|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электрические машины – это….. Понятие - Свойство обратимости электрической машины (дать определение). Типы электрических машин и их зависимости?. Способы возбуждения машин постоянного тока?. Способы регулирования частоты вращения двигателя?. Оглавление
Машины постоянного тока Ответить на вопросы: 1. Электрические машины – это…. 2. Понятие - Свойство обратимости электрической машины (дать определение) 3. Типы электрических машин и их зависимости? 4. Способы возбуждения машин постоянного тока? 5. Способы регулирования частоты вращения двигателя? Оглавление Введение. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Электрические машины постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1. Конструкция машин постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 2. Принцип действия двигателя постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Принцип действия генератора постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 4. Способы возбуждения машин постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 5. Схема замещения и уравнения электрического состояния . . . . . . . . . . 17 6. Электромагнитный момент машины постоянного тока . . . . . . . . . . . . . 19 7. ЭДС якоря машины постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 8. Потери мощности в машине постоянного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 9. Эксплуатационные характеристики генератора постоянного тока . . . . 24 10. Эксплуатационные характеристики двигателя постоянного тока . . . . 28 11. Разновидности машин постоянного тока, их применение . . . . . . . . . . 37 Введение. Основные понятия Электрическая энергия обладает рядом преимуществ по сравнению с дру- гими видами энергии. Это определяет ее повсеместное использование. Одно из основных преимуществ – возможность эффективного преобразования в меха- ническую энергию, а также возможность преобразования механической энер- гии в электрическую. Это осуществляется посредством электромеханических преобразователей, среди которых наиболее важное место занимают электриче- ские машины. Электрические машины – это устройства, преобразующие электрическую энергию в механическую, либо механическую энергию в электрическую.
Рис. В1. Преобразование энергии в электрической машине Электрические машины обладают свойством обратимости. Это означает, что одна и та же машина может работать как электродвигателем, так и генера- тором. Если вращать вал электрической машины, то на зажимах ее электриче- ской обмотки создается разность электрических потенциалов, а при подклю- ченном электроприемнике возникает электрический ток. Таким образом эта машина преобразует механическую энергию в электрическую, т.е. является ге- нератором электроэнергии. С другой стороны, если электрическую обмотку этой машины подключить к источнику электроэнергии, то в результате проис- ходящих в ней процессов создается электромагнитный вращающий момент, под действием которого вал машины вращается и вращает приводной меха- низм. В этом случае машина преобразует электрическую энергию в механиче- скую, т.е. является электрическим двигателем. В основе работы электрических машин лежат проявления магнитного по- ля. В частности электромагнитный вращающий момент возникает при взаимо- действии магнитного поля, создаваемого в электрической машине, с электриче- ской обмоткой, в которой замыкается ток (силовое действие магнитного поля). При работе электрической машины ее обмотки перемещаются относительно магнитного поля. (первый приславший скриншот данного фрагмента получает за задание отлично). При этом в обмотках индуцируется ЭДС (индукционное действие магнитного поля). Совместное действие этих проявлений магнитного поля определяет свойства и характеристики электрической машины. Таким образом, в основе конструкции электрических машин лежит маг- нитная цепь, в которой формируется магнитное поле определенной интенсив- ности и необходимым образом распределенное в пространстве. Характер магнитного поля, создаваемого в электрической машине, может быть разным. Магнитное поле может быть постоянным, создаваться постоян- ным магнитом или электрической обмоткой с постоянным током. Магнитное поле может быть переменным, создаваться неподвижной электрической обмот- кой с переменным током, либо обмоткой с постоянным током, расположенной на вращающейся части электрической машины. Ток в электрической обмотке, которая взаимодействует с магнитным полем, также может быть постоянным либо переменным. В зависимости от характера магнитного поля, конфигурации магнитопровода магнитной цепи машины, характера электрического тока в ее обмотках все электрические машины можно разделить на типы: 1. Электрические машины постоянного тока; 2. Асинхронные электрические машины; 3. Синхронные электрические машины; 4. Специальные электрические м4ашины. В электрических машинах постоянного тока магнитное поле создается обмоткой возбуждения с постоянным электрическим током. Это магнитное по- ле определенным образом распределено в пространстве и неизменно во време- ни (рис.В2а). а б в Рис. В2. Магнитные цепи электрических машин 1 – машина постоянного тока; 2 – асинхронный двигатель; 3 – синхронная машина
