К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?
1. Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется
|
| 1)
| короткими цепями питания
|
| 2)
| разветвленными цепями питания
|
| 3)
| незамкнутым круговоротом веществ
|
| 4)
| преобладанием монокультур
|
| 5)
| замкнутым круговоротом веществ
|
| 6)
| большим видовым разнообразием
| | 2. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
|
| 1)
| майскими жуками
|
| 2)
| черемухой
|
| 3)
| грибами
|
| 4)
| шиповником
|
| 5)
| орешником
|
| 6)
| мышами
| | 3. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят
|
| 1)
| газообмен между организмами и внешней средой
|
| 2)
| образование углеводов при фотосинтезе
|
| 3)
| выделение продуктов обмена
|
| 4)
| хемосинтез
|
| 5)
| транспирацию
|
| 6)
| расщепление органических веществ при дыхании
| | 4. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется
|
| 1)
| наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне
|
| 2)
| наличием водоросли-ламинарии
|
| 3)
| наличием цветковых растений на мелководье
|
| 4)
| отсутствием хищников
|
| 5)
| малым разнообразием видов
|
| 6)
| замкнутым круговоротом веществ
| | 5. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,
|
| 1)
| длинные цепи питания
|
| 2)
| продуценты изымаются из круговорота
|
| 3)
| небольшое число видов
|
| 4)
| осуществляется саморегуляция
|
| 5)
| замкнутый круговорот веществ
|
| 6)
| используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
| | 6. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
|
| 1)
| березами и елями
|
| 2)
| березами и грибами-трутовиками
|
| 3)
| тлями и муравьями
|
| 4)
| ежами и насекомоядными птицами
|
| 5)
| березами и подберезовиками
|
| 6)
| черемухой и опыляющими ее мухами
| | 7. Биогеоценозы характеризуются:
|
| 1)
| сложными пищевыми цепями
|
| 2)
| простыми пищевыми цепями
|
| 3)
| отсутствием видового разнообразия
|
| 4)
| наличием естественного отбора
|
| 5)
| зависимостью от деятельности человека
|
| 6)
| устойчивым состоянием
| | 8. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
|
| 1)
| белок
|
| 2)
| лисиц
|
| 3)
| ласок
|
| 4)
| дроздов
|
| 5)
| паразитов
|
| 6)
| кротов
| | 9. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:
|
| 1)
| сокращение численности сов, ежей, лис
|
| 2)
| Большой урожай семян ели
|
| 3)
| увеличение численности паразитов
|
| 4)
| рубка деревьев
|
| 5)
| глубокий снежный покров зимой
|
| 6)
| уменьшение численности паразитов
| | 10. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся
|
| 1)
| лоси, зубры
|
| 2)
| кроты, бурозубки
|
| 3)
| зайцы, косули
|
| 4)
| клесты, снегири
|
| 5)
| волки, лисицы
|
| 6)
| синицы, поползни
| | 11. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу
|
| 1)
| более плодородная почва
|
| 2)
| больше видов
|
| 3)
| более длинные и разветвленные цепи питания
|
| 4)
| есть продуценты, консументы и редуценты
|
| 5)
| замкнутый круговорот веществ
|
| 6)
| сложные пищевые сети
| | 12. В водной экосистеме по сравнению с наземной
|
| 1)
| стабильный тепловой режим
|
| 2)
| низкая плотность среды
|
| 3)
| пониженное содержание кислорода
|
| 4)
| высокое содержание кислорода
|
| 5)
| резкие колебания теплового режима
|
| 6)
| низкая прозрачность среды
| | 13.Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
|
| 1)
| отсутствуют пищевые сети
|
| 2)
| преобладают продуценты одного вида
|
| 3)
| небольшое число видов
|
| 4)
| нет пищевых цепей
|
| 5)
| короткие цепи питания
|
| 6)
| отсутствуют редуценты
| | 14.Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
15.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
16.Начало формы
16.Cоставьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.
| 17.Конец формы
17.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на
|
| 1)
| сохранение и восстановление численности отдельных видов
|
| 2)
| сокращение численности хищников в экосистемах
|
| 3)
| создание агроэкосистем
|
| 4)
| сохранение видового разнообразия
|
| 5)
| предотвращение загрязнения окружающей среды
|
| 6)
| внедрение новых видов в экосистемы
| | 18. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?
| 19.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
|
| 1)
| сокращении численности деревьев в результате вырубки
|
| 2)
| ограничении численности растительноядных животных хищниками
|
| 3)
| гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
|
| 4)
| зависимости численности белок от урожая желудей
|
| 5)
| полном уничтожении волками популяции кабанов
|
| 6)
| ограничении роста численности мышей хищниками
| | 20.Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
21.В естественной экосистеме
|
| 1)
| разнообразный видовой состав
|
| 2)
| несбалансированный круговорот веществ
|
| 3)
| незамкнутый круговорот веществ
|
| 4)
| замкнутый круговорот веществ
|
| 5)
| разветвленные пищевые цепи
|
| 6)
| среди консументов преобладают хищники
| | 22.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём с читать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.
