­ных в две линии и откры­ваю­щих­ся в широ­кий цен­траль­ный про­ход. Дру­гие части, веро­ят­но, отно­ся­щи­е­ся к пер­во­на­чаль­но­му соору­же­нию, — это оваль­ный рыб­ный садок, сту­пен­ча­тый внут­ри, и длин­ный ряд ком­нат поза­ди пор­ти­ка с колон­на­ми в юго-запад­ной части, где, рас­по­ла­га­лась пре­то­ри­ан­ская гвар­дия. Послед­ние поме­ще­ния были пере­стро­е­ны при Нероне.

Самые инте­рес­ные части дома рас­по­ло­же­ны в севе­ро-восточ­ной части и вокруг север­но­го угла. Они посто­ян­но пере­стра­и­ва­лись, осо­бен­но после пожа­ров при Нероне и Тите. Пер­во­на­чаль­но дво­рец Тибе­рия дохо­дил толь­ко до спус­ка Победы, к кото­ро­му мож­но было спу­стить­ся с хол­ма по длин­ной широ­кой лест­ни­це в два про­ле­та. К севе­ро-восто­ку от лест­ни­цы нахо­ди­лась груп­па боль­ших ком­нат, выхо­дя­щих на спуск. Про­чие соору­же­ния, види­мо, были в основ­ном фун­да­мен­та­ми.В 80 году при пожаре домус был разрушен, в последующих постройках Домициана — дворце Флавиев и дворце Августов использовались лишь части сгоревшего дворца Тиберия, прежде всего стены.

Император Тиберий построил обширный дворцовый комплекс, состоящий из множества зданий. Калигула продолжил его до самого Форума

 

(сл 7)Виллы на Капри. Наибольшую строительную деятельность Тиберий развил на острове Капри, где он провел последние десять лет своей жизни. Судя по источникам, он построил здесь двенадцать вилл (Тацит), из которых одна называлась «виллой Юпитера» (Светоний). В ряде вилл, украшавших прекрасный гористый остров, получил особое развитие принцип террасных домов. Отдельные корпуса группируются в них вокруг главного здания виллы; жизненным центром каждого комплекса является высеченная в скале сводчатая цистерна. Такое владение, расположенное на нескольких террасах, включало обычно и небольшой приморский участок, так что разница уровней отдельных зданий одной и той же виллы доходила до 60 м.

В то время, как строительство Тиберия было направлено, преимущественно, на создание нескольких пышных резиденций, при Клавдии (41—54 гг. н. э.), как и во время раннего принципата Августа, главное внимание было обращено на строительство общественных сооружений.

 

(сл 8) Дворец на Палатине. Калигула соединил основной корпус дворца с храмом Кастора и Поллукса, посвященного сыновьям Юпитера, культ которых был очень широко распространен в Риме. Храм Кастора и Поллукса император Калигула превратил в прихожую, соединив ее с Палатинским дворцом, что вызывало сильное негодование жителей Рима.

Дворец Калигулы — первый многоэтажный дворец в Риме; в нем уже были большие остекленные окна. Дво­рец Кали­гу­лы пер­во­на­чаль­но нахо­дил­ся на даль­ней сто­роне спус­ка Победы, но после пожа­ра при Нероне был вклю­чен во дво­рец Тибе­рия. В резуль­та­те стро­и­тель­ства двор­ца Кали­гу­лы терри­то­рия, при­над­ле­жав­шая импе­ра­то­рам, ста­ла про­сти­рать­ся до гра­ни­цы фору­ма. Огром­ный и пре­крас­ный вход­ной ком­плекс поза­ди хра­ма Касто­ра был прак­ти­че­ски пол­но­стью уни­что­жен в ходе пере­строй­ки, но в раз­ных местах мож­но обна­ру­жить следы боль­шо­го пря­мо­уголь­но­го бас­сей­на (9 на 26 м) в обшир­ном дво­ре и остат­ки камен­ной клад­ки. Не сохра­ни­лось ника­ких сле­дов зна­ме­ни­то­го моста, по кото­ро­му Кали­гу­ла мог пере­хо­дить с Пала­ти­на к хра­му Юпи­те­ра на Капи­то­лии; пред­по­ло­жи­тель­но, он был цели­ком из дере­ва и раз­ру­шен сра­зу после смер­ти Кали­гу­лы.

