Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекция и развитие интеллектуальной сферы у дошкольников с нарушениями речи»



 

Аннотированная библиография

«Коррекция и развитие интеллектуальной сферы у дошкольников с нарушениями речи»

1. Батяева С. В. К вопросу проявлений индивидуально-типологических нарушений в речевом и когнитивном развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи // Kant. 2017. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-proyavleniy-individualno-tipologicheskih-narusheniy-v-rechevom-i-kognitivnom-razvitii-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem (дата обращения: 09.05.2020)

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов. В статье указывается, что при определении направлений и содержания коррекционно-развивающей работы дошкольников с ОНР, необходимо учитывать вариативность нарушений вербальных и невербальных функций, индивидуально-типологические различия их проявлений. На основе многофакторного анализа экспериментальных данных описываются варианты сочетаний проявления нарушений. Доказывается, что у дошкольников в структуре дефекта ОНР можно выделить типологические комбинации нарушений речевого и когнитивного развития. Особенность статьи заключается в том, что диагностическое исследование расписано по компонентам. Очень понравилось, что автор опирается на мнения различных ученых.

2. О.А. Вудмаска, В.В. Морозова Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myslitelnyh-operatsiy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 09.05.2020).

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов и студентов. В статье рассмотрены особенности мышления детей с общим недоразвитием речи. Проведен эксперимент, направленный на выявление особенностей развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проведённое исследование доказало необходимость работы по развитию мыслительных операций и возможность повышения уровня сформированности мыслительных операций у детей с ОНР в ходе целенаправленного и систематического логопедического воздействия. Особенность статьи заключает в том, что в ней разработаны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по развитию мыслительных операций, подобраны игры и упражнения для развития предпосылок мышления. Мне понравилась эта статья, она утверждает, что процесс развития мыслительных операций у детей с ОНР может пройти легче, быстрей и интересней.

3. Габдуллина Н.А. Влияние речевого недоразвития на формирование социального интеллекта дошкольников // Научное сообщество студентов XXI столетия. 2013. № 14. URL: https://sibac.info/studconf/hum/xiv/34823 (дата обращения: 10.05.2020)

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов и студентов. В статье показано как нарушение речи влияет на формирование личности, в том числе на социальный интеллект. Н. А. Габдуллина выявила, что дети с тяжелыми нарушениями речи хуже распознают эмоции, чем дети с легкими нарушениями речи. Причинами, наблюдаемых особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи являются низкий уровень вербальных знаний. Убедилась, что на уровень развития социального интеллекта кроме речевых нарушений влияют и другие факторы, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды. Сделала вывод, что для успешного развития социального интеллекта детей в дошкольном возрасте необходимо позитивное личностно-ориентированное общение с близкими, которое создает благоприятную среду для развития социального интеллекта дошкольников. Особенность статьи в том, что в ней есть подробный анализ всей субтестов. Мне понравилась эта статья тем, что в ней описаны определения понятий, их история.

4. Горюнова А. Н. Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи на базе стихотворения К. И. Чуковского «Путаница» // Молодой ученый. 2017. № 45 (179). URL: https://moluch.ru/archive/179/46302/ (дата обращения: 09.05.2020).

Статья адресована воспитателям и логопедам. В статье установлено, что нелепицы, присутствующие в стихотворении К. И. Чуковского «Путаница», не воспринимаются детьми как юмористические элементы, а принимаются как данность. В ходе проведённого исследование определялось умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Из результатов исследования был сделан вывод о том, что дети среднего дошкольного возраста не могут самостоятельно овладеть понятием «нелепица», находить и объяснять несуразные явления окружающего мира. Автором был разработан алгоритм обучения детей операциям логического мышления, включающий в себя приемы комбинированного обучения. Особое время уделялось рассматриванию разнообразных картинок-нелепиц. Особенность статьи в том, что в ней приведены графики результатов детей. Мне понравилась эта статья. Понравилось подборное описание диагностики, понравился вывод автора о том, что необходимо составлять образовательный маршрут, в котором учитывать специфику ошибок.

5. Григорьева Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016.  № 8 (112). URL: https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 09.05.2020).