23.Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.
24.В пищевых цепях экосистем
|
| 1)
| часть содержащейся в пище энергии используется на жизнедеятельность организмов
|
| 2)
| часть энергии превращается в тепло и рассеивается
|
| 3)
| вся энергия пищи преобразуется в химическую
|
| 4)
| значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
|
| 5)
| происходит колебание численности популяций
|
| 6)
| от звена к звену биомасса уменьшается
| | 25.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
26.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
28. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
29. В экосистеме широколиственного леса – дубраве –
|
| 1)
| короткие пищевые цепи
|
| 2)
| устойчивость обеспечивается разнообразием растений и животных
|
| 3)
| высокая биологическая продуктивность
|
| 4)
| видовой состав растений и животных ограничен
|
| 5)
| почва богата гумусом
|
| 6)
| в почве отсутствуют редуценты
| | 30.Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
|
| 1)
| обилие легко усвояемой пищи
|
| 2)
| постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
|
| 3)
| отсутствие естественных врагов
|
| 4)
| ограниченность пищевых ресурсов
|
| 5)
| резкие колебания температуры и водно-солевого режима
|
| 6)
| высокий процент содержания кислорода
|
| 31. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем экосистема? Укажите не менее 3-х причин
32. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?
|
| 1)
| рождение детёнышей и выкармливание их молоком
|
| 2)
| дыхание атмосферным воздухом
|
| 3)
| обтекаемая форма тела
|
| 4)
| превращение передних конечностей в ласты
|
| 5)
| разделение полости тела диафрагмой
|
| 6)
| толстый слой подкожного жира
| | 33. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
|
| 1)
| зелёные растения
|
| 2)
| плесневые грибы
|
| 3)
| цианобактерии
|
| 4)
| растительноядные животные
|
| 5)
| красные водоросли
|
| 6)
| болезнетворные прокариоты
| | 34. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
35. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований.
36. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они
|
| 1)
| аккумулируют солнечную энергию
|
| 2)
| потребляют органические вещества
|
| 3)
| синтезируют органические вещества из неорганических
|
| 4)
| преобразуют органические вещества
|
| 5)
| освобождают заключенную в органических веществах энергию
|
| 6)
| разлагают органические остатки
| | 37. Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
|
| 1)
| верхний ярус продуцентов образуют древесные растения
|
| 2)
| солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
|
| 3)
| консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
|
| 4)
| недостаток света является ограничивающим фактором
|
| 5)
| звеньями пищевой цепи обеспеч
вается круговорот веществ
|
| 6)
| отсутствуют редуценты
| | 38. Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.
|
| 1)
| бурное размножение одноклеточных водорослей и цианобактерий
| 2)
| увеличение концентрации минеральных веществ в воде
| 3)
| массовая гибель рыб и других организмов
| 4)
| снижение содержания кислорода в воде
| 5)
| отмирание и гниение одноклеточных организмов
| | 39. В экосистеме смешанного леса берёзы составляют начальное звено цепи питания, так как они
|
| 1)
| аккумулируют солнечную энергию
|
| 2)
| являются продуцентами
|
| 3)
| окисляют органические вещества
|
| 4)
| синтезируют органические вещества из неорганических на свету
|
| 5)
| разлагают органические остатки
|
| 6)
| потребляют готовые органические вещества
| | 40. Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем? Приведите не менее трёх примеров.
41. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.
42. К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.
45. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к
|
| 1)
| повышению в атмосфере вредных примесей
|
| 2)
| нарушению озонового слоя
|
| 3)
| нарушению водного режима
|
| 4)
| эрозии почв
|
| 5)
| нарушению направления воздушных потоков в атмосфере
|
| 6)
| сокращению видового разнообразия
| | 46. Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото.
| | | | |
| 1)
| обмеление водоёма
| 2)
| изменение растительности и животного мира биоценоза
| 3)
| образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
| 4)
| образование большого количества ила
| | 47. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасённой в нём энергии?
48. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
|
| 1)
| превращают органические вещества организмов в минеральные
|
| 2)
| обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
|
| 3)
| образуют первичную продукцию в экосистеме
|
| 4)
| служат первым звеном в цепи питания
|
| 5)
| образуют доступные растениям неорганические вещества
|
| 6)
| являются консументами II порядка
| | 49. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
50. Приведите не менее трёх примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.
50. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.
|
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
| ТИП ЭКОСИСТЕМ
| А)
| преобладают растения одного вида
| Б)
| обитает большое разнообрази
видов
| В)
| осуществляется саморегуляция численности популяций
| Г)
| круговорот веществ незамкнутый
| Д)
| большую роль играет антропогенный фактор
| Е)
| пищевые цепи длинные
| |
| 1)
| природная экосистема
| 2)
| агроэкосистема
| | | 51. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
52. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
53. Каковы существенные признаки экосистемы?
|
| 1)
| высокая численность видов консументов III порядка
|
| 2)
| наличие круговорота веществ и потока энергии
|
| 3)
| сезонные изменения температуры и влажности
|
| 4)
| неравномерное распределение особей одного вида
|
| 5)
| наличие производителей, потребителей и разрушителей
|
| 6)
| взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
| | 54. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?
55.Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
|
| 1)
| заселение кустарниками
| 2)
| заселение лишайниками голых скал
| 3)
| формирование устойчивого сообщества
| 4)
| прорастание семян травянистых растений
| 5)
| заселение территории мхами
| | 56. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
57. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?
А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений.
Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе.
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | 58. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
|
| 1)
| отсутствуют консументы
|
| 2)
| высокая численность продуцентов одного вида
|
| 3)
| незамкнутый круговорот веществ
|
| 4)
| преобладают растительноядные насекомые
|
| 5)
| отсутствуют редуценты
|
| 6)
| нарушена саморегуляция
| | 59. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.
|
| ПРИЗНАК
|
| СРЕДА
| А)
| подвижные веки
| Б)
| жабры с жаберными крышками
| В)
| тазовый пояс
| Г)
| шейный отдел позвоночника
| Д)
| боковая линия
| Е)
| двухкамерное сердце
| |
| 1)
| водная
| 2)
| наземно-воздушная
| | | 60. Установите соответствие между моллюском и экологической группой, к которой его относят.
|
| МОЛЛЮСК
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
| А)
| голый слизень
| Б)
| устрица
| В)
| беззубка
| Г)
| виноградная улитка
| Д)
| кальмар
| Е)
| большой прудовик
| |
| 1)
| морские
| 2)
| пресноводные
| 3)
| наземные
| | | 60. Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.
|
| ОРГАНИЗМЫ
|
| ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
| А)
| гриб-трутовик и берёза
| Б)
| дуб и белый гриб
| В)
| осина и берёза
| Г)
| паутинный клещ и смородина
| Д)
| фасоль и клубеньковые бактерии
| |
| 1)
| конкуренция
| 2)
| симбиоз
| 3)
| паразитизм
| | | 61. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.
|
| ВИД
|
| НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
| А)
| пырей обыкновенный
| Б)
| серая крыса
| В)
| амурский тигр
| Г)
| венерин башмачок
| Д)
| австралийский утконос
| Е)
| рыжий таракан
| |
| 1)
| биологический прогресс
| 2)
| биологический регресс
| | | 62. Установите соответствие между характеристикой и видом экосистемы, для которой она свойственна.
|
|
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
| ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
| А)
| среди продуцентов доминирует монокультура
| Б)
| включает небольшую биомассу редуцентов
| В)
| включает многообразие видов консументов
| Г)
| является саморегулирующейся системой
| Д)
| имеет разветвлённые пищевые сети
| Е)
| обязательное участие антропогенного фактора
| |
| 1)
| естественная
| 2)
| искусственная
| | | | 63. Верны ли следующие суждения о проявлении антропогенного фактора в экосистеме?
А. Использование сведений о возрастном составе популяции рыб позволяет без ущерба для численности вида организовать промысел конкретного вида рыб.
Б. Знания о пищевых цепях и кормовых запасах водоёма помогают определить, какие виды рыб и в каких количествах целесообразно разводить в конкретном водоёме.
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | | | | |
64. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
|
| 1)
| выполняют роль консументов или редуцентов
|
| 2)
| являются продуцентами или производителями
|
| 3)
| извлекают органические вещества из пищи
|
| 4)
| превращают органические остатки в минеральные соединения
|
| 5)
| увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
|
| 6)
| обеспечивают смену экосистем
| |
65. К естественным биогеоценозам относят
|
| 1)
| банановую плантацию
|
| 2)
| вишнёвый сад
|
| 3)
| заливной разнотравный луг
|
| 4)
| пшеничное поле
|
| 5)
| сосняк-зеленомошник
|
| 6)
| сфагновое болото
| |
66. К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?
