|
|||
Обучающая. Развивающая
5 кл. Урок № 28 Дата 5-А 15.04 5-Б 13.04
ТЕМА: Природа творчества. Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов.
ЦЕЛИ: Обучающая - познакомить учащихся с историей народного творчества, формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства. Развивающая – развивать понимание того, что творчество дает возможность саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку, развивать нравственные и эстетические чувства, любовь к своим истокам. Воспитательная - формировать у обучающихся социальную активность, гражданское и патриотическое воспитание посредством исторической деятельности умельцев Донбасса.
ХОД УРОКА: I. Актуализация опорных знаний обучающихся. Эпиграф урока: По Донбассу мастеров не мало, Тех, чьи руки чудо создают, В ремеслах свою землю славят И по миру славу ей несут!
Полюбить свою родную землю можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю народа Донбасса, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям нашего народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. На прошлом уроке вы познакомились с искусством народных промыслов жителей земли Донецкой, виртуально совершили путешествие и узнали очень много нового и полезного.
II. Изучение нового материала. Слово учителя. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории. Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд. Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны. Ответить кратко на вопросы (в рабочей тетради): 1. Перечислите виды рукоделия, которые вам известны. 2. Какие пословицы или поговорки вы знаете о труде. 3. Что является основным источником вдохновения народных умельцев? 4. Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы? III. Итоги урока. Богато творчество Донецкого края. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывают мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Народ любит, высоко ценит мастеров-умельцев, потому что народные промыслы - зеркало жизни народа. Сегодня мы как бы заглянули в прошлое, перед нами ожили картины из жизни русского народа, и мне хочется, чтобы сегодняшние посиделки остались у вас в памяти потому, что мы, русский народ, - народ талантливый и трудолюбивый.
Прекрасен мир. История стара. И на глазах истории веками Не знающими устали руками Всё в мире создавали мастера. Сказать спасибо мастеру пора. Он мыслью не витал за облаками И шёл за мыслью, клал на камень камень И строил мир, надёжный, как гора. Он был весьма искусен и силён И опытом предчувствия умён, И чувством совершенства наделён, И красотой гармонии отмечен. Он нужен всем. Он общечеловечен Для всех эпох, формаций и времён. М.Лудин IV. Домашнее задание. Собрать материал и подготовить сообщение о том, какими видами декоративно-прикладного искусства владели или владеют члены вашей семьи.
|
|||
|