Во дворце Калигулы было несколько обширных внутренних двориков. В самом дворце обилие бесценных ковров, золотых статуй и прекрасных картин великих эллинских мастеров поражало всех. Входя через парадный вход дворца в широкий вестибул (термин из античной архитектуры, который изначально обозначал небольшую открытую площадку перед зданием, часто отделённую от улицы невысокой оградой. Несколько позднее в Древнем Риме это слово сменило своё значение и стало обозначать преддверие или переднюю, которая располагалась между атрием и основным входом в здание), приглашенные проходили между двумя рядами преторианцев, выстроившихся до самого триклиния. Через вестибул гости проходили в триклиний, пол которого был выложен цветным мрамором, а стены украшены мозаикой. В триклинии обычно ставилось друг за другом пять столов, вокруг которых расставляли ложа. Центральное ложе среднего стола предназначалось для императора. Вдоль стен триклиния стояли массивные гранитные колонны, напротив них в стенах были пробиты ниши. В этих нишах тоже стояли преторианцы, следившие за благопристойным поведением присутствующих.

 

(сл 9, 10) В первые годы правления Нерона (до пожара в 64 году) была начата постройка грандиозного, так называемого Проходного дворца (Domus Transitoria), при создании которого ему еще приходилось считаться с существовавшей ранее застройкой. Этот первый дворец Нерона занимал свободную часть Палатинского холма, к юго-востоку от дворцов Тиберия-Калигулы и Августа, и располагался на двух террасах.

Он отличался богатством и тщательностью отделки; нимфеи, фонтаны и открытые лестницы придавали ему характер загородной виллы, в отличие от многоэтажного и замкнутого дворца Тиберия. Проходной дворец охватывал не только большую часть Палатина: его корпуса распространялись на склоны трех холмов и занимали долину между Палатином, Целием и Оппием — место будущего Колизея. В 65 году произошел страшный пожар, уничтоживший десять из четырнадцати городских районов Рима и Проходной дворец в том числе.

«Золотой дом» Нерона. Вместо Проходного дворца, захватывая также и площадь окружающих кварталов с лихорадочной быстротой стали строить так называемый Золотой дом Нерона.Золотой дом назван так из-за позолоченного купола (впервые в Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке),а также по отделке интерьеров позолотой, драгоценными мозаиками и слоновой костью. По сведениям античных авторов, Золотой дом был огромной виллой с озером в центре (впоследствии на месте этого озера был воздвигнут Колизей) и дворцовыми и другими корпусами, разбросанными среди садов, рощ и лугов между Палатином, Оппием, Эсквилином и Целием. Вход со стороны Священной дороги был оформлен монументальным портиком. У подножия Целия находился грандиозный нимфей. “Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески” - описание Светония, составленное спустя полвека после гибели Нерона и его дворца, указывает на две особенности, подтверждённые археологами. Целер и Север, впервые в Риме, украсили мозаикой не только стены, но и потолки (своды). Впоследствии, мозаики на куполах станут массово применяться в византийском храмостроительстве. Главный круглый зал был оснащён ложным внутренним куполом, который вращался рабами для услаждения гостей цезаря. Остатки основной части виллы скрыты под позднейшими термами Траяна. Своды ряда ее залов были расписаны небольшими панно в стуковых обрамлениях. Большинство зданий Золотого дома осталось недостроенным, а все, что было построено, почти целиком было снесено с приходом к власти новой династии Флавиев. Один громадный корпус, служивший, по-видимому, резиденцией самого императора, был засыпан и впоследствии использован в качестве субструкций терм Траяна на Оппии.Этот корпус, как и остатки других зданий Золотого дома, весь построен из бетона и украшен росписями и стуковыми рельефами. В Золотом доме поражает несоответствие между широкой композицией декора поднятых на значительную высоту сводов и размельченной живописью отдельных панно, исполненных детально, в почти миниатюрном масштабе, — без учета их роли в общей композиции и их удаленности от зрителя. По сохранившимся частям трудно судить обо всем плане даже одного этого главного корпуса, в планировке помещений которого, впервые в мировой архитектуре, видна попытка, сочетать помещения разнообразной формы, располагая их под разными углами друг к другу. Большой многоугольный зал в правом крыле (№ 84) перекрыт хорошо сохранившимся грандиозным сомкнутым восьмилопастным сводом, который переходит в купол с большим круглым отверстием наверху. Четыре помещения размерами 4,5X3,7 м (№ 73, 74, 76 и 77), примыкающие к этому залу (из них два под углом 45° к главным осям), перекрыты крестовыми бетонными сводами со вспарушенной шелыгой. По обеим сторонам группы многоугольного зала находятся два одинаковых сводчатых помещения с абсидами (№ 80 и 85).

