Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К каким экологическим  последствиям могут привести лесные  пожары?



 

1. Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется
  1) короткими цепями питания
  2) разветвленными цепями питания
  3) незамкнутым круговоротом веществ
  4) преобладанием монокультур
  5) замкнутым круговоротом веществ
  6) большим видовым разнообразием
2. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
  1) майскими жуками
  2) черемухой
  3) грибами
  4) шиповником
  5) орешником
  6) мышами
3. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят
  1) газообмен между организмами и внешней средой
  2) образование углеводов при фотосинтезе
  3) выделение продуктов обмена
  4) хемосинтез
  5) транспирацию
  6) расщепление органических веществ при дыхании
4. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется
  1) наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне
  2) наличием водоросли-ламинарии
  3) наличием цветковых растений на мелководье
  4) отсутствием хищников
  5) малым разнообразием видов
  6) замкнутым круговоротом веществ
5. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,
  1) длинные цепи питания
  2) продуценты изымаются из круговорота
  3) небольшое число видов
  4) осуществляется саморегуляция
  5) замкнутый круговорот веществ
  6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
6. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
  1) березами и елями
  2) березами и грибами-трутовиками
  3) тлями и муравьями
  4) ежами и насекомоядными птицами
  5) березами и подберезовиками
  6) черемухой и опыляющими ее мухами
7. Биогеоценозы характеризуются:
  1) сложными пищевыми цепями
  2) простыми пищевыми цепями
  3) отсутствием видового разнообразия
  4) наличием естественного отбора
  5) зависимостью от деятельности человека
  6) устойчивым состоянием
8. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
  1) белок
  2) лисиц
  3) ласок
  4) дроздов
  5) паразитов
  6) кротов
9. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:
  1) сокращение численности сов, ежей, лис
  2) Большой урожай семян ели
  3) увеличение численности паразитов
  4) рубка деревьев
  5) глубокий снежный покров зимой
  6) уменьшение численности паразитов
10. В экосистеме смешанного леса к первичным  консументам относятся
  1) лоси, зубры
    2) кроты, бурозубки
  3) зайцы, косули
  4) клесты, снегири
  5) волки, лисицы
  6) синицы, поползни
11. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу
  1) более плодородная почва
  2) больше видов
  3) более длинные и разветвленные цепи питания
  4) есть продуценты, консументы и редуценты
  5) замкнутый круговорот веществ
  6) сложные пищевые сети
12. В водной экосистеме по сравнению с наземной
  1) стабильный тепловой режим
  2) низкая плотность среды
  3) пониженное содержание кислорода
  4) высокое содержание кислорода
  5) резкие колебания теплового режима
  6) низкая прозрачность среды
13.Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
  1) отсутствуют пищевые сети
  2) преобладают продуценты одного вида
  3) небольшое число видов
  4) нет пищевых цепей
  5) короткие цепи питания
  6) отсутствуют редуценты

14.Почему численность промысловых растительноядных рыб  может резко сократиться при уничтожении в  водоеме хищных рыб?

15.Чем определяется устойчивость естественных  экосистем?

16.Начало формы

16.Cоставьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

17.Конец формы

17.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на
  1) сохранение и восстановление численности отдельных видов
  2) сокращение численности хищников в экосистемах
  3) создание агроэкосистем
  4) сохранение видового разнообразия
  5) предотвращение загрязнения окружающей среды
  6) внедрение новых видов в экосистемы
18.  Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?
19.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
  1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
  2) ограничении численности растительноядных животных хищниками
  3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
  4) зависимости численности белок от урожая желудей
  5) полном уничтожении волками популяции кабанов
  6) ограничении роста численности мышей хищниками

20.Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

21.В естественной экосистеме
  1) разнообразный видовой состав
  2) несбалансированный круговорот веществ
  3) незамкнутый круговорот веществ
  4) замкнутый круговорот веществ
  5) разветвленные пищевые цепи
  6) среди консументов преобладают хищники

22.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки,  обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии,  белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните,  можно ли этот водоём с читать экосистемой. Приведите  не менее 3-х доказательств.

23.Известно, что агроценозы менее устойчивы,  чем биогеоценозы. Укажите не  менее 3-х признаков, которые доказывают это  утверждение.

К каким  изменениям в экосистеме озера может  привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не  менее трёх изменений.

