Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж



МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

3 группа

Самостоятельное занятие № 103 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

Тема: «Самостоятельная работа в разучивании песен…».

«Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его,
рассматривай это как прекрасный дар,
которым тебя наделило Небо».
(Роберт Шуман)

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д. Ушинский.

Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов - классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир, окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или находясь в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 30 — 60е годы прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребованный и в наше время.

Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей?

Для музыкального воспитания вокалистов следует отбирать только самую лучшую музыку, позволяющую решать задачи эстетического, духовно-нравственного, творческого развития детей. Апробированный в многолетней практике музыкальный репертуар для детей составляет «золотой фонд», который можно и нужно повторять в процессе работы с детьми разных поколений.

В «золотой фонд» детского музыкального репертуара входит не только классическая и народная музыка, но и авторские детские песни и пьесы, написанные для детей профессиональными композиторами – Е. Тиличеевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, В. Витлиным, В. Шаинским, Ю. Чичковым, детские песни А. Пахмутовой и др., а также детский фольклор народов мира.

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в качестве упражнений, распеваний.

Репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей — это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников.

Работая с детьми, надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить никому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов!

 

Существуют определенные требования, которые предъявляются к подбору песенного репертуара:

· Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.

· Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.

· Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике: включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

· Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.

· Песни должны быть педагогически ценными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д.

· Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Попатенко.

· Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

При выборе песен надо исходить из:

  • интересов детей, которыми они живут в данное время;
  • доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

Детский песенный репертуар слабо обновляется. К сожалению, многие песни утратили актуальность содержания для современного ребёнка. В этом причина того, что дети редко исполняют в самостоятельной деятельности старые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Новые же музыкальные произведения, предлагаемые современными поэтами и композиторами, как правило, трудны для детского пения, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.