|
|||
Человек живет на определенном историческом фоне, свое отношение к окружающему он определяет в зависимости от того, насколько глубоко понимает свое место в обществе.
Новые рубежи. — 1986. — 1 июля.
Памятники земли Одинцовской: как они сохраняются!
ЧТО МЫ ОСТАВИМ ПОТОМКАМ
XXVII съезд КПСС поставил перед партией и народом огромные задачи по приумножению материальных и нравственных ценностей народа. Среди них — повышение идеологической образованности и культуры, углубление исторических знаний, воспитание глубокого активного патриотизма. Человек живет на определенном историческом фоне, свое отношение к окружающему он определяет в зависимости от того, насколько глубоко понимает свое место в обществе. Нельзя отделить многовековую историю, культуру от сего дня, от нашего, наших дней и внуков, завтра. Потому и должны мы бережно охранять все, что досталось нам в наследство от прошедших поколений.
ПАМЯТНИКИ истории и культуры СССР составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, они служат целям развития науки, народного образования, культуры, формированию высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся. Вот почему охрана памятников является одной из задач, не только государственных органов, но и патриотическим долгом, конституционной обязанностью каждого советского человека.
Памятники архитектуры, парковые ансамбли, воинские памятники, памятные места — немые свидетели прошедших эпох и ушедших поколений. Они обретают животворную силу, когда в них вдыхают любовь и уважение живущие сегодня, когда сохраняется все, чем жили, гордились предки, когда по крупицам собирают и осмысливают архивные документы, воспоминания, предметы материальной культуры, когда приобщают к ним сотни тысяч, миллионы людей.
«Советская Россия» в редакционной статье «Свет памяти» (15.03.86) пишет: «История, революция, их памятники — это могучий источник воспитания народа». Кем и где собираются материалы по истории? Краеведами — людьми, влюбленными в свою страну, бесконечно любящими народ; они собирают материалы, анализируют, обобщают, пишут статьи в печать. Но с их уходом из жизни в значительной мере погибают и те находки, которые остались в их квартирах. Не станем далеко ходить за примером. Десятилетиями собирали материалы по истории Звенигородья, Вязем светлой памяти краеведы В. С. Морошкин, О. П. Бояр, Н. Ф. Назаров и другие. По меньшей мере половина собранных ими бесценных сведений ушла с ними. Краеведам необходима помощь.
В цитируемой выше статье из «Советской России» с сожалением указано, что «даже во многих крупных селах до сих пор нет своих музеев. Местные же краеведы-энтузиасты, подлинные часовые исторической памяти, часто не находят поддержки в партийных комитетах...» Не такое ли положение существует и в Одинцовском районе, на территории которого нет ни одного музея (кроме школьных), который служил бы местом сосредоточения материалов краеведов, опорным пунктом проведения пропаганды исторических, культурных знаний, патриотического воспитания людей всех возрастов (Звенигородский и Дунинский музеи к истории Одинцова практически отношения не имеют).
Музеи. В них собираются бесценные документы, материальные экспонаты, которые изучаются, используются для построения экскурсионных материалов, для газетных и журнальных статей, с ними знакомится широкая аудитория. Музеи являются бесценными очагами культуры, а их работники — пропагандистами культуры, исторических знаний, проводниками патриотизма... В их устах, в устах экскурсоводов звучит живой голос истории. Значение музеев неоценимо, и при уважительном к ним отношении, при своевременной помощи они способны стать истинными проводниками решений партии в идеологическом и патриотическом воспитании советских людей.
В Одинцовском районе сосредоточены памятники союзного и республиканского значения, памятные места, связанные с выдающимися государственными и военными деятелями, деятелями литературы; по району проходят дороги боевой славы, жители района связаны с революционными событиями, гордятся трудовой славой. Только люди, лишенные чувства патриотизма, не обладающие элементарной культурой, могут не замечать этого, равнодушно относиться к тем усилиям, которые предпринимают краеведы-одиночки или небольшие коллективы энтузиастов для сбора исторических материалов и их популяризации.
Немало музеев в наших школах. При сборе материалов, оформлении этих музеев под руководством учителей-энтузиастов, большие или меньшие группы детей приобщаются к истории, правда, не всегда к истории родного края. Но такие музеи в основном доступны учащимся данной школы. И очень часто судьба школьных музеев оказывается весьма плачевной. Существуют школьные музеи в Васильевском и Каринском, созданные и функционирующие усилиями прекрасных краеведов И. А. Рачинской и А. С. Подкорытова. Они проводят большую работу по месту жительства. Но, расположенные вдали от туристских путей и без необходимой помощи, музеи могут оказаться недолговечными.