В спальнях императора и императрицы (№ 42, 43 и 36, 37) альков выделен цилиндрическим сводом, а смежные с ними помещения имеют абсиды, крытые полукуполами. При сравнении Золотого дома Нерона с домами республиканского времени и времени Августа, обращает на себя внимание значительно большее разнообразие сводов в нем, вместо одних только цилиндрических сводов, применявшихся в жилых зданиях в предыдущий период. В Золотом доме сделана попытка внести в план движение; ввести новые оси под углом в 45°; создать ряды помещений, образующих огромный вестибул. Но все эти помещения и их группы еще плохо связаны между собой, промежуточные, трехугольные помещения случайны по форме, а план в целом лишен ясного композиционного единства и взаимной гармонии отдельных частей.

 

(сл 11) В комплекс дворца Домициана входил дворец Флавиев и дворец Августов. Здание состоит из двух частей, имеющих, однако, общие помещения. Северо-западная часть, называвшаяся дворцом Флавиев, вся построенная на одном уровне и вокруг одного перистиля, предназначалась для парадной, представительной стороны придворной жизни. Юго-восточная часть, называвшаяся Августовым домом, состояла из жилых помещений, окружавших два перистиля, из которых верхний лежал на той же искусственно созданной террасе, что и дворец Флавиев, а второй занимал пониженную террасу, выходившую к Большому Цирку. Во дворце Домициана вместо простых цилиндрических сводов террасных домов республиканского времени были использованы самые разнообразные и сложные сводчатые покрытия. Источники говорят даже о громадном куполе, который, однако, не обнаружен. Повод к такому описанию мог подать один из сводов на нижней террасе Августова дома, возведенный над восьмиугольным помещением. На четырех его сторонах были большие полукруглые ниши, а своеобразное перекрытие, по-видимому, развивало идею восьмиугольного зала в Золотом доме Нерона. Незаурядная смелость и грандиозность конструкций сочетались здесь с роскошью отделки и высоким уровнем деталей, вполне аналогичных и не уступающих по качеству деталям «Проходного форума», созданного тем же Рабирием.

 

(сл 12, 13) Дворец Флавиев - античный дворцовый комплекс римских императоров на холме Палатин в Риме. Этот дворец был построен Домицианом после разрушительного пожара 80 года, при котором сгорели прежние императорские дворцы - Золотой дом Нерона и Дворец Тиберия. Строительство было завершено в 92 году. Во дворце Флавиев на Палатине эллинистическая основа перистильного дворца очень сильно изменена в типичном для Рима направлении. Главный акцент начинает переноситься с перистиля на внутренние части торжественных репрезентативных (т. е. парадных, предназначенных для показных приемов) залов. Происходит отделение внутренних помещений от перистиля и образование в них самостоятельных центров, которые конкурируют с перистилем. Уже сложная композиция триклиния имеет, благодаря двум ориентированным на него нимфеям, самостоятельное пространственное ядро, что подчеркивается полукруглыми боковыми стенами нимфеев. Но особенно сильно отделение от перистиля сказывается в залах при входе. Базилика отделена от перистиля апсидой, которая ее замыкает и нарушает связь ее пространства с портиками перистиля. То же относится к тронному залу, воспринимавшемуся, благодаря своду, как совершенно самостоятельное и замкнутое внутреннее пространство. Тронный зал римских императоров — самое большое и самое роскошное помещение дворца, которое занимает среднюю часть узкой лицевой его стороны и выходит другой стороной на перистиль. Толщина сохранившихся оснований его стен доказывает, что он был перекрыт полуцилиндрическим сводом диаметром около 25 м, но только был ориентирован не в ширину, а в глубину. Трон стоял в нише против главного входа. Тронный зал Флавиев — самое старое из огромных римских внутренних помещений. Стены были разложены глубокими нишами, в которых стояли статуи, но трудно представить себе более детальную внутреннюю отделку дворца, так как от него сохранилось слишком мало. Тронный зал освещался, вероятно, световыми отверстиями в верхних частях его узких сторон, выходившими над наружными колоннадами и перистилем.Дворец Флавиев был одним из самых роскошных зданий Рима по своей отделке и одним из самых смелых по конструкциям.