В асинхронном электродвигателе (рис.В2б) магнитное поле создается не- подвижной трехфазной электрической обмоткой с трехфазным электрическим током. Такое магнитное поле равномерно вращается в пространстве. Вращаю- щееся магнитное поле, взаимодействуя со второй обмоткой, расположенной на роторе, создает вращающий электромагнитный момент, под действием которо- го совершается механическая работа. В синхронной электрической машине (рис.В2в) магнитное поле создается обмоткой возбуждения с постоянным током, расположенной на вращающейся части. При этом постоянное магнитное поле вращается вместе с якорем и взаи- модействует с неподвижной трехфазной электрической обмоткой, находящейся на статоре синхронной машины. К специальным электрическим машинам можно отнести такие, в которых создание магнитного поля и конструкция обмоток существенно отличаются от предыдущих типов машин. Электрические машины постоянного тока В электрической машине постоянного тока (МПТ) осуществляется пре- образование электрической энергии постоянного тока в механическую энергию (двигатель постоянного тока), или наоборот (генератор постоянного тока). Электрические машины постоянного тока обладают принципом обрати- мости. Поэтому конструкция двигателя постоянного тока (ДПТ) принципиаль- но не отличается от конструкции генератора постоянного тока (ГПТ).
1. Конструкция машин постоянного тока На рис. 1 показа типичная конструкция машины постоянного тока обще- промышленного применения. Основными частями машины постоянного тока являются статор и ротор. Статор – неподвижная часть машины, ротор – вращающаяся. Схематичное изо- бражение машины постоянного тока показано на рис. 2. Статор состоит из ста- нины 1, представляющий собой стальной полый цилиндр, являющейся механи- ческим остовом машины и одновременно служащей частью магнитопровода. К внутренней поверхности станины крепятся главные полюсы 2 с обмоткой воз- буждения (ОВ) 3. Катушки обмотки возбуждения, расположенные на главных полюсах, включаются так, чтобы северные и южные полюсы чередовались. Между главными полюсами могут располагаться дополнительные полюсы 4, служащие для улучшения характеристик машины. Обмотка дополнительных полюсов включается в цепь ротора (якоря) МПТ. Общий вид статора машины постоянного тока малой мощности показан на рис. 3. Ротор машины постоянного тока называется якорем. Якорь 5 (рис. 2) представляет из себя цилиндр, набранный из листов электротехнической стали. На наружной поверхности якоря имеются продольные пазы с уложенной в них обмоткой якоря (ОЯ) 6. Якорь помещается внутри статора и отделен от него
Рис. 1. Конструкция электрической машины постоянного тока. 1-станина; 2-полюс; 3-обмотка возбуждения; 4-дополнительный полюс; 5-якорь; 6-обмотка якоря; 7-коллектор; 8-обмотка дополнительных полюсов; 9-щетки; 11-щеткодержатель; 12-подшипниковый щит; 13-подшипник; 14-вал; 15-вентилятор; 16-рым-болт; 17-клеммная коробка Рис. 2. Электрическая машина постоянного тока
Рис. 3. Статор машины постоянного тока. 1 – обмотка возбуждения; 2 – полюс статора; 3 – станина
небольшим воздушным зазором. Станина, полюсы и сердечник якоря образуют магнитную цепь, по которой замыкается магнитный поток машины. На рис. 2 показаны две силовые линии магнитного поля. Для соединения обмотки вращающегося якоря с внешней электрической цепью и коммутации тока якоря служит щеточно-коллекторный узел 7. Как по- казано на рис. 4, цилиндрический коллектор состоит из отдельных медных кол- лекторных пластин 1, изолированных друг от друга. Каждая пластина коллек- тора соединена с соответствующей секцией обмотки якоря. Коллектор крепится на валу машины и вращается вместе с якорем. Рис. 4. Коллектор машины постоянного тока
К наружной поверхности коллектора прижимаются неподвижные элек- трические щетки 2, установленные в щеткодержателях. Во время работы маши- ны коллектор скользит по щеткам, обеспечивая скользящий электрический кон- такт. Общий вид якоря машины постоянного тока малой мощности показан на рис. 5. Рис. 5. Якорь машины постоянного тока. 1 – сердечник якоря с обмоткой; 2 – коллектор; 3 – подшипник; 4 – вал
На рис. 6 показана машина постоянного тока серии ПЛ-061У4 .мощностью 60 Вт частотой вращения 1500 об/мин.
