|
|||
Культурно-исторический анализ эпохи произведения А.П. Чехова Беззащитное существоКультурно-исторический анализ эпохи произведения А.П. Чехова "Беззащитное существо" 1. Характеристика эпохи. Во времена, когда была написана пьеса, в Российской Империи правил Александр III, который отличился тем, что в годы его царствования Россия действительно не воевала, были лучшие показатели в экономике, однако была довольно таки большая смертность. Правительство Александра III проводило политику контрреформ, ограничившую либеральные преобразования 1860-70-х годов. Был издан новый Университетский устав 1884 года, который упразднял автономию высшей школы. Было ограничено поступление в гимназии детей низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887).
2. Политика. Как написано выше, в те времена правил Александр III. Александр III не поддерживал политику своего отца и под влиянием К. П. Победоносцева отошел от либеральных начинаний Александра II. Из документа (К. П. Победоносцев и его корреспонденты): …Час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, о, ради бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте. Это будет гибель, гибель России и Ваша: это ясно для меня, как день. <…> Безумные злодеи, погубившие Родителя Вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. Их можно унять, злое семя можно вырвать только борьбою с ними на живот и на смерть, железом и кровью. Победить не трудно: до сих пор все хотели избегнуть борьбы и обманывали покойного Государя, Вас, самих себя, всех и все на свете, потому что то были не люди разума, силы и сердца, а дряблые евнухи и фокусники. <…> Не оставляйте графа Лорис-Меликова. Я не верю ему. Он фокусник и может еще играть в двойную игру. <…> Новую политику надобно заявить немедленно и решительно. Надобно покончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании <…>. Борьба между либералами и консерваторами, развернувшаяся в правительстве в 1881 г., завершилась победой консервативных сил. На заседании Комитета министров Александр III принял проект, составленный Победоносцевым, известный как Манифест о незыблемости самодержавия 1881 г. 21 апреля 1885 года - для помощи разорившимся после отмены крепостного права помещикам учреждался Дворянский банк, который на льготных условиях выдавал кредиты дворянам. 1 января 1887 года - с этого дня в России была отменена подушная подать - всеобщий налог, который платило население. 5 июня 1887 года - министр народного просвещения И. Делянов издал Циркуляр "О сокращении гимнастического образования", по которому был запрещен прием в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию". В народе он прозван "Циркуляром о кухаркиных детях". Законом 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) была отменена подушная подать.
Либеральная политика во внешней торговле продолжалась и в дальнейшем, после введения нового таможенного тарифа 1868 года. Так, было подсчитано, что по сравнению с 1841 годом импортные пошлины в 1868 году снизились в среднем более чем в 10 раз, а по некоторым видам импорта — даже в 20-40 раз. По словам М. Покровского, «таможенные тарифы 1857—1868 гг. были самыми льготными, какими пользовалась Россия в 19 столетии…». При этом положение в экономике страны не улучшалось: современные экономические историки характеризуют весь период до конца царствования Александра II и даже до второй половины 1880-х гг. как период экономической депрессии. Свидетельством медленного промышленного роста в этот период может служить производство чугуна, увеличение которого лишь ненамного опережало рост населения и заметно отставало от показателей других стран. Так, за 20 лет (с 1855-59 по 1875-79 гг.) выплавка чугуна в России увеличилась лишь на 67 %, в то время как в Германии она выросла за это время на 319 %, при том что население России росло рекордно высокими темпами (прирост за указанный период составил почти 40 %). Для сравнения: за 20 лет, прошедших после смерти Александра II (с 1880—1884 по 1900—1904 гг.), при тех же темпах роста населения, производство чугуна в России увеличилось на 487 %, то есть оно росло в 7-7,5 раз быстрее, чем в эпоху Александра II. Из документа (Фабричный закон 1886 г.): …1) Наем рабочих в заведениях фабричной промышленности совершается на основании общих постановлений о личном найме… 7) Договоры о найме рабочих могут быть заключаемы выдачею расчетных книжек, в коих означаются условия найма, а также отмечаются все производимые с рабочим расчеты и делаемые с него по условию вычеты за прогул и причинение вреда хозяину. 8) Расчетная книжка хранится у рабочего и передается им в контору фабрики или завода для необходимых в ней записей. 9) Наем рабочих производится: а) на определенный срок; б) на срок неопределенный, и в) на время исполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращается самый наем. 10) При найме на срок неопределенный каждая из договаривающихся сторон может отказаться от договора, предупредив другую сторону о своем намерении за две недели. На окраинах империи активно проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев. Была установлена процентная норма для евреев в средних, а затем и высших учебных заведениях: в черте оседлости (часть территории, на которой разрешалось постоянное проживание евреям) 10 %, вне черты 5 %, в столицах 3 %. В 1880-е гг. в польских вузах вводилось обучение на русском языке. В Польше, Финляндии, Прибалтике, на Украине русский язык был введен в учреждениях, на железных дорогах, на афишах.