 

Помещения дворца Флавиев окружают большой перистиль, причем основные корпуса расположены к северо-востоку и к юго-западу от него. Главный фасад, по-видимому, украшенный во всю ширину монументальным портиком имел не вполне симметричное решение, так как помещения по сторонам главного, тронного зала различаются по ширине.

В дворцовой базилике, расположенной к северо-западу от тронного зала, император творил суд под сенью апсиды, завершавшей средний неф, который выделялся двумя рядами колонн. Ларарий по другую сторону тронного зала значительно уступает базилике по ширине и по глубине. Узкий корпус к северо-западу от перистиля состоял из ряда криволинейных в плане, причудливо прорисованных помещений, перекрытых сводами и куполами. На оси тронного зала в юго-западном корпусе поставлен почти столь же грандиозный триклиний (пролетом около 27 м) с плоской апсидой в глубине; ряды проемов раскрывали стены между торжественной столовой и обрамлявшими ее нимфеями под открытым небом. Бассейны и фонтаны, ниши в задней стене, всевозможные драгоценные материалы в отделке и цветы должны были создавать живописную и красочную картину. Корпус к юго-востоку, от перистиля был общим у этого дворца и у соседнего дома. Первоначально оба верхних перистиля имели одни и те же размеры и форму. Разница между уровнями обоих перистилей Августова домапревышала 10 м, так что корпус между ними имел полных два этажа.

Дворец Флавиев на Палатине оставался официальной резиденцией императоров до самого конца античности. Значительные перестройки были произведены здесь при Северах.

 

( сл 14,15) Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца 2 в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах.

        

Вилла Адриана в Тиволи. Вилла в Тиволи, построенная в основном в 125—138 году и законченная после смерти Адриана, представляла собой отличающийся пышностью и богатством своей живописной планировки дворцовый ансамбль. В плане виллы мастерски использованы особенности богатого растительностью и рельефом итальянского пейзажа.

К сожалению, хищнически производившиеся первые раскопки 16 века нанесли вилле большой вред и затруднили ее реконструкцию. Мозаики, статуи и лучшие части отделки виллы давно увезены в музей.

Наивысшую площадку участка занимал близкий к квадрату перистиль, получивший название Золотой площади (Пьяцца д'Оро) из-за массы драгоценных предметов, найденных в нем при раскопках. Он представлял собой вымощенную мрамором площадь размером 40 X 50 м, обрамленную со всех четырех сторон портиками шириной 6,6 м, с очень небольшой высотой — в 3,6 м. При сравнительно больших измерениях плана двора (приблизительно равных измерениям перистиля дворца Флавиев на Палатине) поражает миниатюрность форм обрамляющей его архитектуры, что, очевидно, преследовало цель зрительного увеличения пространства двора и тех объемов, которые замыкали его с севера (вестибул) и с юга (купольный зал).

