|
|||||||
РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ
ЭДС И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ МОМЕНТ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА - зарисовать эскиз к понятию реакции якоря - ответить на контрольные вопросы: 1. В результате чего в обмотках якоря индуктируется ЭДС; 2.Что называется реакцией якоря; 3. Что может вызвать реакция якоря; 4. Каким последствиям может привести искажение магнитного поля. При движении провода обмотки якоря в магнитном поле под полюсом провод пересекает линии магнитного поля с индукцией В и в нем по закону электромагнитной индукции индуктируется э.д.с.
l – активная длина провода; v – окружная скорость якоря. ; , - длина полюсного деления; р – число пар полюсов; D – диаметр якоря. - площадь полюсного деления; - магнитный поток. Учитывая, что якорь состоит из N активных проводов. Щетки делят эту обмотку на 2а параллельных ветвей. Следовательно э.д.с. одной параллельной обмотки , Cэ – постоянный для данной машины коэффициент. В генераторе Ея вызывает ток Iяи совпадает с ним по направлению. У двигателя Ея направлена против тока Iя и называется противоэ.д.с. Э.д.с. якоря можно регулировать посредством изменения главного магнитного потока и посредством изменения частоты вращения якоря.. При работе машины в режимах генератор и двигатель направление передачи энергии различное, но природа электромагнитного момента воздействующего на якорь одна и та же. На каждый из активных проводов обмотки якоря, находящимися под полюсами машины, действует сила . Сумма этих сил создает электромагнитный момент . I – ток одного провода ; ;
постоянный для данной машины коэффициент.
РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ Реакцией якоря называется воздействие тока якоря на магнитное поле машины. Реакция якоря в большинстве случаев – явление нежелательное, искажающие главное магнитное поле. Пока магнитное поле машины создается только током в обмотке возбуждения (Iя = 0), оно симметрично по отношению к оси сердечников полюсов и под полюсами равномерно. Геометрическая нейтраль совпадает с физической – рис. а)
Геометрическая нейтраль - линия перпендикулярная оси полюсов. - физическая нейтраль, т.е. линия проходящая через точки, где магнитная индукция =0. Щетки располагаются на геометрической нейтрали. Как только в обмотке якоря возникает ток, он становится электромагнитом. поле якоря поперечное – рис.б). При нагрузке машины реакция якоря, воздействует на главное поле, создает результирующее поле. Линии магнитного поля смещаются по направлению вращения в генераторном режиме или против направления в двигательном – рис. в). Физическая нейтраль смещается по отношению к геометрической. Искажение магнитного поля под полюсами сопровождается значительным местным повышением магнитной индукции. Мгновенное э.д.с. в секциях обмотки пропорционально этой индукции (при движении). Следовательно искажение поля может вызвать повышение напряжения между соседними пластинами коллектора. Это может привести к возникновению опасных дуговых разрядов. Для ослабления реакции якоря применяют: 1) увеличивают магнитное сопротивление на пути потока якоря. Воздушный зазор между якорем и полюсными наконечниками делают достаточно большим. Для обеспечения нужного потока необходима соответствующая м.д.с. Увеличение м.д.с. главных полюсов ведет к увеличению габаритов и массы; 2) дополнительные полюса устанавливают на станине и соединяют последовательно с обмоткой якоря через щетки так, чтобы направление напряженности поля дополнительных полюсов было противоположно направлению поля якоря; 3) компенсационная обмотка полностью компенсирует реакцию якоря. Якорь вращается, а его магнитный остается неподвижным. Компенсационная обмотка помещается в специальных пазах главных полюсов и последовательном соединении с обмоткой якоря. Приводит к удорожанию, применяется в крайних случаях.
|
|||||||
|