Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международное право



 

                                             

    11кл.        Правоведение      15.05.

Тема урока «Конституционное судопроизводство. Международное право».

Прочитайте предлагаемый материал, просмотрите видео-уроки по ссылкам: 

Ссылка № 1 – Конституционное судопроизводство.

https://www.youtube.com/watch?v=3e1F5QuZrUs

Ссылка № 2 – Международное право.

 https://www.youtube.com/watch?v=zI97fLPERsI

Запишите основные положения темы в рабочую тетрадь и ответьте на вопросы:

1.Функции международного права?

2. Принципы международного права?

3. Какой суд создан в Европе для защиты прав человека?

  Ответы на вопросы пришлите мне на почту. podlipaev.a.f@gmail.com

 

Материал для изучения:

 Международное право

1. Понятие и система международного права Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности. Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или слоя, а вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения, которые регулировались обычаями и традициями. Они стали прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права – суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права. Международное право возникло ещё раньше, чем появилось государство, так как ещё на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н. э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царём был заключен первый письменный мирный договор, высеченный на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение. Таким образом, международное право – это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств. Международное право – это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств. Всё основано на добровольности. Pactas untservanda – договора должны соблюдаться (ещё из римского права). Особенностью международного права является его согласительная природа: международное право носит координационный характер, а национальное право — субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения. Другая особенность — межвластный характер отношений, регулируемых международным правом, т. е. государства и межправительственные организации — его субъекты, действующие лица.

 Функции международного права. К функциям международного права принято относить следующие: · координирующую, · регуляторную, · охранительную. Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твёрдо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение. Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, приданию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определённым правилам поведения. Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Соотношение внутригосударственного и международного права Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство. В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям: дуалистическому и монистическому. Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признаётся параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определённом соподчинении, а именно: или внутреннее право господствует над международным, или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение. Как представляется, в международной практике, в той или иной степени имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики, и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако, чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство. Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства преимущественную силу имеют международные обязательства. Система международного права и система науки международного права Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права. Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое и т. д.). Каждая отрасль – это самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы международного права. Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Последняя создаётся различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер. Нормообразование в международном праве Норма международного права – это правило поведения, которое признаётся государствами и другими субъектами международного права в качестве обязательного. Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международном праве нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права, международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Только субъекты придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими правилами, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание международно-правовых норм – это непрерывный процесс. Понятие отрасли в международном праве Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например, касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т.д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно. Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования. Источники международного права К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай. Международный договор – это соглашение двух или нескольких сторон участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, которое выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Договор является основным источником международного права. Международный обычай – это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признаётся участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента: · длительность применения, · всеобщность признания · убеждение в юридической обязательности. К вспомогательным источникам международного права относятся: решения и постановления международных органов и организаций, которые в основном касаются внутренних вопросов этих международных организаций и поэтому не являются источниками международного права. Следовательно, решения, принимаемые Советом безопасности ООН по существу, применяет нормы международного права к конкретным ситуациям. Вспомогательными источниками для международного права являются и решения международных третейских судов и других третейских органов, которые также не создают новых норм международного права, а только применяют уже существующие, принимая конкретные решения. К вспомогательным источникам международного права относятся также внутригосударственные законы и решения национальных судов, поскольку в определённых обстоятельствах их положения могут получить международное признание и стать договорными или обычными нормами международного права. И, наконец, третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т.е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат вспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм.

2. Международная защита прав человека Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Политический авторитет последней был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека. Международное право и, соответственно, политика развиваются и стремятся содействовать глобальному сотрудничеству, в том числе и политическому. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов по имплементации вступивших в силу международно-правовых актов. В соответствии с изменениями в мире необходимо по новому взглянуть на ООН как на главный координирующий центр международной политики и межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Принципы международного права: · суверенное равенство государств · неприменение силы или угрозы силы · мирное разрешение международных споров · невмешательство во внутренние дела государств · сотрудничество · равноправие и самоопределение народов · добросовестное выполнение международных обязательств · нерушимость границ · территориальная целостность · уважение прав человека

Защита прав и свобод человека средствами ООН В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. С этой целью в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Функции и полномочия ООН в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека, которая выполняет следующие функции: · подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; · подготовка международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросов; · предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; · любых других вопросов, касающихся прав человека. Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека, который в настоящее время включает следующие международные соглашения: · Всеобщую декларацию прав человека· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; · Международный пакт о гражданских и политических правах; · второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Комитет по правам человека выполняет следующие функции: · рассматривает доклады государств-участников о реализации на их территории прав человека; · изучает представленные доклады и делает определенные замечания, дает рекомендации. Права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система. Однако иногда, с точки зрения граждан, принятые национальными судами решения не являются справедливыми. В этом случае гражданин может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу приемлемой (т.е. установит что возможности решения дела в национальных судах исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течении 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, после чего автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение комитета, приведя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось. Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека. Однако в настоящее время деятельность ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в период военных конфликтов

3. Европейская система защиты прав человека. Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. В Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. На основании этой конвенции был образован Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который наделен полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц, исчерпавшие возможности защиты установленных Конвенцией прав у себя на родине, не позднее полугода со времени принятия решения высшей инстанцией имеют возможность обратиться в ЕСПЧ. Решения Суда обязательны для государств-участников и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью. Любая страна, вступающая в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.