Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.



 

#проповедь_юный_теолог

Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9.

 

Русский перевод архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

4 Всегда радуйтесь в Господе, и еще раз скажу: радуйтесь! 5 Пусть все узнают вашу доброту: Господь уже близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но обо всем просите Бога, молитесь Ему и, когда просите, не забывайте благодарить Его, 7 и тогда мир Божий, превосходящий всякое разумение, сохранит во Христе Иисусе и ваши сердца, и ваши мысли.

8 Что касается остального, братья, то размышляйте о том, что добродетельно и похвально: о предметах истинных, возвышенных, справедливых, чистых, о том, что мы любим и почитаем. 9 Делайте то, чему вы научились от меня, что восприняли, услышав от меня или увидев во мне, и тогда Бог, дарующий мир, будет с вами.

Символизм апостольского чтения в день Входа Господня в Иерусалим очевиден. Апостол Павел взывает к филиппинцам: «Пусть все видят вашу кротость! Господь близко! <...> и Бог мира будет с вами!». Эти слова соотносятся с тем, что мы читаем в Евангелиях: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий <...> Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Мф 21:5; Лк 19:38).

Царь кроткий, Царь мира, Царь славы, Бог мира... Его пришествия ожидал ветхозаветный Израиль, Его пришествия ожидают христиане. В евангельские времена Он пришел на Сион, чтобы быть распятым на кресте и в третий день воскреснуть из мертвых. В ожидании Его Нового пришествия и всеобщего воскресения жили первые христиане. В уповании на Второе Христово пришествие живем и мы. Во всяком случае, предполагается, что мы действительно на это уповаем. Ну а в нашей церковной жизни после праздника Входа Господня нам предстоят воспоминания Страстной седмицы и радость пришедшего к нам Господа в день Светлого Христова Воскресения.

Но одно дело - особый ритм литургической жизни и наши переживания евангельских событий в храмовых богослужениях, и другое дело - наша жизнь за стенами храма. Как правило, нет в ней ни высокой трагичности Страстной пятницы, ни ликования Пасхального воскресенья. Чем должен христианин заполнить свою внутреннюю жизнь, чтобы не отдать ее во власть суетных мирских страстей и забот? Чтобы она отвечала тем высоким надмирным целям, к которым нас призывает Христово Евангелие? На этот вопрос и отвечает апостольское чтение.

«Радуйтесь!» - призывает апостол. Удивительно: о радости пишет тот, кто находится в тюрьме за свое христианское свидетельство, тот, кого впереди ожидает возможная смерть. И пишет он тем, кого ожидают мрачные времена гонений. О радости в своем небольшом Послании апостол пишет не менее двенадцати раз. К этой радости он призывает и нас: «Радуйтесь всегда!» Конечно, мы понимаем, что речь идет не о состоянии удовольствия, смеха и не сходящей с лица улыбке. Это свидетельствовало бы о дурашливости, а в более тяжелом случае – о психическом заболевании. Да, радостные минуты могут выпадать человеку даже в тюрьме, и тем более в обычной жизни. Но таковыми бывают лишь мгновения. На остальное время приходится будничный труд, скука, а то и скорбь и боль. Так что радость, к которой призывает апостол, имеет и особенный характер, и особенный источник. Эта радость не связана ни с чем мирским, потому что ее источником является постоянное присутствие Господа, она - «в Господе». Присутствие Господа в нас и среди нас невидимо земными очами, но именно оно составляет сущность жизни христианина - общение с любящим и утешающим нас Господом. Это общение происходит в Святом Духе, и радость, о которой пишет апостол, не есть земное состояние естественного удовольствия, но благодатный дар Духа, или «плод Духа», как он пишет в другом месте (Гал 5:22).

Но тот радостный покой, который испытывает христианин
в Господе, не может и не должен замыкаться внутри человека, превращая его в удовлетворенного своим «просветленным» состоянием восточного мудреца, равнодушного к миру с его страстями. Господь пришел на землю не для меня одного, Он вторгся в гущу человеческих страданий не для того, чтобы плодить просветленных мудрецов. Не для этого Он присутствует в нас и среди нас - но для того, чтобы через нас оповещать о Своем спасительном присутствии весь мир, окружающих нас людей. Благая весть о Христе как эхо должна разноситься в мире, и не только словами, и даже не только нашими благими делами во Христе, но свидетельствовать о себе самим нашим присутствием в мире: ведь в нас - Христос. Именно это апостол Павел пытается выразить словами: «пусть все видят вашу кротость». «Не с тем, чтобы являть ее напоказ, - поясняет святитель Феофан Затворник, - но чтобы все люди испытывали вашу кротость в отношении к себе». Как «кротость» здесь переведено слово, означающее нечто «противоположное раздражительности и гневливости», доброжелательное великодушие, нечто, стоящее выше естественной законной справедливости. Образец такой кротости явил Господь Иисус Христос, прощая причинившим Ему зло и страдания. И верующий христианин, если в нем говорит Христос, понимает, что есть нечто, стоящее выше закона, выше права: есть любовь - благодатный плод Духа Божия. Вот эта любовь и должна излучаться в мир как Благая Весть о присутствии Господа, Который близки.

Того, кто действительно живет в радости общения с Господом, не могут увлечь своим потоком мятежи и страхи этого мира с его заботами. Господь принял на Себя все наши грехи с их последствиями. Присутствуя в нас, Он разделяет с нами и наши повседневные нужды и заботы. Мы с полным доверием можем в молитве приносить их Богу, зная, что на все наши прошения Бог пошлет нам действие Духа, которое даст нам единственно правильный выход из наших затруднений. Не забудем же благодарить Бога. И тогда Он даст мир нашим сердцам и мыслям. Этот мир - такое сокровище, какое не способен внушить себе человек со всеми своими умственными талантами, со всеми своими научными, техническими и социальными достижениями, ибо это «мир Божий, превосходяй всяк ум» человеческий. Мир в сердце христианина и есть основание радости, о которой пишет апостол.

Обетование мира Божия апостол сопрягает не только с нашим отношением к окружающим людям, которым мы должны являть нашу кроткую доброжелательность, и не только с нашим отношением к Богу, Которому мы должны с полным доверием и благодарностью молиться в наших заботах и нуждах, но и с нашим внимательным отношением к самим себе: к нашим мыслям и действиям. Языческий мир, в котором жил апостол Павел, в лице своих лучших представителей провозглашал прекрасные нравственные правила, которых, конечно, далеко не всегда придерживался, но считал образцами высокой этики. Апостол заимствует их из окружающего мира и рекомендует их как образцы того, о чем должен размышлять христианин: не о пустых или безнравственных предметах, но о самом высоком и ценном, что укрепилось в лучших традициях античной культуры.

Но, разумеется, одними мыслями о высокой нравственности христианин не должен ограничиваться. Апостол Павел призывает воплощать в поступках не только общепринятые нормы мирской этики его времени, но и заповеди, диктуемые Евангелием. И теперь он от светских ценностей переходит к собственно христианской Благой Вести, которую он принес филиппийцам, принес «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес 1:5). Апостол на деле осуществлял то, что он проповедовал, и потому имел полное право требовать от своих духовных детей своими делами принять то, чему он учил, и подражать тому, что все в нем
видели.

Нам дано не меньше, чем древним филиппийцам. Гораздо больше! Двухтысячелетняя история Церкви Христовой явила нам неисчислимые примеры святой и праведной и безукоризненной жизни (1 Фес 2:10). Будем следовать им, и - по обетованию апостола Павла - Бог мира будет с нами.

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.