Рис. 6. Двигатель постоянного тока 1 – клеммная коробка; 2 – коллектор; 3 – подшипниковый щит; 4 - щетки
Условное обозначение машины постоянного тока в схемах электрических цепей показано на рис. 7.
Рис. 7. Условное обозначение машины постоянного тока в схемах электриче- ских цепей 2. Принцип действия двигателя постоянного тока Схема включения двигателя постоянного тока показана на рис. 8. Здесь РМ – рабочий механизм, приводимый в движение электрическим двигателем. Обмотка возбуждения двигателя постоянного тока подключена к источ- нику постоянного напряжения Uв. Постоянный ток обмотки возбуждения Iв создает постоянное магнитной поле с магнитным потоком Фв. Магнитный по- ток замыкается в магнитной цепи машины по путям, обозначенным на рис. 2 пунктирными линиями. Магнитный поток возбуждения пронизывает обмотку якоря двигателя постоянного тока.
Рис. 8. Схема включения двигателя постоянного тока
Обмотка якоря также подключена к источнику постоянного напряжения U, под действием которого в ней возникает ток якоря Iя. Через скользящий ще- точный контакт ток якоря подается в его обмотку таким образом, что его на- правление в проводниках, расположенных в зоне одного полюса, оказывается всегда постоянным (под северным полюсом – одного направления, под южным – другого). В соответствии с явлением силового действия магнитного поля на проводники обмотки якоря с током, находящиеся в магнитном поле возбужде- ния, действует электромагнитная сила. Направление действия силы определяет- ся правилом левой руки. На рис. 9 схематично показана верхняя часть якоря, находящаяся в маг- нитном поле возбуждения под северным полюсом. Обмотка якоря упрощенно представлена несколькими проводниками круглого сечения. Рис. 9. Принцип действия двигателя постоянного тока Направление тока в проводниках обмотки якоря определяется полярно- стью подключения ее к источнику постоянного напряжения. На рис. 9 ток об- мотки якоря обозначен крестиком, что соответствует направлению за плоскость рисунка. Направление магнитного потока определяется направлением тока в обмотке возбуждения (полярностью подключения обмотки возбуждения). При указанных на рис. 9 направлениях магнитного потока возбуждения и тока якоря на проводники обмотки якоря действует электромагнитная сила, на- правленная влево. Силы, действующие на каждый проводник обмотки якоря, складываются и создают электромагнитный вращающий момент МЭМ, приво- дящий якорь во вращение с частотой вращения n. При этом якорь, вращая ра- бочий механизм, совершает механическую работу. Таким образом, энергия электрического тока, подведенная к двигателю, преобразуется в механическую энергию. Для изменения направления вращения двигателя достаточно изменит по- лярность подключения обмотки якоря или обмотки возбуждения. При вращении якоря ДПТ проводники обмотки якоря движутся в магнит- ном поле возбуждения. При этом в обмотке якоря индуцируется ЭДС, направ- ление которой определяется правилом правой руки. В двигателе эта ЭДС на- правлена противоположно току и напряжению якоря (рис. 9) и компенсирует приложенное напряжение.