24.В пищевых цепях экосистем
  1) часть содержащейся в пище энергии используется на жизнедеятельность организмов
  2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается
  3) вся энергия пищи преобразуется в химическую
  4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
  5) происходит колебание численности популяций
  6) от звена к звену биомасса уменьшается

25.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

26.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

28. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.                2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

29. В экосистеме широколиственного леса – дубраве –
  1) короткие пищевые цепи
  2) устойчивость обеспечивается разнообразием растений и животных
  3) высокая биологическая продуктивность
  4) видовой состав растений и животных ограничен
  5) почва богата гумусом
  6) в почве отсутствуют редуценты
30.Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
  1) обилие легко усвояемой пищи
  2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
  3) отсутствие естественных врагов
  4) ограниченность пищевых ресурсов
  5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима
  6) высокий процент содержания кислорода

 

31. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем экосистема? Укажите не менее 3-х причин

32. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?
  1) рождение детёнышей и выкармливание их молоком
  2) дыхание атмосферным воздухом
  3) обтекаемая форма тела
  4) превращение передних конечностей в ласты
  5) разделение полости тела диафрагмой
  6) толстый слой подкожного жира
33. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
  1) зелёные растения
  2) плесневые грибы
  3) цианобактерии
  4) растительноядные животные
  5) красные водоросли
  6) болезнетворные прокариоты

34. Почему  растения (продуценты) считают начальным  звеном круговорота веществ и превращения  энергии в экосистеме?

35. Почему агроэкосистемы  характеризуются как неустойчивые сообщества?  Приведите  не менее 3-х обоснований.

36. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они
  1) аккумулируют солнечную энергию
  2) потребляют органические вещества
  3) синтезируют органические вещества из неорганических
  4) преобразуют органические вещества
  5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
  6) разлагают органические остатки
37. Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
  1) верхний ярус продуцентов образуют древесные растения
  2) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
  3) консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
  4) недостаток света является ограничивающим фактором
  5) звеньями пищевой цепи обеспеч вается круговорот веществ
  6) отсутствуют редуценты
38. Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.

 

 

 
1) бурное размножение одноклеточных водорослей и цианобактерий
2) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
3) массовая гибель рыб и других организмов
4) снижение содержания кислорода в воде
5) отмирание и гниение одноклеточных организмов

39. В экосистеме смешанного леса берёзы составляют начальное звено цепи питания, так как они

  1) аккумулируют солнечную энергию
  2) являются продуцентами
  3) окисляют органические вещества
  4) синтезируют органические вещества из неорганических на свету
  5) разлагают органические остатки
    6) потребляют готовые органические вещества

40. Какие формы  хозяйственной деятельности человека в промышленных  странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем?  Приведите не менее трёх примеров.

41. В экосистеме  леса трофические уровни экологической  пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения  численности обитателей разных уровней приведут к сокращению  численности гусениц?  Ответ  поясните.

42. К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.

45. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к

  1) повышению в атмосфере вредных примесей
  2) нарушению озонового слоя
  3) нарушению водного режима
  4) эрозии почв
  5) нарушению направления воздушных потоков в атмосфере
  6) сокращению видового разнообразия
46. Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото.  
     

 

 
1) обмеление водоёма
2) изменение растительности и животного мира биоценоза
3) образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
4) образование большого количества ила

47. Почему в  пищевых цепях от организмов  первого трофического уровня к организмам  второго уровня переходит только около 10% вещества  и запасённой в нём  энергии?

48. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
  1) превращают органические вещества организмов в минеральные
  2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
  3) образуют первичную продукцию в экосистеме
  4) служат первым звеном в цепи питания
  5) образуют доступные растениям неорганические вещества
  6) являются консументами II порядка

49. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

50. Приведите не менее трёх примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

50. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКА   ТИП ЭКОСИСТЕМ
А) преобладают растения одного вида
Б) обитает большое разнообрази  видов
В) осуществляется саморегуляция численности популяций
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) большую роль играет антропогенный фактор
Е) пищевые цепи длинные
 
1) природная экосистема
2)   агроэкосистема

51. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

52. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей
и щук.

53. Каковы существенные признаки экосистемы?
  1) высокая численность видов консументов III порядка
  2) наличие круговорота веществ и потока энергии
  3) сезонные изменения температуры и влажности
  4) неравномерное распределение особей одного вида
  5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
  6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

54. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

 55.Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).

 

 
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами

56. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.

57. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме? А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений. Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
58. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
  1) отсутствуют консументы
  2) высокая численность продуцентов одного вида
  3) незамкнутый круговорот веществ
  4) преобладают растительноядные насекомые
  5) отсутствуют редуценты
  6) нарушена саморегуляция
59. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.

 

 
ПРИЗНАК   СРЕДА
А) подвижные веки
Б) жабры с жаберными крышками
В) тазовый пояс
Г) шейный отдел позвоночника
Д) боковая линия
Е) двухкамерное сердце
 
1) водная
2) наземно-воздушная

60. Установите соответствие между моллюском и экологической группой, к которой его относят.

 

 
МОЛЛЮСК   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) голый слизень
Б) устрица
В) беззубка
Г) виноградная улитка
Д) кальмар
Е) большой прудовик
 
1) морские
2) пресноводные
3) наземные

60. Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.

 

 
ОРГАНИЗМЫ   ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А) гриб-трутовик и берёза
Б) дуб и белый гриб
В) осина и берёза
Г) паутинный клещ и смородина
Д) фасоль и клубеньковые бактерии
 
1) конкуренция
2) симбиоз
3) паразитизм

61. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

 

 
ВИД   НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) пырей обыкновенный
Б) серая крыса
В) амурский тигр
Г) венерин башмачок
Д) австралийский утконос
Е) рыжий таракан
 
1) биологический прогресс
2) биологический регресс

62. Установите соответствие между характеристикой и видом экосистемы, для которой она свойственна.

