Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Актуальность.



Актуальность.

 Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?

О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.

Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.

Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

 

Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!

Эта идея, организовать экологическую квест-игру, и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.

 

Содержание:

Форма проведения: экологическая квест-игра.

Используемые методы и приемы:

игровой: игры-загадки;

наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;

словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.

 

Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.

Демонстрационный материалы: видео слайды.

Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса

Предварительная работа:данная методическая разработка не требует особой предварительной работы -реализация программного материала ДОО или НОО.

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.

2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

3. Воспитывать  стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Ход квест-игры:

Фея Природы:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? А руководит этим клубом –Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Мы отправимся в путешествие по лесным полянкам все вместе: вы, ребята, я –Фея Природы и Лесовичок. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!!

СЛАЙД №1.

 (Переход на следующий слайд по щелчку мыши)

Фея Природы:

Смотрите, ребята, Лесовичок уже встречает нас! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня.

(Переход на следующий слайд по щелчку мыши)

СЛАЙД №2.

/Дети шагают по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать»/

Фея Природы:

Вот мы и в лесу.

СЛАЙД №3.

/По щелчку включаются звуки леса/.

/По щелчку появляется Лесовичок/.

Старичок-лесовичок нас уже встречает. Какая красота! Какая красивая полянка! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса.

Фея Природы:

Отдохнули, полюбовались и дальше в путь! Старичок-Лесовичок нас ждет уже на следующей полянке.

/По щелчку переход на  СЛАЙД №4/.

Поляна первая.

/По щелчку -звуки леса, щелчок появляется Лесовичок /.

Фея Природы:

Но, это не простая полянка, а полянка загадок про животных, которые живут в этом чудесном лесу. А вот и задание от Старичка-Лесовичка: я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на полянке появится этот житель.

/Дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного/.


1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...

                / Лиса/

/По щелчку появляется  лиса)

2.Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                / Ёж/

/По щелчку появляется еж)

3. С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал.

                   /Белка/

/По щелчку появляется белка/

 

4.Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

                      / Волк /

/По щелчку появляется волк/

5.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

                         /Медведь/

/По щелчку появляется медведь/

6. Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызёт кору.

                                /Заяц /

/По щелчку появляется заяц/


Фея Природы:

Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт от Лесовичка.

Отправляемся дальше!

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №5

Фея Природы:

Вот и следующая полянка. Красота, да, ребята! Птички поют, кузнечики стрекочат. А где же Лесовичок? Почему он нас не встречает?

/По щелчку появляется Лесовичок/

 

Да, вот же он! Это полянка тоже не простая. На этой полянке вас ждет встреча с насекомыми. Старичок –Лесовичок подготовил вам загадки –описания. Если вы правильно угадаете это насекомое – оно встретится  с вами.

Давайте узнаем, какие?

 


1.Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-   

Сверху на серединку, 

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.  

                        (Кузнечик)

/По щелчку появляется кузнечик/

2. Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

                               (Бабочка)

/Два щелчка появляются бабочки/

 3. Домовитая хозяйка

    Летает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.

                        (Пчела)

/Два щелчка появляются пчелки/

 

4. Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке?

            (Божья коровка)

/По щелчку появляются божьи коровки/

5. На поляне возле елок

 Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

           (Муравей)

/По щелчку появляются муравьи/


Фея Природы:

Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, узнали всех насекомых. Старичок-Лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы. Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку.

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №6

/По щелчку появляется Лесовичок/

Фея Природы:

А на этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?

 


1.Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть- нет головы.

                   (Гриб) 

/По щелчку появляется гриб/

 

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Ребятишки и медведи.

               (Малина)

/По щелчку появляется малина/

 

3. Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

                                         (Земляника)

/По щелчку появляется земляника/

4. Надела к осени оранжевые бусы

С немного горьким, но приятным вкусом.

Зимою ими сможет насладиться,

Снегирь, пичуга, сойка и синица.

                                         (Рябина)

/Три щелчка появляется рябина/


Фея Природы:

Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно - и вы получаете следующий конверт.

А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь!