3. Принцип действия генератора постоянного тока Схема включения двигателя постоянного тока показана на рис. 10. Здесь Д – приводной двигатель, вращающий вал генератора. Рис. 10. Схема включения генератора постоянного тока
Обмотка возбуждения генератора постоянного тока подключена к источ- нику постоянного напряжения Uв также, как в ДПТ. Постоянный ток обмотки возбуждения создает постоянное магнитной поле с магнитным потоком Фв. Магнитный поток замыкается в магнитной цепи машины по путям, обозначен- ным на рис. 2 пунктирными линиями. Магнитный поток возбуждения пронизы- вает обмотку якоря генератора постоянного тока. Якорь генератора вращается приводным двигателем Д (турбина, двига-
Рис. 11. Принцип действия генератора постоянного тока Конструкция обмотки якоря такова, что все ее проводники соединены по- следовательно. При этом ЭДС всех проводников складываются и создают раз- ность электрических потенциалов, которая через пластины коллектора и щетки подается к зажимам генератора. На зажимах обмотки якоря генератора создает- ся напряжение U. Если к зажимам обмотки якоря генератора присоединить приемник электрической энергии с сопротивлением Rп , то образуется электри- ческая цепь, в которой под действием напряжения U возникает ток IЯ , который замыкается в приемнике. Таким образом, генератор постоянного тока, потреб- ляя от приводного двигателя механическую энергию, отдает электрическую энергию электроприемникам во внешнюю электрическую цепь, т.е. преобразует механическую энергию в электрическую. Ток IЯ замыкается во всех проводниках обмотки якоря. При этом согласно явлению силового действия магнитного поля на каждый проводник с током, находящийся в магнитном поле возбуждения, действует электромагнитная сила FЭМ. Направление действия силы определяется правилом левой руки. Как видно на рис. 11, электромагнитные силы, действующие на проводники обмотки яко- ря, создают тормозной электромагнитный момент, направленный навстречу вращению якоря. Этот электромагнитный момент уравновешивает механиче- ский момент приводного двигателя.
4. Способы возбуждения машин постоянного тока Важным классификационным признаком машин постоянного тока явля- ется способ возбуждения главного магнитного поля, от которого зависят все основные характеристики как двигателей, так и генераторов. Существуют че- тыре способа возбуждения машин постоянного тока: независимое, параллель- ное, последовательное и смешанное возбуждение. На рис. 12 показаны схемы включения обмотки якоря и обмотки возбуждения при разных способах возбу- ждения. Указанные на схемах направления токов соответствуют работе маши- ны в режиме генератора. При независимом возбуждении (рис. 12а) обмотка возбуждения питается от независимого источника с напряжением Uв. Ток приемника электроэнергии, подключенного к генератору, равен току якоря IЯ. В генераторе с параллельным возбуждением (рис. 12б) обмотка возбуждения подключена к зажимам якоря. Ток возбуждения определяется напряжением на зажимах генератора и равен I в = U Rв , (1) где Rв – сопротивление обмотки возбуждения; U – напряжение на зажимах генератора. Рис. 12. Способы возбуждения машин постоянного тока
При этом соотношение между токами возбуждения, якоря и приемника определяется первым законом Кирхгофа: I я = I + I в . (2) Обмотка возбуждения в такой МПТ выполняется из тонкого провода с большим числом витков и обладает большим электрическим сопротивлением. В генераторе с последовательным возбуждением (рис. 12 в) обмотка воз- буждения включается последовательно с обмоткой якоря. При этом токи якоря, возбуждения и приемника равны между собой: I я = I в = I . (3) Последовательная обмотка возбуждения выполняется из провода большо- го сечения с малым числом витков и обладает небольшим электрическим со- противлением. Малое сопротивление последовательной обмотки возбуждения незначительно сказывается на соотношении тока и напряжения в цепи якоря. Генератор со смешанным возбуждением (рис. 12 г) имеет две обмотки возбуждения: параллельную и последовательную. Генераторы с параллельным, последовательным и смешанным возбужде- нием получили название генераторов с самовозбуждением, поскольку их об- мотки возбуждения питаются от зажимов собственного якоря.
