Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие политической культуры



 

Политическая культура- это составная часть общей культуры человечества.

Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные сто­роны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.

Политическая культура формируется десятилетиями и даже столе­тиями. Она результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль должна принадлежать целенаправленной деятельности общества, его институ­тов, борьбе с субъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом. Слова должны соответствовать делам, теоретические политические знания при­званы лежать в основе политической деятельности людей, особенно руководителей.

1. Понятие политической культуры

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых катего­рий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции обще­ства, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллектив­ный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров- все это не случайные продукты истории, а взаимо­связанные части единого целого, образующие реально существую­щую цепь взаимоотношений.

Термин «политическая культура» в том значении, в каком он употребля­ется в современной политической науке, был введен в оборот в 1956г. Габриэлем Алмондом (1911г.) в статье « Сравнительные системы» опреде­лили политическую культуру как субъективное изменение социаль­ных основ политической системы, т.е. как совокупность индивиду­альных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Особенность политической культуры состоит в том, что она не сводится к политике как таковой или политическому процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержа­ния, политическая культура представляет собой тем не менее объектив­ную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она «вплетена» в контекст существующих политических отноше­ний и систем социальной деятельности. Политическая культура- это описа­ние способа существования (политического поведения) социаль­ного субъекта - нации, класса, группы, индивида- как субъекта политиче­ского процесса.

Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от поли­тической культуры населения страны зависит, каким путем будет решаться тот или иной конфликт.

Политическая культура населения конкретной страны определяет, на­сколько эффективно (или напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: своей «невидимой рукой» политическая куль­тура или способствует стабильности политической системы, или , как эрозия, постепенно подтачивая, разрушает ее.

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представле­ниях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области поли­тики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но та­кая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассив­ных форм политического участия каждого члена общества.

В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической куль­туры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существова­ния безраздельно. Оппозиция "общество - личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разреша­лись в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохране­ния. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспо­тизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведе­ния и моральными основами социальных взаимоотношений.

Помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы обще­ния, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабиль­ность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а гимн к тому же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.

Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной фор­мой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политиче­ская культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистиче­ским движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это соз­дает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообще­ства.

Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в поли­тике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Назначение и функции политической культуры

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздейст­вие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состоя­ние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:

- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выраже­нии и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- социализация- обретение определенных навыков и свойств в реализации своих граждан­ских прав, политических функций и интересов;

- интеграция(дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществова­ния в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политиче­ских явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и сво­бод в конкретной политической системе;

-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориента­ций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и гра­ницы конструирования поведения человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.