Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФИЗИКА. Тетрадь. для лабораторных работ



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

ФИЗИКА

7 класс

Тетрадь

для лабораторных работ

учащегося(йся)

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

 

Дата                      
№ работы
Оценка                      

 

 

Донецк


ББК 74.265.1

Ф50

Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ от 23.08.2018 № 725.) Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 3 от 04.06.2018г.)

 

Составители:

Охрименко Н.А., методист по физике отдела естественных дисциплин ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Саморокова Е.В., методист методического кабинета при Управлении образования администрации города Горловка

Выхрыстюк Н.Г., учитель физики Горловского лицея № 47 «Старт»

Волкова О.О.,      учитель физики Горловской ОШ № 41

Бородина Н.А.,    учитель физики Горловской ОШ № 73

Крупко Т.Г.,         учитель физики Горловской ОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

Петров А.В.,       учитель физики Горловской ОШ № 53 с углубленным изучением отдельных предметов

 

Научно-методическая редакция:

Чернышев А. И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

Зарицкая В. Г.,        проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

Карпинец А.П.,       доцент кафедры «Общетехнические дисциплины» ГОУ ВПО АДИ «ДонНТУ» кандидат химических наук, доцент

 

Рецензенты:

Панченко Е.Е.,    заведующий методическим кабинетом при Управлении образования администрации города Горловка

Вовк Л.П.,                профессор Автодорожного института ГОУ ВПО АДИ «ДонНТУ», доктор технических наук

 

Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В.,   методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

 

 

Физика. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ/ Сост. Охрименко Н.А., Саморокова Е.В., Выхрыстюк Н.Г. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 56 с.

 

 

Данное дидактическое пособие содержит обязательные лабораторные работы курса физики 7 класса, которые составлены в соответствие с действующей программой по физике и с действующими учебниками.

Пособие предназначено для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений и учителей физики.

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

Инструкция по технике безопасности.. 4

Лабораторная работа №1.. 5

Лабораторная работа №2.. 8

Лабораторная работа №3.. 10

Лабораторная работа №4.. 13

Лабораторная работа №5.. 16

Лабораторная работа № 6.. 19

Лабораторная работа № 7.. 22

Лабораторная работа №8.. 25

Лабораторная работа №9.. 28

Лабораторная работа № 10.. 32

Лабораторная работа №11.. 35

 


Инструкция
по технике безопасности

для учащихся 7 классов

 

1. Перед выполнением работы

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

2. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описания, уясните ход ее работы.

2. Во время выполнения работы

1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

3. Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. При работе со стеклянной посудой будьте очень осторожны и внимательны, чтобы не разбить ее и не порезаться.

5. При работе с линзами не касайтесь оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его. При обнаружении трещин или сколов на стекле или линзе прекратите работу и сообщите об этом учителю.

6. Если стекло разбито во время работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в савок.

7. При работе с булавками будьте аккуратны, помните - это колющий предмет.

8. При сборке электрических цепей избегайте взаимного пересечения проводов, наконечники плотно прижимайте клеммами.

9.  Не пользуйтесь проводами с нарушенной изоляцией и без наконечников.

10. Сборку электрической цепи проводите только при выключенном источнике электрического тока.

11. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем или лаборантом.

12. В случае обнаружения повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов отключите источник питания и сообщите об этом учителю.

3. По окончанию работы

1. После выполнения работы по электричеству отключите источник тока, разберите электрическую цепь.

2. Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале тока.

3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

 


Лабораторная работа №1

Дата:____________

Тема: «Определение цены деления измерительного прибора».

Цель: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), сосуды различной формы и емкости, сосуд с водой.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При выполнении лабораторной работы не используйте мензурки с трещинами или с повреждёнными краями.

4. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой. Располагайте ее на рабочем столе так, чтобы не разбить ее и предотвратить падение со стола.  Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем стеклянные приборы, стоящие на задней парте.

5. Осколки текла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать щетку и савок.

6. При работе с жидкостями не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

7. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

8. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Рассмотрите измерительный цилиндр (мензурку), обратите внимание на его деления. Ответьте на следующие вопросы:

1) Какой объем жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:

а) до верхнего штриха ______ мл

б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой отличной от нуля ______ мл

2) Какой объем жидкости помещается:

а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами ________ мл

б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки__________ мл

3) Как называется последняя вычисленная вами величина?