 

   
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
А) среди продуцентов доминирует монокультура
Б) включает небольшую биомассу редуцентов
В) включает многообразие видов консументов
Г) является саморегулирующейся системой
Д) имеет разветвлённые пищевые сети
Е) обязательное участие антропогенного фактора
 
1) естественная
2) искусственная
 

63. Верны ли  следующие суждения о проявлении  антропогенного фактора в экосистеме?

А. Использование  сведений о возрастном составе популяции  рыб позволяет без ущерба для численности вида организовать  промысел конкретного вида рыб.

Б. Знания о  пищевых цепях и кормовых  запасах водоёма помогают определить, какие  виды рыб и в каких количествах целесообразно  разводить в конкретном водоёме.

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
       

 

64. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
  1) выполняют роль консументов или редуцентов
  2) являются продуцентами или производителями
  3) извлекают органические вещества из пищи
  4) превращают органические остатки в минеральные соединения
  5) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
  6) обеспечивают смену экосистем

 

65. К естественным биогеоценозам относят
  1) банановую плантацию
  2) вишнёвый сад
  3) заливной разнотравный луг
  4) пшеничное поле
  5) сосняк-зеленомошник
  6) сфагновое болото

66. К каким экологическим  последствиям могут привести лесные  пожары?

67. В экосистеме смешанного леса  обитает большая синица. Охарактеризуйте  отношения, которые сложились между  большими синицами и обитающими в экосистеме насекомыми, ястребами и древесными  растениями.

68. Гусеницы бабочки  зимней пяденицы питаются молодыми  листьями дуба
и  заканчивают своё развитие до того,  как листья дуба  станут жёсткими
и  непригодными  в пищу. Объясните,  как изменится численность популяции  бабочек, если  вылупление  гусениц: 1) совпадёт  с распусканием почек
и  ростом молодых листьев; 2) произойдёт до распускания почек в  случае холодной весны; 3) произойдёт через  несколько недель после распускания  листвы.

 

69. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
  1) большим видовым разнообразием
  2) отсутствием редуцентов
  3) короткими пищевыми цепями
  4) разветвлёнными пищевыми сетями
  5) колебанием численности популяций
  6) замкнутым круговоротом веществ

70. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света.                                                 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву.
5. В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.

71. Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они
  1) имеют автотрофный тип питания
  2) аккумулируют солнечную энергию
  3) имеют хемотрофный тип питания
  4) создают первичное органическое вещество
  5) минерализуют органические вещества
  6) обогащают кислородом атмосферу

72. В аквариуме обитают различные  группы организмов: водоросли, высшие  растения, рыбы, одноклеточные животные,  моллюски, бактерии и грибы. Какую роль  выполняют моллюски в аквариуме? Почему  без них вода в аквариуме  мутнеет?

73. Численность консументов I порядка в озере сокращается вследствие
  1) увеличения численности большого и малого прудовиков
  2) увеличения численности серой цапли
  3) проявления стабилизирующего отбора
  4) глубокого промерзания водоёма зимой
  5) увеличения численности чаек
  6) сокращения численности щук

74. Составьте пищевую цепь,  используя всех названных представителей: крестоцветные  блошки, хорь, уж, листья репы,  лягушка. Определите  консумента II порядка в составленной цепи и объясните  свой выбор.

75. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

76. Основными средообразующими видами в болотной экосистеме являются
  1) разные виды мхов
  2) кустарнички – голубика, багульник
  3) низкорослые сосны и берёзы
  4) разные виды злаков
77. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
  1) берёзами и елями
  2) берёзами и грибами-трутовиками
  3) тлями и муравьями
  4) ежами и насекомоядными птицами
  5) берёзами и подберёзовиками
  6) черемухой и опыляющими её мухами
78. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются
  1) заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
  2) образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
  3) зарастание скал лишайниками
  4) зарастание пруда и образование болота
  5) образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
  6) смена березняка на ельник
79. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий.
  1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
  2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
  3) зависит от генетической программы организма.
  4) в интервале от 22 до 34°С возрастает.
  5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

80. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от числа яиц в кладке». Выживание птенцов скворца в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Утверждения:

  1) Оптимальное число яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 3.
  2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
  3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
  4) Чем больше яиц в гнезде, тем они мельче.
  5) Девять яиц – это максимальное число в кладке данного вида.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

81. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров
 
1) абиотический
2) биотический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

82. В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит
  1) адаптация
  2) обмен веществ
  3) раздражимость
  4) рост и развитие
  5) размножение
  6) историческое развитие
83. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
  1) разрушение озонового слоя атмосферы
  2) сезонные изменения освещённости поверхности суши
  3) падение численности китообразных
  4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
  5) накопление в почве гумуса в результате листопада
  6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

 

84. Какие из перечисленных  видов топлива – природный газ, каменный уголь,  атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта?  Ответ поясните.

85. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.