Так, пролеты «карликовых» аркад, шедших по фасаду и по задней стене портиков двора, были равны всего 1,5 м, что соответствовало поделенным надвое пролетам среднего ряда опор портиков. Выступающие на 2/3 колонны имели диаметр всего в 26 см. При числе колонн дворца Флавиев на Палатине по двум измерениям — 12X14, на вилле Адриана было 25X31 колонн. С юго-востока к перистилю примыкал величественный приемный зал, в котором 8 опор, соединенных подпружными арками, несли купол пролетом около 20 м. Четыре ниши, расположенные по диагоналям, имели дугообразные в плане портики, вдающиеся в центральное купольное пространство, тогда как четыре остальных ниши имели портики с обратной кривизной. Остатки купола указывают на стремление отступить от простой сферической формы и расчленить ее на клинья. Построение основных пропорций купольного зала было родственно Пантеону: и здесь, и там в зал вписывалась сфера, а пята свода лежала на половине наибольшей высоты зала. Опорная конструкция купола была расчленена с целью обогащения и раскрытия подкупольного пространства. Однако в опорах купола на Пьяцца д'Оро масса оплошной стены исчезла не только конструктивно, но и декоративно; а изгибами колоннад в плане внутрь и вне купольного пространства еще более подчеркивалось впечатление, что купол есть лишь легкая сферическая оболочка. Игра кривыми несомненно лежала в основе не только плановой, но и пространственной композиции купольных зал Пьяцца д'Оро. Форма сложно расчлененного сферического свода с распалубками была, по сравнению с Пантеоном, дальнейшим шагом вперед в развитии купольного сводостроения. Находившийся на противоположной приемному залу стороне перистиля восьмиугольный вестибюль развивал в меньшем масштабе тему купольного зала.

 

(сл 16) При Септимии Севере (193—211) в Риме производились большие реставрационные работы. Из вновь построенных сооружений самое видное место занимал дворец, вход в который был украшен грандиозной трехъярусной кулисой, именовавшейся Septizodium (или Septizonium), сооруженной в 203 г. Септизоний — грандиозное сооружение, в котором, однако, все для нас неясно: научные споры касаются как его названия, так и его назначения и его архитектурного облика. Осуществленный из драгоценных пород камня, Септизоний не дошел до нас и известен нам лишь по зарисовкам сохранившихся его частей художниками эпохи Возрождения. Септизоний представлял собой декоративную стену, длиной по фасаду 95 м с трехэтажным портиком, высотой около 25 м. Стена маскировала со стороны Аппиевой дороги холм и субструкции реконструированного дворца.

Септизоний, может быть, играл роль нимфея, под колоннадами которого струилась вода, стекая в расположенный впереди водоем. Domus Severiana был последним расширением имперских дворцов на Палатинском холме в Риме , построенных Септимием Северусом к юго-востоку от Палатинского стадиона в Domus Augustana .Сегодня на углу холма остались только внушительные кирпичные подструктуры , которые создали искусственную платформу на той же высоте, что и дворец Домициана , где было произведено расширение, поскольку физическое пространство на холме было исчерпано.

Поэтому настоящее здание находилось на террасе под подвалами, а остатки очень скудны.

 

(сл 17-20) Дворец Диоклетиана— это огромный дворцовый комплекс (215x118 м) в Сплите (Хорватия), построенный римским императором Диоклетианом, правившим с 284 по 305 год н. э., расположенный на берегу Адриатического моря. Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи.Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3 гектаров. В нем нет особенно больших залов, он внутри состоит из сравнительно небольших помещений очень разнообразной формы, которые сгруппированы в несколько комплексов, отделенных друг от друга улицами.По своей композиции, дворец представляет собой противоположность живописной планировке римских вилл. Его план повторяет схему лагеря римского легиона. С южной стороны был выход из дворца к морю. Трое ворот на других сторонах носили ясно выраженный крепостной характер: они обрамлялись восьмигранными башнями и были снабжены тамбурами. Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы, шириной в 11 м, которые были оформлены портиками. Южная, выходящая к морю сторона дворца была отведена под апартаменты императора. Два корпуса для гвардии и для провиантского склада занимали северную его половину. В северной части южной половины размещались два двора: на западном дворе стоял храм, четырехколонный простиль со сводчатой целлой; на восточном — мавзолей императора (так называемый храм Юпитера), круглый внутри и восьмигранный снаружи. Диаметр купола, покрывающего этот мавзолей, равен 13,5 м. Исключительный интерес представляет кирпичная кладка этого купола, возведенного без кружал, благодаря особому приему «веерной» кладки из расположенных по дуге кирпичей, служивших во время производства работ опорой друг для друга, что давало возможность вести кладку на весу. Дворец был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три). К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, и храм Юпитера, перестроенный в баптистерий.

