|
||||||||||||||||||||||||
Успехов в освоении рабочей тетради! ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Успехов в освоении рабочей тетради! Как работать с тетрадью? Каждая тема содержит теоретическую часть (тезисы лекции, ссылки на информационные источники) и практическую часть – задания, которые нужно выполнить.
ТЕМА 1. Основные положения системно-деятельностного подхода (СДП)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения – системообразующее направление Национальной инициативы «Наша новая школа», «тактический проект» по достижению стратегических ориентиров современного образования[1], он определяет совокупность требований к основной образовательной программе (ООП[2]): ЗАДАНИЕ 1.1 1)__________________________________________ 2)__________________________________________ 3)__________________________________________
Благодаря внедрению ФГОС второго поколения происходит переход от традиционного обучения («преподнесения системы знаний») к деятельной модели обучения – приоритет отдается активной деятельности ученика над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений.
Методологической основой нового ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[3]. В Концепции прописаны:
ЗАДАНИЕ 1.2 1)__________________________________________ 2)__________________________________________ 3)__________________________________________
Основой реализации ООП общеобразовательной школы является системно-деятельностный подход (СДП), который по-новому ориентирован на описание результатов образования (освоенные способы деятельности). Можно сказать, что СДП является системообразующим компонентом нового ФГОС[4]. Реализация СДП предполагает: - воспитание и развитие качеств личности; - формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития ученика; - развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий (УУД); - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося. Понятие «СДП» не является принципиально новым для российской педагогической науки (было введено в педагогику в конце 20 века). Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев). В 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют, как развивающее. Важный этап разработки теории развивающего обучения (РО) и внедрение ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория учебной деятельности (УД). Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского («развитие – обучение») дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру: «развитие – деятельность – обучение».
Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе СДП Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.Г. Асмоловым и др. В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[5]. ЗАДАНИЕ 1.3 Соотнесите понятия:
ОТВЕТ: А -_____ Б - ____ В –____ Г - ____ Д - ____ |
[1]- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
[2] Реестр примерных программ (http://fgosreestr.ru/)
[3] Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение. 2011. – 23 с.
[4] Асмолов А. Г.и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
[5] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с. – С.27
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|