|
|||
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ЛитератураПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Логопедия» Группа СДО -16 Дата проведения: 06.05.2020г. Время проведения: 14.30– 15.30 16.00-17.00 Количество часов: 4
Тема занятия: «Расстройства темпа и ритма речи. Заикание» Цель занятия: актуализировать знания об особенностях логопедической работы при разных видах расстройств темпа и ритма речи; формировать умения владеть приемами логопедического обследования ребенка с заиканием и определять клиническую форму заикания, использовать различные логопедические приемы для устранения заикания.
Содержание работы (самостоятельное изучение): 1. Характеристика темпа и ритма речи в норме. 2. Физиологические запинки, причины и особенности их проявления. Характеристика основных форм (тахилалия, брадилалия, баттаризм, спотыкание). 3. Логопедическая работа по нормализации темпа и ритма речи. 4. Заикание: сущность, этиология, формы, симптоматика. 5. Обследование заикающегося ребенка дошкольного возраста. 6. Комплексный подход к устранению заикания. 7. Использование логопедической ритмики в коррекции заикания. 8. Профилактика заикания.
Индивидуальные задания: 1. Подготовить схему обследования дошкольника с заиканием по речевой карте (составить самостоятельно). 2. Написать правила речи для заикающегося. 3. Приготовитьреферат в виде презентации: «Основная симптоматика и этиология разных форм заикания. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды». 4. Ответить на вопросы и выбрать правильный ответ (Приложение 1) Литература 1. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Владос, 2014. — 272 с. — http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60458 2. Китик, Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624 3. ЛОГОПЕДИЯ: Учебник / Ред. Л. С. Волкова, Ред. С. Н. Шаховская. - 5-е издание. - М. : Владос, 2004. - 680 с 4. ЛОГОПЕДИЯ: Методическое наследие : Пособие для логопедов: В 5-ти книгах / Ред. Л. С. Волкова. - М. : Владос. - 2003. - (Б-ка учителя-дефектолога) Книга 2 : Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Трахилалия. - 432 с 5. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс] : . — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 176 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44271 6. Смирнова, И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.А. Смирнова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. — 232 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97792
Приложение 1
Ответить на вопросы и выбрать правильный ответ: 1. По психолого-педагогической классификации заикание относится: а) к нарушениям письменной речи; б) нарушениям средств общения; в) нарушениям устной речи; г) нарушениям в применении средств общения.
2. Укажите ошибочное утверждение: а) с возрастом у заикающихся усложняется характер моторных нарушений; б) чем больше фиксированность на дефекте, тем ниже результативность коррекции; в) с возрастом степень фиксированности на дефекте уменьшается.
3. По форме речевых судорог выделяют: а) тонические; б) смешанные; в) артикуляционные; г) дыхательные; д) голосовые; е) клонические; ж) все перечисленные.
4. Выделяют следующие степени фиксации заикающихся на своем дефекте: а) нулевая; б) умеренная; в) превосходная; г) выраженная.
5. Укажите параметр оценки, заложенный в следующую классификацию проявления речевых судорог: а) артикуляционные; б) голосовые; в) смешанные; г) дыхательные.
6. Укажите последовательность усложнения уровня самостоятельной речи в логопедической работе с заикающимися: а) пересказ; б) сопряженная речь; в) рассказ; г) отраженная речь; д) ответно-вопросная речь; е) спонтанная речь.
7. При устранении заикания используются следующие формы лечебно-оздоровительной работы: а) логопедические занятия; б) физиотерапия; в) обследование речи; г) массаж; д) психотерапия; е) медикаментозная стимуляция; ж) ЛФК; з) все перечисленное.
8. Укажите последовательность речевых упражнений, направленных на выработку свободной, громкой речи у заикающихся: а) беззвучное произнесение; б) тихое произнесение; в) произнесение шепотом; г) произнесение обычным голосом; д) громкое произнесение.
9. Укажите п оследовательность п ериодов логопедической работы с заикающимися дошкольниками по системе Н.А. Чевелёвой: а) предваряющий; б) пропедевтический; в) сопровождающий; г) завершающий; д) закрепление навыков.
10. С какой целью организуется «режим молчания» в процессе формирования плавной речи? а) регуляция эмоционального состояния; б) формирования речевого дыхания; в) торможение патологических речедвигательных механизмов; г) развитие просодической стороны речи; д) подготовка к постановке звуков.
11. Как понимается заикание в психолого-педагогической классификации?
12. Как понимается заикание в клинико-педагогической классификации?
13. По психолого-педагогической классификации нарушение темпа речи относится: а) к нарушениям письменной речи; б) нарушениям средств общения; в) нарушениям устной речи; г) нарушениям в применении средств общения.
14. Выберите правильный ответ – по форме речевые судороги выделяют: а) тонические; б) смешанные; в) артикуляционные; г) дыхательные; д) голосовые; е) клонические; ж) все перечисленные.
15. Укажите последовательность усложнения уровня самостоятельной речи в логопедической работе с заикающимися: а) пересказ; б) сопряженная речь; в) рассказ; г) отраженная речь; д) ответно-вопросная речь; е) спонтанная речь.
16. При устранении нарушений темпа речи используются следующие формы лечебно-оздоровительной работы: а) логопедические занятия; б) физиотерапия; в) обследование речи; г) массаж; д) психотерапия; е) медикаментозная стимуляция; ж) ЛФК; з) все перечисленное.
17. Что такое баттаризм?
18. Что такое полтерн?
19. С какой целью организуется «режим молчания» в процессе формирования плавной речи? а) для регуляции эмоционального состояния; б) формирования речевого дыхания; в) торможения патологических речедвигательных механизмов; г) развития просодической стороны речи; д) подготовки к постановке звуков.
20. Дайте определение тахилалии, брадилалии.
|
|||
|