Дворец в основном построен из кирпича, привезенного с острова Брач известняка и добытого в близлежащих реках туфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Хорошо сохранился до нашего времени портик круглого в плане вестибюля, который вел с улицы в императорские апартаменты. Подобно пропилеям в Баальбеке и Дамаске, средний пролет портика вестибюля, как и некоторых других портиков дворца, был перекрыт арочным антаблементом.

Сходство с восточными ансамблями обнаруживается и в архитектурных деталях дворца. Богатая порезка в изобилии украшает не только главный ордер, но и второстепенные детали архитектуры дворцового ансамбля. Во дворце Диоклетиана в Сплите аркада по колоннам впервые получила особое развитие. В этом отношении дворец в Сплите может считаться прототипом для последующих архитектурных периодов, в которых аркада по колоннам стала общеупотребительным архитектурным приемом, вытеснив колоннаду с горизонтальным антаблементом.

В целом, дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой памятник переходной эпохи, в котором схемы и формы столичной римской архитектуры тесно переплетаются с провинциальными архитектурными мотивами.

 

(сл 21) В 4 веке Рим терял свое значение. В 330 г. Константин переехал в Византию и город, хотя долго еще даже в официальных документах именовался по-старому, стал называться Константинополем. Новую столицу, населенную в основном греками, римлянами и выходцами из восточных провинций, называли вторым Римом.

 

Большой Константинопольский императорский дворец исследован все еще мало, несмотря на то, что изучение его продолжается уже несколько десятилетий, дворец можно представить себе только в самых общих чертах. Его описания в исторических источниках помогают лишь в небольшой степени, так как не могут дать конкретного представления об архитектурных формах и их зрительных особенностях.Наиболее ранние здания Большого дворца были заложены и построены в 20-30-х гг. 4 в. императором Константином I Великим одновременно с началом строительства новой столицы Римской империи на Босфоре. Основные части Большого императорского дворца, одной стороной примыкавшего к Августиону, спускались террасами по направлению к Мраморному морю, отражая рельеф местности. Из аркад дворца и с его открытых террас открывались великолепные виды на Мраморное море, малоазийские горы и видневшиеся вдали Принцевы острова. Это можно наглядно представить себе при посещении местности, на которой когда-то стоял дворец. Раскопанные части Большого дворца византийских императоров показывают, что основные парадные дворцовые помещения группировались вокруг богато украшенных перистильных дворов, открытые части которых имели мозаичные полы с фигурными изображениями.Важнейшие элементы комплекса Большого дворца возникли уже в 4 в., при Константине Великом и его преемниках. Дворец состоял из множества отдельных ансамблей (вероятно, по образцу дворца в Сплите). Большой дворец вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части — Халку, Дафну и Священный дворец. Главный вход в дворцовый район - ворота Халка. За Халкой в 4 в. был построен 1-й императорский дворец - Магнавра. На северо-востоке от него размещался сенат (синклит), с юго-запада примыкали помещения императорской стражи. В западной части комплекса, на юго-востоке от терм Зевксиппа, вокруг большого двора Дельфиака (Трибунала), сформировалась группа жилых построек для членов императорской семьи и дворцовых чинов. Потом дворец расширялся и укреплялся стараниями других императоров. Здания Большого императорского дворца и примыкавших к нему Магнаврского дворца и приморского дворца Буколеон занимали огромную площадь — 40 гектаров. 

 

10 вопрос по докладу "Дворцы Римских императоров"

  1. В чем особенность Домуса Августа?
  2. Какие были главные достопримечательности Домуса Августа?
  3. Где Тиберий развил наибольшую строительную деятельность?
  4. Какое действие Калигулы вызвало сильное негодование жителей Рима?
  5. Что такое вестибул?
  6. Какое самое большое и самое роскошное помещение дворца Флавиев?
  7. Какой дворец оставался официальной резиденцией императоров до самого конца античности?
  8. Что представлял из себя Септизоний?
  9. В чем состоят особенности дворца Диоклетиана?
  10. Вокруг чего группировались основные парадные помещения Большого дворца?


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.