___________________________________________________________________

4) Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Запомните:прежде чем проводить измерения с помощью измерительного прибора, определите цену деления его шкалы!

2. Определите цену деления измерительного цилиндра (мензурки).

3. Налейте в сосуд воды и осторожно перелейте ее в измерительный цилиндр (мензурку).

4. Определите объем налитой воды.

5. Налейте полный сосуд воды и осторожно перелейте ее в измерительный цилиндр (мензурку).

6. Определите вместимость сосуда.

7. Повторите измерения для других сосудов.

8. Результаты экспериментов запишите в таблицу.

№ опыта Название сосуда Цена деления   Объем жидкости, см³ Объем жидкости, м³ Вместимость сосуда, см³ Вместимость сосуда, м³
Колба          
           
           

Для расчетов:


9. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Дополнительное задание:

Определите цену деления представленных на рисунке измерительных приборов и заполните таблицу.

№ рисунка Название прибора Цена деления Показания прибора
       
       
       

 

№ 1 № 2 № 3

Лабораторная работа №2

Дата:____________

Тема: «Измерение размеров малых тел».

Цель: познакомиться со способом измерения размеров малых тел, научиться выполнять измерения непрямым (косвенным) методом (способом рядов). По фотографии молекул вещества вычислить их размер.

Оборудование: линейка, дробь (горох, пшено), нить, карандаш,  игла.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При выполнении работы используйте дробь и иглу только по назначению.

4. Соблюдайте осторожность при работе. Располагайте оборудование  на рабочем столе так, чтобы предотвратить его падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем оборудование, находящееся на задней парте.

5. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

6. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Определите цену деления линейки __________________________________ __________________________________________________________________

2. Положите вплотную к линейке несколько (20-25 штук) дробинок в ряд. Для уплотнения дробинок используйте иглу.

3. Измерьте длину ряда.

4. Вычислите диаметр одной дробинки. Для вычисления используйте формулу: d=L/n.

5. Повторите измерения для другого вида дробинок.

6. Определите диаметр нити. Для этого намотайте на карандаш вплотную 35-40 витков (n)  нити и измерьте длину на­вивки L.

7. Определите аналогичным способом диаметр молекулы на фотографии.

Увеличение на фотографии равно 70 000.

8. Результаты экспериментов запишите в таблицу.

№ опыта Малые тела Число частиц в ряду n, шт Длина ряда L,мм

Размер одной частицы

d, мм

Горох        
Пшено        
Нить        

 

Молекула

 

 

На фотографии Истинный размер
   

Для расчетов:

9. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Дополнительное задание:

Определите способом рядов толщину листа вашего учебника.


Лабораторная работа №3

Дата:____________

Тема: «Измерение массы тела на рычажных весах».

Цель: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Оборудование: весы, гири и разновесы, несколько небольших тел разной массы, стакан с водой.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашу, а гири на правую. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

4. Соблюдайте осторожность при работе с оборудованием. Располагайте его на рабочем столе так, чтобы предотвратить его падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем оборудование, стоящее на задней парте.

5. Соблюдайте правила безопасности при работе со стеклянной посудой. Осколки стекла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать щетку и савок.

6. По окончании работы с весами разновесы поместите в футляр.

7. При работе с жидкостями не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

8. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

9. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Ознакомьтесь с правилами взвешивания:

· Рычажные весы действуют по принципу сравнения масс тел положенных на разные чашки весов. На одну чашку весов помещается измеряемое тело, а на другую гири, т.е. тела с известными массами. После того как вы добились, подбирая гири равновесия весов можно подсчитать сумму масс помещенных на чашку гирь и получить массу тела.

· Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

· Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

· Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

· Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

· Мелкие гири и разновесы нужно брать пинцетом.

2. Выполните задания:

1) Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?

________________________________________________________________

2) В каких единицах она измеряется? (перечислите все)

________________________________________________________________

3) Выполните упражнения:

8,4 т = ___________ кг               500 мг =____________ г

0,5 т = ___________ кг               120 мг = ____________ г

125 т = ___________ кг              60 мг = _____________ г

4) 100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = ____________ г

20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = ____________ г

5) На какую чашку весов кладут:

взвешиваемое тело? _______________________________________________

гири? ___________________________________________________________

6) Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?

________________________________________________________________

3. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твёрдых тел с точностью до 0,1 г.