/По щелчку переход на следующий слайд/

Фея Природы:

Следующая остановка- красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-Лесовичок решил порадовать ваши глазки? А вот и задание: это поляна цветов, а чтобы они выросли, вы должны дать правильный ответ на загадки Лесовичка.


1.Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу- ка в карманчик

Бывший …(Одуванчик)

/Два щелчка появляются одуванчики/

2. В лесу кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

                       (Ромашка) 

/Три щелчка появляются ромашки/

 

 

3.Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

                               (Василек)

/По щелчку появляется василек/

 

5. Синенький звонок висит,

Никогда не зазвенит.

                              (Колокольчик)

/По щелчку появляется колокольчик/

 

 


Фея Природы:

Посмотрите, наша полянка стала еще красивее. А за правильные ответы - еще один конверт. А наше путешествие продолжается.

 

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №7

/По щелчку - звуки леса, следующий- появление Лесовичка/.

Фея Природы:

Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.

 

/По щелчку -ГОЛОС КУКУШКИ. Щелчок появляется кукушка/.

 

Фея Природы:

Правильно, угадали-это кукушка.

/По щелчку –СТУК ДЯТЛА. Щелчок появляется дятел/

 

 

Фея Природы:

Молодцы, вы знаете стук дятла. И его вы угадали.

/По щелчку -ГОЛОС СОВЫ. Щелчок появляется сова/

Фея Природы:

Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается,  для  вас нет трудных заданий.  Получите конверт.

Но наша игра-путешествие еще не закончена. Лесовичок показал вам еще не все свои чудесные полянки.

/По щелчку переход на следующий слайд/

/Пока дети слушают голоса птиц, разбрасывается мусор- салфетки , бумажки, пустые бутылки/

СЛАЙД №9

/По щелчку- страшная мелодия/

 

 

Фея Природы:

Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. И даже, нашего друга  Лесовичка  нет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязненно. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.

(Дети собирают мусор, а на экране по щелчкам  исчезает мусор).

Фея Природы:

Вы, настоящие друзья природы!

/По щелчку появляется Лесовичок/

Лесовичок, очень благодарен вам за помощь и дарит еще один загадочный конверт. Продолжим наше путешествие.

 

Фея Природы:

Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы с Лесовичком сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

СЛАЙД №10

/На экране появляется первая картинка «Мальчик разрушает птичье гнездо»/

***

Если я разрушу гнезда,

заберу домой птенца? (нет)

Фея Природы:

Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес это дом и они могут погибнуть.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №11

***

Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,

Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)

 

Фея Природы:

Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчим их домик, то они погибнут.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №12

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Фея Природы:

Вы, правы, ребята!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №13

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.

 

Нельзя костер бросать в лесу,

Костер в лесу несет беду.

Пожар в лесу может случится.

Без дома будут зверь и птица.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №14

 

***

Если я побью бутылки,

ведь они мне не нужны….(нет)

Фея Природы:

Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.

Чтоб было по лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет,

И беда всех людей настигнет.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №15

 

Фея Природы:

 

***

Если сильно насорю

И убрать забуду… (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

 

Фея Природы:

Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь,  их соблюдаете.

/По щелчку картинка перечеркивается линиями/

/По щелчку переход на следующий слайд/

СЛАЙД №16

 

***

Если бабочку поймаю,

В баночку ее запру… (нет)

Фея Природы:

 Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, Лесовичок вручает вам еще один конверт. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…

(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)

Фея Природы:

Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое послание передал вам Старичок- Лесовичок.

(Дети собирают картинку)

 

Фея Природы:

Что же у вас получилось?

/По щелчку переход на следующий слайд/

 

 

Фея Природы:

А получился плакат- «Берегите лес» .

Это Старичок-Лесовичок  напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять.

У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!

Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующий раз мы отправимся по другим страничкам природы!

 

 

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002

3. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996

4. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006

5.  Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005

Интернет-ресурсы:

o http://docplayer.ru/32318450-Ekologicheskiy-kvest-znatoki-prirody-detskiy-sad-2415.html

o http://ped-kopilka.ru

o http://scenary.ru

o Сто сценариев по экологии - http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/100.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.