Четыре года назад (4 июня 1982 года) открыл двери Историко-литературный музей на общественных началах в Вяземах, через который на сегодня прошли более 70 тысяч посетителей. Здесь проведено свыше двух тысяч лекций и экскурсий.
В музее представлены материалы, отражающие далекие и близкие исторические события Родины, свидетелями и участниками которых были Вяземы и вяземцы, экспонаты о четырех войнах, прокатившихся по территории страны. Вяземы связаны с именами Бориса Годунова, Петра Первого, Б. А. Голицына, военных деятелей — М. И. Кутузова, Д. В. и Б. В. Голицыных, И. Федько, С. Буденного, К. Ворошилова, Вяземы — гордость литературного Подмосковья. Они тесно связаны с именами Л. Толстого, Н. Гоголя, Н. Хикмета. В Захарове неоднократно бывал А. Грибоедов. В примыкающем к Вяземам поселке Голицыно на протяжении более полустолетия трудились советские писатели и писатели-интернационалисты. Советские писатели и сегодня с большим удовольствием приезжают в совсем недавно открывшийся после реконструкции Голицынский дом творчества Литфонда СССР.
Одинцовский район гордится тем, что на его территории в начале XX века происходили революционные события, центром которых были Вяземы и Голицыно. Говоря о Вяземах, нельзя обойти вниманием такие факты, как наличие замечательных памятников архитектуры XVI—XVIII веков, как зачинание и развитие здесь одного из интереснейших народных промыслов — художественного плетения, организация и существование одного из первых в России кооперативного общества, и тоже самого крупного, народного крестьянского театра. В этом сравнительно небольшом селе, сконцентрирована такая история, такая связь с культурой прошедших веков, с выдающимися деятелями разных эпох, которой могут позавидовать многие и многие города. Вот почему местными энтузиастами организован музей «Вяземы», в котором сосредоточены материалы, относящиеся только к Захарову, Вяземам, Голицыну.
Музей не остается в стороне от тех событий, которые волнуют советских людей. Здесь проведены десятки выставок — к 75-летию первой русской революции, к 40-летию Победы, 175-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, 170-летию Бородинского сражения, ежегодные выставки работ детей по произведениям А. С. Пушкина, рисунков детей о борьбе за мир, энтомологическая, нумизматическая, зимний букет, осенний букет и т. д. В музее проводятся собрания клуба любителей истории, литературы, искусства, пушкинские чтения, семинары экскурсоводов. Сотрудники музея выступают со статьями в газете «Новые рубежи», проводят лекции в учреждениях.
Кто же осуществляет эту большую кропотливую и очень полезную работу? В основном, люди работающие в свободное время, пенсионеры. Помогают в работе и учащиеся Больше-Вяземской школы. Экскурсии проводят члены общества «Знание», четыре экскурсовода Одинцовского бюро путешествий и экскурсий — сотрудники музея, одинцовские и московские экскурсоводы. По материалам музея проводятся лекции — экскурсии по таким темам, как «Историко-архитектурные памятники Вязем», «Вяземы и боевая история Родины», «Вяземы — родина художественного плетения и место революционных событий начала XX века», «Жемчужина литературного Подмосковья». Широка география посетителей. Различны и профессии: рабочие, инженеры, врачи, педагоги, студенты, архитекторы, учащиеся школ, ПТУ, техникумов, военнослужащие, многие десятки писателей.
Не так уж много в Вяземском музее экспонатов. Да и не в количестве суть, а в их значимости, направленности. Разве плохо, что, например, в Пензе существует музей одной картины? Музей «Вяземы» находится лишь в начале пути, он имеет проблемы, которые необходимо решить как можно скорее. Поток туристов экскурсантов непрерывно растет. Существующие помещения уже сегодня явно недостаточны. Необходимо ускорить передачу музею нижнего яруса церкви и голицынского дворца.
А далее — подготовить условия для преобразования его в государственный историко-литературный музей-заповедник в основе — Пушкинский. Подготовка к такому преобразованию должна состоять в подборе, соответствующем оформлении и размещении экспонатов, в завершении реставрации Вяземской усадьбы, в приобщении к музею захаровской усадьбы — колыбели великого поэта.
Для осуществления этой благородной цели музею нужна помощь не только государственных организаций, но и жителей. Мы, сотрудники музея, обращаемся ко всем с великой просьбой — передавать в музей художественные произведения; старинную мебель; изделия народного творчества; предметы труда и народного быта; документы первых лет Советской власти, участников Гражданской и Великой Отечественной войн и трудового фронта; изделия плетения; денежные вклады и т. д. Этими дарами и пожертвованиями ускорите рождение большого музея, который будет гордостью Одинцовского района, нашей всеобщей гордостью.
А. ВИНОГРАДОВ.
|
|||
|