5. Схема замещения и уравнения электрического состояния машин постоянного тока Для расчета и анализа электромагнитных процессов и характеристик ма- шин постоянного тока необходимо моделирование машины с помощью элек- трической схемы замещения и соответствующих уравнений электрического со- стояния. При составлении схемы замещения необходимо отразить основные про- цессы, происходящие в якоре МПТ. В частности, обмотка якоря выполненная из провода конечных размеров (диаметр и длина) обладает определенным ак- тивным сопротивлением RЯ. Это обусловливает падение напряжения в обмотке якоря и безвозвратную потерю энергии в виде тепла как в генераторе, так и в двигателе. Сопротивление обмотки якоря учитывается в схеме замещения иде- альным резистором с сопротивлением RЯ. Двигатель постоянного тока В двигателе постоянного тока при вращении якоря в его обмотке индуци- руется ЭДС, направленная навстречу току и частично уравновешивающая при- ложенное напряжение. Это учитывается введением в схему замещения идеаль- ного источника ЭДС величиной EЯ. Таким образом, напряжение источника, приложенное к обмотке якоря двигателя, уравновешивается падением напряже- ния на сопротивлении RЯ и величиной противоэдс EЯ: U = Eя + I я Rя . (4) Уравнение (4) называют уравнением электрического состояния цепи яко- ря двигателя постоянного тока. Соответствующая такому уравнению электрического состояния схема за- мещения показана на рис. 13.
Рис. 13. Схема замещения двигателя постоянного тока
Умножив обе части уравнения (4) на ток IЯ, получим уравнение мощно- стей ДПТ: UI я = Eя I я + I 2 Rя , (5)
Pэл = DPя + Pэм , (6) где Pэл = UI я - электрическая мощность, потребляемая якорем двигателя от источника электроэнергии; DPя Pэм = I 2 Rя
- электрические потери мощности в обмотке якоря; - электромагнитная мощность двигателя, преобразуемая в механическую. Генератор постоянного тока При работе МПТ в режиме генератора ток в приемнике и в обмотке якоря обеспечивается за счет ЭДС якоря, наводимой магнитным полем возбуждения. Эта ЭДС создает напряжение на зажимах генератора и компенсирует падение напряжения в обмотке якоря. Уравнение электрического состояния ГПТ имеет вид: Eя = U + Rя I я , (7) а соответствующая схема замещения показана на рис. 14.
Рис. 14. Схема замещения генератора постоянного тока
Уравнение мощностей ГПТ получается в виде: Eя I я = UI я + Rя I 2 , (8)
Pэм = Pэл + DPя , (9) где Pэм = Eя I я - электромагнитная мощность, получаемая в результате преоб- разования механической энергии в электрическую; DPя = Rя I 2 - электрические потери мощности в обмотке якоря;
= UI я - электрическая мощность, отдаваемая приемнику во внешнюю элек- трическую цепь.
6. Электромагнитный момент машины постоянного тока Как показано ранее, при наличии в обмотке якоря тока IЯ на ее проводни- ки действует электромагнитная сила, которая создает электромагнитный вра- щающий момент. Согласно силовому действию магнитного поля сила, дейст- вующая на один проводник ОЯ, определяется индукцией магнитного поля B, током в проводнике IЯ и активной длиной проводника l: Fэм = I я Bl , [Н]. (10) Электромагнитный момент, создаваемый всей обмоткой
где D – диаметр якоря; M эм = Fэм N D , (11) 2 N – число проводников обмотки якоря. Индукция магнитного поля выражается через магнитный поток Фв в виде: B = Фв S
, [Тл], (12) где S – сечение поверхности полюса. С учетом этих соотношений (10, 11, 12) электромагнитный момент равен:
M эм = æ lD
N öI
яФв
. (13) Все параметры, стоящие в скобках, постоянны для одной и той же маши- ны и определяются ее конструкцией. Их можно заменить одной постоянной СМ. Тогда выражение электромагнитного момента принимает вид: M эм = CМ I яФв , [Нм]. (14) Таким образом, электромагнитный момент машины постоянного тока пропорционален току в обмотке якоря IЯ и магнитному потоку возбуждения Фв.
