![]()
|
|||||||
Актуальность. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Актуальность. Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения? О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности. Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе. Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды! Эта идея, организовать экологическую квест-игру, и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Содержание: Форма проведения: экологическая квест-игра. Используемые методы и приемы: игровой: игры-загадки; наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей; словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса. Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук. Демонстрационный материалы: видео слайды. Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса Предварительная работа:данная методическая разработка не требует особой предварительной работы -реализация программного материала ДОО или НОО. Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре. Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса. 2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде. 3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Ход квест-игры: Фея Природы: Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? А руководит этим клубом –Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Мы отправимся в путешествие по лесным полянкам все вместе: вы, ребята, я –Фея Природы и Лесовичок. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!! СЛАЙД №1. (Переход на следующий слайд по щелчку мыши) Фея Природы: Смотрите, ребята, Лесовичок уже встречает нас! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня. (Переход на следующий слайд по щелчку мыши) СЛАЙД №2. /Дети шагают по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать»/ Фея Природы: Вот мы и в лесу. СЛАЙД №3. /По щелчку включаются звуки леса/. /По щелчку появляется Лесовичок/. Старичок-лесовичок нас уже встречает. Какая красота! Какая красивая полянка! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса. Фея Природы: Отдохнули, полюбовались и дальше в путь! Старичок-Лесовичок нас ждет уже на следующей полянке. /По щелчку переход на СЛАЙД №4/. Поляна первая. /По щелчку -звуки леса, щелчок появляется Лесовичок /. Фея Природы: Но, это не простая полянка, а полянка загадок про животных, которые живут в этом чудесном лесу. А вот и задание от Старичка-Лесовичка: я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на полянке появится этот житель. /Дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного/. 1.Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её ... / Лиса/ /По щелчку появляется лиса) 2.Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. / Ёж/ /По щелчку появляется еж) 3. С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол. И в дупло убежал. /Белка/ /По щелчку появляется белка/
4.Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. / Волк / /По щелчку появляется волк/ 5.Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. /Медведь/ /По щелчку появляется медведь/ 6. Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, У кустов грызёт кору. /Заяц / /По щелчку появляется заяц/ Фея Природы: Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт от Лесовичка. Отправляемся дальше! /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №5 Фея Природы: Вот и следующая полянка. Красота, да, ребята! Птички поют, кузнечики стрекочат. А где же Лесовичок? Почему он нас не встречает? /По щелчку появляется Лесовичок/
Да, вот же он! Это полянка тоже не простая. На этой полянке вас ждет встреча с насекомыми. Старичок –Лесовичок подготовил вам загадки –описания. Если вы правильно угадаете это насекомое – оно встретится с вами. Давайте узнаем, какие?
1.Прыгает пружинка- Зелененькая спинка- Сверху на серединку, С травинки на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик) /По щелчку появляется кузнечик/ 2. Спал цветок и вдруг проснулся — Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка) /Два щелчка появляются бабочки/ 3. Домовитая хозяйка Летает над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком. (Пчела) /Два щелчка появляются пчелки/
4. Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка) /По щелчку появляются божьи коровки/ 5. На поляне возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравей) /По щелчку появляются муравьи/ Фея Природы: Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, узнали всех насекомых. Старичок-Лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы. Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку. /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №6 /По щелчку появляется Лесовичок/ Фея Природы: А на этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?
1.Под сосною у тропинки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет ботинка. Шляпка есть- нет головы. (Гриб) /По щелчку появляется гриб/
2. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Ребятишки и медведи. (Малина) /По щелчку появляется малина/
3. Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, А имя дала мне родная землица. (Земляника) /По щелчку появляется земляника/ 4. Надела к осени оранжевые бусы С немного горьким, но приятным вкусом. Зимою ими сможет насладиться, Снегирь, пичуга, сойка и синица. (Рябина) /Три щелчка появляется рябина/ Фея Природы: Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно - и вы получаете следующий конверт. А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь! /По щелчку переход на следующий слайд/ Фея Природы: Следующая остановка- красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-Лесовичок решил порадовать ваши глазки? А вот и задание: это поляна цветов, а чтобы они выросли, вы должны дать правильный ответ на загадки Лесовичка. 1.Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова, Спрячу- ка в карманчик Бывший …(Одуванчик) /Два щелчка появляются одуванчики/ 2. В лесу кудряшка- Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) /Три щелчка появляются ромашки/
3.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) /По щелчку появляется василек/
5. Синенький звонок висит, Никогда не зазвенит. (Колокольчик) /По щелчку появляется колокольчик/
Фея Природы: Посмотрите, наша полянка стала еще красивее. А за правильные ответы - еще один конверт. А наше путешествие продолжается.