4. Материальная и духовная культура. Политика в сфере культуры. 1880–1890-е гг. стали временем расцвета русской национальной культуры. Император-меценат оказывал поддержку композитору П. И. Чайковскому. С. П. Дягилев называл Александра III лучшим из русских монархов, уверяя, что именно при нем начался расцвет русской литературы, живописи, музыки и балета. Император возглавил Императорское Русское историческое общество, стал создателем и учредителем Исторического музея в Москве. При нем открылся Томский университет в Сибири. Был подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе, стало действовать Русское Императорское Палестинское общество. В Севастополе был создан патриотический музей, главную экспозицию которого представляла панорама Севастопольской обороны. В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи-сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии - «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну - по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”, – Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение - «Товарищество художественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К концу XIX в. аграрный вопрос приобрел значительную остроту в силу естественного прироста крестьянского населения, малоземелья, аграрного перенаселения, сохранения общины. Вопрос о новых аграрных преобразованиях мог быть решен реформаторским или насильственным путем. Таким образом, в период правления Александра III Россия уверенно развивалась, превращаясь из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Утверждение капитализма как основного способа производства сочеталось с сохранением традиционных структур в экономике, ее многоукладностью. На фоне промышленного роста застой в сельском хозяйстве становился очевиднее. Одежда. В 1885 — 1888 годах турнюры женских платьев достигли своей максимальной объёмности. Несколько непонятна ситуация с 1888 годом. На модных гравюрах встречаются как турнюры необъятной ширины, так и совсем маленькие. Можно предположить, что турнюры резко уменьшились в размерах где-то в самом конце 1888 года — во всяком случае, такой вывод позволяют сделать гравюры. На модных гравюрах 1889 года турнюры уже совсем маленькие, а силуэт платья несколько иной, нежели в 1885-1888 годах. Интересно, что на большинстве вечерних платьев 1885 — 1888 годов или вообще нет рукавов, или же они совсем крохотные. А вот дневные платья такие же закрытые, как и в первой половине 1880-х. Причёски у дам очень высокие, в основном шлемовидной формы. И по-прежнему в моде подвитые чёлки, падающие на лоб. В мужском костюме тип делового человека сохраняется неизменным,однако влияние спортивной направленности становится в нем более ощутимо,чем в 80-х годах 19 века. Появляются укороченные брюки для велосипедной езды,куртки спортивные(английские с множеством карманов). Вестон (пиджак) начинает вытеснять сюртук. И только визитка по -прежнему в моде.Мужская одежда стала несколько свободнее,комфортабельнее с более низкими воротниками. Но, как и женщины,мужчины еще связаны жесткими условностями ,определяющими правильную одежду для каждого события. В светском обществе требовалось,чтобы все меняли свои костюмы и платья несколько раз в день. Туфли со шнурками стали носить с 1880-ых,особенно летом.
|
|||
|