|
|||
Философия праваФилософия права
Философия права – философская дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений. Философия права взаимодействует как с философскими, так и с юридическими дисциплинами. Философия права – часть социальной философии, поскольку право есть атрибут социальной жизни как таковой. Термин «философия права» возник в 18 веке, однако первые философско-правовые учения создаются уже в эпоху античности (Платон, Аристотель, стоики, Цицерон).
Круг вопросов этой дисциплины:
- сущность права, специфика правового регулирования общественной жизни (отличие права от обычая и морали); - взаимосвязь и соотношение права и государства, права и закона; - источники и основания правовых норм; - антиномия естественного и позитивного права.
Функции философии права: - онтологическая (философии права исследует природу и сущность правовой реальности, формы её существования); - мировоззренческая (заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права); - методологическая (философия права вырабатывает методологию исследования правовой реальности в рамках конкретных юридических дисциплин); - аксиологическая (состоит в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость).
Некоторые ключевые проблемы философии права: 1. Определение понятия права
Право – это совокупность исторически возникших правил поведения, установленных государством в целях регулирования общественных отношений.
Право – это система социальных норм, определяющих границы поведения человека в рамках государственной жизни.
Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Идея права неразрывно связана с такими понятиями, как закон, власть, принуждение, наказание, государство, справедливость. 2. Соотношение права и закона
Понятие закона. Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают.
Два подхода к проблеме соотношения права и закона, права и государства: 1) государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, – это и есть право. 2) право как регулятор общественных отношений считается, по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.
3. Антиномия естественного и исторического (позитивного) права
Два основных направления в философии и теории права: 1) школа естественного права и 2) историческая школа права (правовой позитивизм). 1) В теориях естественного права основой всех взаимоотношений первоначально признавались Природа, Бог и Обычай. Эти три начала природны, т.е. не политические и не юридические. Учение о естественном праве послужило и теоретическим основанием политической практики борьбы за права человека, предварив Декларации о правах человека. Представители: Г. Гроций, Т. Гоббс, С. Пуфендорф, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, X. Вольф, Дж. Локк. 2) Для позитивистов правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов. Пример: марксистская трактовка права, согласно которой право есть возведённая в закон воля господствующего класса. Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов – суть одно и то же. Представители: Ф. Савиньи, Р. Иеринг.
Литература:
1. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. 2. Гегель Г. В. Философия права. М.: Мысль. 1990. 3. Керимов Д. А., Кудрявцев В. Н. Право и государство (опыт философско-правового анализа). М., 1993. 4. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989. 5. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995. 6. Чичерин Б. Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998.
|
|||
|