|
|||
Практическое занятие № 16. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.. Ход выполнения занятия. Теоретическая частьСтр 1 из 3Следующая ⇒ Практическое занятие № 16 Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения. Цель: способствовать развитию умения анализировать ошибки и недочеты в построении сложных предложений; развивать речемыслительную деятельность обучающихся, навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений. Литература: дидактический материал. Ход выполнения занятия 1. Проработать теоретический материал (составить конспект). 2. Выполнить письменно упражнения. 3. Срок выполнения-до следующего занятия. Теоретическая часть Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений наиболее распространёнными являются следующие: - неправильное построение самой конструкции предложения; - использование излишне громоздких конструкций.
1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями. Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности. ►Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения. Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.
2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений. Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали. ►В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо! Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения. Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).
4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции. Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.
5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов: а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы. Например: 1. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менеене осталась дома. 2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет. 3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне; б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др. Например:
|
|||
|