|
|||
Тема: Основные формы права. Форма права – это форма именно права как отдельного явления и соотносится она только с содержанием права. Выделяют внешнюю и внутреннюю стороны права. Именно внешняя сторона форма права совпадает с понятием источник права.Тема: Основные формы права Одним из существенных признаков права является его формальная определенность¸ которая означает четкую характеристику правил поведения¸ также закрепление различных правил поведения в актах государственных органов¸ решений судов¸ международных договорах. Форма права – это форма именно права как отдельного явления и соотносится она только с содержанием права. Выделяют внешнюю и внутреннюю стороны права. Именно внешняя сторона форма права совпадает с понятием источник права. Источник (форма права) – официальный документ¸ содержащий норму права и имеющий общеобязательный характер. Виды источников права в юридическом смысле:
В РФ основными источниками права признаются правовой обычай¸ договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Другие виды источников права не признаются. Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ¸ принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм. Нормативно-правовой акт: ü имеет наибольшее распространение; ü исходит от компетентных правовых органов¸ наделенных соответствующей компетенцией; ü принимается в четко обозначенном процедурном порядке; ü имеет установленную форму и реквизиты¸ порядок вступления в силу и сферу действия; ü может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей¸ ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии. Основные признаки нормативно-правового акта: 1) точное наименование данного акта; 2) издание акта в пределах компетенции соответствующего органа; 3) общеобязательность – государственно-властный характер предписаний; 4) общеизвестность – установление и соблюдение особого порядка опубликования; 5) особый порядок вступления в законную силу. В зависимости от основы выделяют 4 классификации нормативно-правовых актов: 1. Юридическая сила нормативно-правового акта: - законы; - подзаконные акты. 2. Срок действия нормативно-правового акта: - нормативно-правовые акты неопределенного длительного действия; - временные нормативно-правовые акты. 3. Особенность правового положения субъекта правотворчества: - нормативно-правовые акты государственных органов; - нормативно-правовые акты общественных объединений; - совместные нормативно-правовые акты; - нормативно-правовые акты¸ принятые в порядке референдума. 4. Сфера действия нормативно-правовых актов: - общефедеральные нормативно-правовые акты; - нормативно-правовые акты субъектов РФ; - нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Закон– это нормативно-правовой акт¸ принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизлиянием населения (н.¸ в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы. В Конституции РФ 1993 г. названо 14 таких законов¸ в том числе законы о Правительстве¸ о Конституционном суде РФ. Для конс. Законов установлена сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном собрании. На них не может быть наложено вето президента. Конституция– это основной нормативно-правовой акт государства¸ выражающий и закрепляющий действительное соотношение сил¸ сложившееся в общества на данном этапе его развития. Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства РФ и кодексы. Основы – это федеральный закон¸ который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон¸ в котором объединены на основе единых принципов нормы¸ детально регулирующие определенную область общественных отношений¸ н.¸ Гражданский кодекс¸ Уголовный кодекс¸ Налоговый кодекс. Всем законам присущи особые свойства: ü они принимаются парламентом; ü направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений; ü законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение; ü принимаются в особом порядке; ü подлежат опубликованию и обязательны для исполнения всеми гражданами. Подзаконные нормативно-правовые акты: указы главы государства¸ распоряжения (принимаются Президентом РФ¸ Правительством) постановления (принимаются Правительством РФ). Указы президента могут иметь нормативный характер¸ они обязательны на всей территории РФ. Распоряжения издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Постановления правительства принимаются по наиболее важным вопросам культурной¸ хозяйственной жизни. Акты министерств и ведомств – приказы¸ постановления¸ инструкции В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов¸ их правительств¸ министерств и ведомств. Локальные нормативно-правовые акты действуют в конкретных организациях¸ учреждениях¸ на предприятиях. Уставы предприятий и учреждений относятся к локальным актам. Нормативно-правовые акты содержат правовые нормы.
Норма права – это общеобязательное¸ формально-определенное правило поведения¸ установленное и обеспеченное государством¸ закрепленное в нормативно-правовых актах и иных признаваемых государством источниках¸ направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Норма права имеет структуру: 1. гипотеза– часть правовой нормы¸ содержащая указания на конкретные жизненные условия¸ при которых данная норма вступает в действие (время¸ место¸ возраст); 2. диспозиция – составная часть нормы права¸ в которой содержится само правило поведения субъекта права¸ указания на права и обязанности; 3. санкция – составная часть нормы права¸ в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения¸ предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. Складывается абстрактная схема: если – то – иначе¸ где если соответствует гипотезе¸ то – диспозиции¸ иначе – санкции. Возможны различные варианты соотношения нормы права и статьи закона: ü норма права и статья закона совпадают; ü в одну статью закона включаются несколько норм права; ü одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта.
|
|||
|