67. В экосистеме смешанного леса обитает большая синица. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между большими синицами и обитающими в экосистеме насекомыми, ястребами и древесными растениями.
68. Гусеницы бабочки зимней пяденицы питаются молодыми листьями дуба и заканчивают своё развитие до того, как листья дуба станут жёсткими и непригодными в пищу. Объясните, как изменится численность популяции бабочек, если вылупление гусениц: 1) совпадёт с распусканием почек и ростом молодых листьев; 2) произойдёт до распускания почек в случае холодной весны; 3) произойдёт через несколько недель после распускания листвы.
69. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
|
| 1)
| большим видовым разнообразием
|
| 2)
| отсутствием редуцентов
|
| 3)
| короткими пищевыми цепями
|
| 4)
| разветвлёнными пищевыми сетями
|
| 5)
| колебанием численности популяций
|
| 6)
| замкнутым круговоротом веществ
| | 70. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.
71. Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они
|
| 1)
| имеют автотрофный тип питания
|
| 2)
| аккумулируют солнечную энергию
|
| 3)
| имеют хемотрофный тип питания
|
| 4)
| создают первичное органическое вещество
|
| 5)
| минерализуют органические вещества
|
| 6)
| обогащают кислородом атмосферу
| | 72. В аквариуме обитают различные группы организмов: водоросли, высшие растения, рыбы, одноклеточные животные, моллюски, бактерии и грибы. Какую роль выполняют моллюски в аквариуме? Почему без них вода в аквариуме мутнеет?
73. Численность консументов I порядка в озере сокращается вследствие
|
| 1)
| увеличения численности большого и малого прудовиков
|
| 2)
| увеличения численности серой цапли
|
| 3)
| проявления стабилизирующего отбора
|
| 4)
| глубокого промерзания водоёма зимой
|
| 5)
| увеличения численности чаек
|
| 6)
| сокращения численности щук
| | 74. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.
75. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
76. Основными средообразующими видами в болотной экосистеме являются
|
| 1)
| разные виды мхов
|
| 2)
| кустарнички – голубика, багульник
|
| 3)
| низкорослые сосны и берёзы
|
| 4)
| разные виды злаков
| | 77. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
|
| 1)
| берёзами и елями
|
| 2)
| берёзами и грибами-трутовиками
|
| 3)
| тлями и муравьями
|
| 4)
| ежами и насекомоядными птицами
|
| 5)
| берёзами и подберёзовиками
|
| 6)
| черемухой и опыляющими её мухами
| | 78. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются
|
| 1)
| заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
|
| 2)
| образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
|
| 3)
| зарастание скал лишайниками
|
| 4)
| зарастание пруда и образование болота
|
| 5)
| образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
|
| 6)
| смена березняка на ельник
| | 79. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий.
|
| 1)
| всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
|
| 2)
| зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
|
| 3)
| зависит от генетической программы организма.
|
| 4)
| в интервале от 22 до 34°С возрастает.
|
| 5)
| уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.
| Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
| 80. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от числа яиц в кладке». Выживание птенцов скворца в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц в кладке
| Доля выживших птенцов (в %)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Утверждения:
|
| 1)
| Оптимальное число яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 3.
|
| 2)
| Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
|
| 3)
| Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
|
| 4)
| Чем больше яиц в гнезде, тем они мельче.
|
| 5)
| Девять яиц – это максимальное число в кладке данного вида.
| Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
| 81. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
| А)
| возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
| Б)
| изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
| В)
| изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
| Г)
| взаимодействие между осинами в экосистеме леса
| Д)
| конкуренция за территорию между самцами тигров
| |
| 1)
| абиотический
| 2)
| биотический
| | | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
82. В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит
|
| 1)
| адаптация
|
| 2)
| обмен веществ
|
| 3)
| раздражимость
|
| 4)
| рост и развитие
|
| 5)
| размножение
|
| 6)
| историческое развитие
| | 83. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
|
| 1)
| разрушение озонового слоя атмосферы
|
| 2)
| сезонные изменения освещённости поверхности суши
|
| 3)
| падение численности китообразных
|
| 4)
| накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
|
| 5)
| накопление в почве гумуса в результате листопада
|
| 6)
| накопление осадочных пород в недрах Мирового океана
|
| 84. Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.
85. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.<
|