4. Результаты взвешиваний запишите в таблицу.

№ опыта Название тела Масса тела, m, г Масса тела, m, кг
     
     
     

5. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Дополнительное задание:

Составьте план эксперимента измерения массы жидкости находящейся в стакане. Выполните эксперимент и запишите полученные результаты.


Лабораторная работа №4

Дата:____________

Тема: «Измерение объема тела».

Цель: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема, нитки.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При выполнении лабораторной работы не используйте мензурки с трещинами или с повреждёнными краями.

4. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой. Располагайте ее на рабочем столе так, чтобы не разбить ее и предотвратить падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем стеклянные приборы, стоящие на задней парте.

5. Осколки текла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать щетку и савок.

6. При работе с жидкостями не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

7. При опускании груза в жидкость не бросайте его резко.

8. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

9. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Выполните задания:

1) Какая физическая величина определяется с помощью цилиндра (мензурки)?

________________________________________________________________

2) В каких единицах она измеряется? (перечислите все)

________________________________________________________________

3) Выполните упражнения:

1м³ = __________ см³                 0,01 м³ = ________ см³

1 см³ = _________ м³                  100 см³ = ________ м³

0,5 м³ = _________ см³                         5000 см³ = ________ м³

Примечание: 1мл = 1см³.

2. Рассмотрите измерительный цилиндр (мензурку), обратите внимание на его деления.

3. Определите цену деления мензурки _________________________________

________________________________________________________________

4. Налейте в мензурку столько воды, чтобы можно было полностью погрузить исследуемое тело.

5. Измерьте объем воды (V1).

6. Проведите эксперимент по определению объема исследуемых тел:

1) опустите тело, объем которого вы хотите измерить, удерживая его за нитку;

2) измерьте снова объем воды (V2);

3) определите объем тела (V2-V1).

7. Повторите эксперимент для других тел.

8. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта Название тела Начальный объем воды в цилиндре, V1, см³ Объем воды, V2, см³ Объем тела, V= V1- V2,  см³
       
       
       

Вычисления:

9. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 


Дополнительное задание:

Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.

Проведите эксперимент для одного из тел и сравните результат с результатом, полученным в ходе выполнения основной части работы.


Лабораторная работа №5

Дата:____________

Тема: «Определение плотности твердого тела».

Цель: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого нужно определить, нитки.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При выполнении лабораторной работы не используйте мензурки с трещинами или с повреждёнными краями.

4. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой. Располагайте ее на рабочем столе так, чтобы не разбить ее и предотвратить падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем стеклянные приборы, стоящие на задней парте.

5. Осколки текла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать щетку и савок.

6. При работе с жидкостями не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

7. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены.

8. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно.

9. Мелкие гири и разновесы нужно брать пинцетом.

10.  При опускании груза в жидкость не бросайте его резко.

11. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

12. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Выполните тестовые задания:

1) Плотностью называют …

а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе

б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму 

в) физическое явление 

г) физическое тело

2) В системе СИ плотность измеряется в …

а) г/см3     б) г/л          в) кг/м3                 г) м3/кг

3) Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы                       б) от его объёма  

в) от его размеров                  г) нет правильных ответов

4) Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом          б) такого же стакана с молоком

в) такого же стакана с чистой водой   г) такого же стакана с мёдом

5) При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться б) уменьшается

в) увеличивается                                          г) не меняется

Результаты теста запишите в таблицу:

         

2. Определите цену деления измерительного цилиндра __________________ __________________________________________________________________

3. Измерьте объем тела с помощью измерительного цилиндра.

4. Измерьте массу тела с помощью весов.

5. Определите плотность тела, используя формулу

6. Определите название вещества из которого сделано тело.

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

опыта

Масса тела

m, г

Объем тела

V, см³

Плотность тела

Название

вещества

г/см3 кг/м3
         
         

Вычисления:

8. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Дополнительное задание:

Предложите способы – теоретический и экспериментальный, воспользовавшись которыми, можно найти массу воды, которая выльется из сосуда с отливом, если в него мед­ленно погрузить пластилиновый кубик со сто­роной 3 см.

 


Лабораторная работа № 6

Дата:____________

Тема: «Градуирование пружины».

Цель: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. Располагайте оборудование на рабочем столе так, чтобы предотвратить его падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем приборы, стоящие на задней парте.

4. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

5. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

6. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Выполните  задания:

1 кН =_________ Н                     5000 Н =__________ кН

0,5 кН =_________ Н                  3700 Н =___________кН

1,7 кН = _________Н                  400 Н =___________кН

1) Как называют прибор для измерения силы?

___________________________________________________

2) Какова цена деления шкалы изображенного динамометра?

___________________________________________________

3) Каков вес груза, подвешенного на динамометре?

___________________________________________________

2. Выполните градуирование пружины:

1) Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой нулевое положение указателя динамометра (поставьте цифру 0).

2) Подвесьте к крючку динамометра груз массой 100 г. На этот груз действует сила тяжести 1Н. Новое положение указателя динамометра отметьте чертой и поставьте цифру 1.

3) Подвешивая два, три, четыре груза, отметьте положения указателя и проставьте соответственно цифры 2, 3, 4.

4) Над цифрой 0 проставьте букву Н, обозначив единицу силы.

5) Поставьте между цифрами 0 и 1, 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 посередине черточки.

6) Определите цену деления полученного динамометра ________________________________________________

7) Нарисуйте проградуированный динамометр. С помощью линейки получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

3. Выполните измерение силы лабораторным динамометром:

1) Определите цену деления и погрешность измерения лабораторного динамометра

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2) Измерьте с помощью лабораторного динамометра вес трех цилиндров

3) Результаты измерений запишите в таблицу:

Название тела      
Вес тела Р, Н      

4. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Дополнительное задание:

Груз массой 102 г растянет пружину на 1Н. Вычислите значение, которое покажет динамометр если груз:

массой 51 г  – на __________ Н,

массой 153 г – на__________ Н.


Лабораторная работа № 7

Дата:____________

Тема: «Измерение силы трения».

Цель: выяснить, от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, две цилиндрические палочки (круглые карандаши), набор грузов.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. Располагайте оборудование на рабочем столе так, чтобы предотвратить его падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем приборы, стоящие на задней парте.

4. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

5. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

6. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Выполните задания:

1) Что такое сила трения?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2) Виды силы трения:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3) Куда она направлена?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4) Где она находит применение?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5) Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.Положите брусок на деревянную поверхность стола.

3. Прикрепите к бруску динамометр и постарайтесь равномерно перемещать брусок по поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения.

4. Запишите показания динамометра в таблицу.

5. Определите вес бруска и запишите в таблицу.  

6. Сравните вес бруска с силой трения.

7. Поставив груз на брусок, повторите измерения поочерёдно с одним грузом, а затем с двумя.

8. Положите брусок на пластмассовую поверхность и, перемещая его равномерно, определите силу трения. Показания динамометра запишите в таблицу.

9. Поставив груз на брусок, повторите измерения поочерёдно с одним грузом, а затем с двумя.

10. Разместите брусок на двух цилиндрических палочках и равномерно перемещайте его по столу. Показания динамометра запишите в таблицу:

        Опыт

 

Измерения

Деревянная поверхность

Пластмассовая поверхность

На цилиндрических палочках

Без груза С одним грузом С двумя грузами Без груза С одним грузом С двумя грузами
Сила трения Fтр, Н              
Вес тела Р, Н              

11. Проанализируйте результаты измерений.


12. Сделайте и запишите вывод.

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дополнительное задание:

Исследуйте зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Составьте план эксперимента и выполните его.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Лабораторная работа №8

Дата:____________

Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Цель: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело и выяснить от каких величин зависит значение выталкивающего действия жидкости на погруженное в ее тело.

Оборудование: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Инструктаж по ТБ:

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2. Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3. При выполнении лабораторной работы не используйте посуду с трещинами или с повреждёнными краями.

4. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой. Располагайте ее на рабочем столе так, чтобы не разбить ее и предотвратить падение со стола. Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем стеклянные приборы, стоящие на задней парте.

5. Осколки текла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать щетку и савок.

6. При работе с жидкостями не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

7. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

8. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

9. При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Выполните задания:

1) Где легче удерживать тело: в воздухе или в воде?

________________________________________________________________

Почему? ________________________________________________________

________________________________________________________________

2) Напишите формулу для расчета выталкивающей силы, действующей на погруженное  в жидкость тело:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3) Куда она направлена? _____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4) От чего зависит выталкивающая сила? _______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5) От чего не зависит? _______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6) Где находит применение? __________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.