|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: СОЦИОЛОГИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "СОЦИОЛОГИЯ"
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ:__________.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) традиции; 2) обычаи; 3) социальные нормы; 4) нормы морали; 5) законы.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы. 1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.
4. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Разновидностью этноса является народность. 2. Появление наций предшествовало возникновению государства. 3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов. 4. Различают этническое и гражданское понимание нации. 5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб. Ответ:__________.
5. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Молодежь отличается от других групп социальной активностью. 2. Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения. 3. В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна. 4. К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности. 5. Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни. Ответ:__________.
6. «За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления. 2. Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе. 3. Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза. 4. Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников. 5. Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы. Ответ:__________.
7. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак. 2. Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии. 3. Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей. 4. В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности. 5. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей. Ответ:__________.
8. «Как, по вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2009, 2013 и 2014 годах. Результаты этих исследований приведены в таблице (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Большинство опрошенных считает, что их материальное положение не изменится. 2. Доля опрошенных, считающих, что их материальное положение улучшится, неуклонно увеличивается. 3. Доля опрошенных, ожидающих ухудшения своего материального положения, в течение пяти лет постоянно сокращается. 4. В течение двух последних лет в вопросе улучшения материального положения значительно больше респондентов-скептиков, чем оптимистов. 5. Число респондентов, надеющихся на стабильность собственного материального положения, за пять лет выросло более чем на 10%. Ответ:__________.
9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение. 2. Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам. 3. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций. 4. Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия. 5. Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека. Ответ:__________.
10. В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?» Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы. 2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире. 3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки. 4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем. 5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности. Ответ:__________.
11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве. 2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях. 3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи. 4. Социальные нормы являются элементом социального контроля. 5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям. Ответ:__________.
12. «Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбережения или стали бы делать, если бы у Вас была возможность?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Основные результаты опроса приведены в диаграмме (в %). Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день». 2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома. 3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных. 4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи. 5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение. Ответ:__________.
13.Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности. 2. Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение. 3. Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности. 4. Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую. 5. Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность. Ответ:__________.
14. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы. Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает. 2. Опрошенные в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру. 3. Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице. 4. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью. 5. Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений. Ответ:__________.
15. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Для молодежи характерна собственная субкультура. 2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия. 3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста. 4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание. 5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению. 16. В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).
Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. За последние годы благосостояние людей выросло. 2. У большинства отсутствуют достижительные установки. 3. Средний уровень жизни людей достаточно высок. 4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир. 5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло. Ответ:__________.
17. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы. 2. Доиндустриальное общество было социально однородным. 3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности. 4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека. 5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации. Ответ:__________.
18. Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме. 1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны. 2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме. 3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию. 4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния. 5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии. Ответ:__________.
19. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе. 2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность. 3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка. 4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу 5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности. Ответ:__________.
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. «Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование.Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1. благо 2. профессия 3. стратификация 4. оценка 5. деньги 6. дифференциация 7. власть 8. структура 9. группа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|