|
|||
II полугодие. Итоговая проверка навыка чтения . I вариант. Ученика____. С. Т. Аксаков. Река БелаяII полугодие 4 класс Итоговая проверка навыка чтения I вариант Ученика____________________________________________________ С. Т. Аксаков Река Белая Отрывок Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а ещё большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, – прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» – обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдёт». И наконец пришёл этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная чёрная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рёв которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утёс – и скрылась за ним дорога и бегающая по ней чёрная корова. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдём, соколик, в горницу; река ещё не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лёд начнёт трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришёл сказать мне, что лёд на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись ещё теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей. … С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь вёрст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки. (479 слов) Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания. 1.Определи жанр этого произведения. рассказ басня сказка легенда былина 2.О чём это произведение? Запиши ответ. ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ 3.Когда происходили описанные события? весной зимой летом осенью 4.Как ты понимаешь слова река вскроется? Запиши ответ. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 5.Где происходили события? на поле на огороде в лесу на реке 6.Как называет автор время начала ледохода? Найди ответ в тексте и запиши. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 7.Какому животному сочувствовали люди? козе корове овце кошке 8.Чем сменился ледоход? дождём снегопадом разливом 9.Найди в тексте описание ледохода. Запиши. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 10.На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши. ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________________________________ 11.Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории. Ледоход Корова на льду 1 Потоки весенней воды «Белая тронулась!» Две собаки Разлив 12. Какой заголовок может подойти к этому отрывку рассказа? «Желанный день» «Весенний ледоход» «Белая тронулась!»
|
|||
|