/По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №7 /По щелчку - звуки леса, следующий- появление Лесовичка/. Фея Природы: Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
/По щелчку -ГОЛОС КУКУШКИ. Щелчок появляется кукушка/.
Фея Природы: Правильно, угадали-это кукушка. /По щелчку –СТУК ДЯТЛА. Щелчок появляется дятел/
Фея Природы: Молодцы, вы знаете стук дятла. И его вы угадали. /По щелчку -ГОЛОС СОВЫ. Щелчок появляется сова/ Фея Природы: Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается, для вас нет трудных заданий. Получите конверт. Но наша игра-путешествие еще не закончена. Лесовичок показал вам еще не все свои чудесные полянки. /По щелчку переход на следующий слайд/ /Пока дети слушают голоса птиц, разбрасывается мусор- салфетки , бумажки, пустые бутылки/ СЛАЙД №9 /По щелчку- страшная мелодия/
Фея Природы: Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. И даже, нашего друга Лесовичка нет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязненно. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор. (Дети собирают мусор, а на экране по щелчкам исчезает мусор). Фея Природы: Вы, настоящие друзья природы! /По щелчку появляется Лесовичок/ Лесовичок, очень благодарен вам за помощь и дарит еще один загадочный конверт. Продолжим наше путешествие.
Фея Природы: Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту. Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы с Лесовичком сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! СЛАЙД №10 /На экране появляется первая картинка «Мальчик разрушает птичье гнездо»/ *** Если я разрушу гнезда, заберу домой птенца? (нет) Фея Природы: Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес это дом и они могут погибнуть. Гнездо на ветке – птичий дом, Вчера птенец родился в нем. Ты птичий дом не разоряй И никому не позволяй. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №11 *** Ой, как больно укусил, муравьишка маленький, Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)
Фея Природы: Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчим их домик, то они погибнут. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №12 Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Фея Природы: Вы, правы, ребята! Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны И не будет красоты. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №13 *** Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.
Нельзя костер бросать в лесу, Костер в лесу несет беду. Пожар в лесу может случится. Без дома будут зверь и птица. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №14
*** Если я побью бутылки, ведь они мне не нужны….(нет) Фея Природы: Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек. Чтоб было по лесу приятно гулять, Не надо бутылки и мусор бросать. Если лес не беречь, он погибнет, И беда всех людей настигнет. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №15
Фея Природы:
*** Если сильно насорю И убрать забуду… (нет) *** Если мусор уберу, Банку закапаю? (да)
Фея Природы: Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь, их соблюдаете. /По щелчку картинка перечеркивается линиями/ /По щелчку переход на следующий слайд/ СЛАЙД №16
*** Если бабочку поймаю, В баночку ее запру… (нет) Фея Природы: Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, Лесовичок вручает вам еще один конверт. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там… (Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката) Фея Природы: Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое послание передал вам Старичок- Лесовичок. (Дети собирают картинку)
Фея Природы: Что же у вас получилось? /По щелчку переход на следующий слайд/
Фея Природы: А получился плакат- «Берегите лес» . Это Старичок-Лесовичок напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующий раз мы отправимся по другим страничкам природы!
Список литературы: 1. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002 3. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996 4. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006 5. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005 Интернет-ресурсы: o http://docplayer.ru/32318450-Ekologicheskiy-kvest-znatoki-prirody-detskiy-sad-2415.html o http://ped-kopilka.ru o http://scenary.ru o Сто сценариев по экологии - http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/100.html
|
|||||||
|