Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Успехов в освоении рабочей тетради!



Успехов в освоении рабочей тетради!


Как работать с тетрадью?

Каждая тема содержит теоретическую часть (тезисы лекции, ссылки на информационные источники) и практическую часть – задания, которые нужно выполнить.


 

 

ТЕМА 1. Основные положения системно-деятельностного подхода (СДП)

 


 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения – системообразующее направление Национальной инициативы «Наша новая школа», «тактический проект» по достижению стратегических ориентиров современного образования[1], он определяет совокупность требований к основной образовательной программе (ООП[2]):

ЗАДАНИЕ 1.1

1)__________________________________________

2)__________________________________________

3)__________________________________________

 


 

 

Благодаря внедрению ФГОС второго поколения происходит переход от традиционного обучения («преподнесения системы знаний») к деятельной модели обучения – приоритет отдается активной деятельности ученика над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений.

 

Методологической основой нового ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[3]. В Концепции прописаны:

 

ЗАДАНИЕ 1.2

1)__________________________________________

2)__________________________________________

3)__________________________________________

 


 

Основой реализации ООП общеобразовательной школы является системно-деятельностный подход (СДП), который по-новому ориентирован на описание результатов образования (освоенные способы деятельности). Можно сказать, что СДП является системообразующим компонентом нового ФГОС[4].

Реализация СДП предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития ученика;

- развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий (УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Понятие «СДП» не является принципиально новым для российской педагогической науки (было введено в педагогику в конце 20 века). Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев).

В 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют, как развивающее. Важный этап разработки теории развивающего обучения (РО) и внедрение ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория учебной деятельности (УД). Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского («развитие – обучение») дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру: «развитие – деятельность – обучение».


 

Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе СДП Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.Г. Асмоловым и др. В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[5].


ЗАДАНИЕ 1.3

Соотнесите понятия:

А Критерии сформированности УУД 1) личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; 2) регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; 3) познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; 4) коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.
Б Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов особая технология обучения, включающая совокупность психолого-педагогических установок учителя, содержание, методы, средства, организационные формы, направленные на достижение диагностично поставленных целей обучения.
В Процесс формирования УУД в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Г Универсальные учебные действия (УУД) носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Д Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям и соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

ОТВЕТ: А -_____ Б - ____ В –____ Г - ____ Д - ____

 


[1]- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

[2] Реестр примерных программ (http://fgosreestr.ru/)

[3] Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение. 2011. – 23 с.

[4] Асмолов А. Г.и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

[5] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с. – С.27



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.