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов и студентов. В статье представлены особенности детей с ОНР, оказывающие влияние на формирование интеллектуальной готовности. Разработан и реализован комплекс занятий, направленных на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте. По результатам исследования Е. Л. Григорьева пришла к выводу, что ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении. Особенность статьи заключается в том, что в ней присутствует актуальность готовности детей к школе, приведены определения понятий с точки зрения разных ученых. Статья мне понравилась тем, что все понятия темы исследования разбираются детально. Хотелось бы почитать содержание программы, разработанной Е.Л. Григорьевой.

6. Зимукова Т. И., Купцова А. В. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. 2015. № 4 (4). URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/287/ (дата обращения: 09.05.2020).

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов и студентов. Автор определяет роль формирования эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описывает общие особенности детей данной группы. Раскрывает этапы работы по формированию основ эмоционального интеллекта. Конспект НОД дошкольников 6-7 лет с ОНР по формированию основ эмоционального интеллекта – особенность статьи. Мне понравилась данная статья, в ней подробно раскрываются все понятия.

7. Кийк С.Н. Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у детей дошкольного возраста // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-na-fone-rechevogo-defekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 09.05.2020).

Статья адресована профессиональному сообществу педагогов. В статье приведены результаты исследования особенностей нарушения процессов познания. Автор исследует показатели уровня процессов познания у детей с речевым развитием в норме и у детей с общими отклонениями речи. В ходе исследования Кийк выявил, что у большинства дошкольников с общими нарушениями речи наблюдается низкий уровень развития мыслительных процессов. А также, что у детей с общими дефектами речи слуховое и зрительное узнавание весомо отличается от детей с нормальным речевым развитием. Особенности данной статьи заключаются в том, что там использован большой психодиагностический инструментарий. В этой статье мне не понравилось, что теория изучаемого материала представлена в очень маленьком и сжатом виде.  

8. Сокольникова Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3632/ (дата обращения: 09.05.2020).

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов и студентов. Автор статьи на основе детального изучения психических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также анализа и обобщения научной и методической литературы, выстроил систему развивающей работы по формированию мыслительных процессов дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пришел к выводу, что применение данной системы мероприятий оказывает положительное влияние на развитие речи, на формирование у детей данной категории мыслительных процессов в процессе интеллектуально-математических игр. Особенностью статьи можно считать создание определенных условий, например, уголок занимательной математики «Для умников и умниц». В этой статье мне не понравилось то, что не было описание самих игр, хотя бы одной в качестве примера.

9. Прямикова Ж. А. Использование специальных дидактических средств для формирования речи и мышления у дошкольников с ТНР на логопедических занятия // Развитие современного образования: от теории к практике. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36268875_84568002.pdf (дата обращения: 09.05.2020).

Статья адресована логопедам и студентам логопедических направлений. В статье представлены специальные дидактические средства, которые способствуют формированию речи и мышления. Описаны занятия учителя-логопеда. Ж.А. Премикова утверждает, что необходимым условием усиления коррекционной направленности занятий является одновременное воздействие информации на сенсорную и интеллектуальную сферу детей. Особенность данной статьи заключается в наличии игр, загадок. Статья мне понравилось, так как она нацелена на практическую деятельность, и в нее включены примеры игр и упражнений.

10. Чипиль Е. В., Шамовская Т. В. Психолого-педагогические условия интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-intellektualnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/viewer (дата обращения: 09.05.2020).

Данная статья адресована профессиональному сообществу педагогов. Также она будет полезна для студентов логопедического и дефектологического направления подготовки. Авторы статьи обнаружили у детей с ТНР системную несформированность вербальных и невербальных функций интеллекта и представили систему психолого-педагогических условий интеллектуального развития дошкольников. В качестве основы интеллектуального развития рассматривали сенсорное воспитание, направленное на развитие ощущений и восприятия. Разработали и описали содержание программы развития интеллекта (с использованием дидактических игр). Особенности статьи заключаются в том, что она включает в себя развернутое содержание программы, таблицу с перечнем игр и упражнений. Статья мне очень понравилась, так как там подробно рассмотрены особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и приведены анализы данных в виде таблиц с статистическими показателей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.