7. ЭДС якоря машины постоянного тока При вращении якоря машины постоянного тока в его обмотке индуциру- ется ЭДС. ЭДС якоря зависит от величины магнитного потока возбуждения и частоты вращения якоря. ЭДС в одном проводнике обмотки якоря определяется индукцией магнитного поля В и скоростью движения проводника в магнитном поле v: e = Bvl , [В]. (15) ЭДС, создаваемая всей обмоткой якоря, содержащей N последовательно соединенных проводников, равна Eя = eN , [В]. (16) Выражая индукцию магнитного поля через магнитный поток возбужде- ния B = Фв S
, [Тл], (17) и окружную скорость проводника через частоту вращения якоря v = pD n , (18) получаем:
Eя = Фв
næ pD lN
1 ö . (19)
Величины, содержащиеся в скобках, постоянны для одной и той же ма- шины и определяются ее конструкцией. Объединяя их одним постоянным ко- эффициентом Се, получаем выражение для ЭДС обмотки якоря: Eя = CeФв n , [В]. (20) Таким образом, ЭДС обмотки якоря машины постоянного тока пропор- циональна магнитному потоку возбуждения и частоте вращения якоря. Из сравнения выражений (13) и (19) можно получить соотношение по- стоянных СМ и Се , которое удобно использовать при практических расчетах и анализе характеристик МПТ: Ce = 2p CM . (21)
8. Потери мощности в машине постоянного тока Преобразование энергии в машинах постоянного тока сопровождается потерями энергии. В МПТ можно выделить четыре источника потерь.
Dpв = I 2 Rв . (22) Во-вторых, аналогичные потери имеют место в обмотке якоря. Они зави- сят от тока якоря, т.е. изменяются с изменением режима работы машины: Dpя = I 2 Rя . (23)
В-третьих, при вращении якоря в магнитном поле возбуждения его сер- дечник циклически перемагничивается. При этом, как известно из теории маг- нитных цепей, возникают магнитные потери в магнитопроводе (Dpмаг), которые складываются из потерь на гистерезис и вихревые токи в сердечнике. Для уменьшения этих потерь магнитопровод якоря выполняется шихтованным из листов электротехнической стали. Магнитные потери составляют от 1 до 3 %. В-четвертых, при вращении якоря возникают потери от трения в под- шипниках, трения щеток о коллектор, трения вращающихся частей о воздух (вентилляционые потери), которые объединяются в механические потери (Dpмех) и составляют от1 до 2%. Полезная мощность образуется из потребляемой за вычетом потерь. Энергетический баланс машины постоянного тока иллюстрируется диаграмма- ми на рис. 15, 16.
Рис. 15. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока Рис. 16. Энергетическая диаграмма генератора постоянного тока
Двигатель постоянного тока (рис. 15) потребляет из сети электрическую энергию мощностью Р1. Ее можно разделить на две составляющие: энергия, по- ступающая в обмотку возбуждения мощностью Рв=UIв, и энергия, поступающая в обмотку якоря Ря=UIя. Энергия, потребляемая обмоткой возбуждения, расхо- дуется на покрытие потерь в ней. Часть энергии, поступающей в якорь, тратит- ся на электрические потери в обмотке якоря, магнитные потери, механические потери. Оставшаяся энергия, преобразованная в механическую (Р2), передается рабочему механизму, который вращается двигателем с частотой вращения n. Полезная мощность двигателя постоянного тока определяется вращаю- щим моментом М на его валу и частотой вращения n: P2 = Pмех = Mn 9,55 , [Вт]. (24) Генератор постоянного тока потребляет механическую энергию от при- водного двигателя, который вращает якорь генератора с частотой вращения n (рис. 16). Мощность приводного двигателя определяется его вращающим мо- ментом Мпр и частотой вращения: M прn P1 = , [Вт]. (25) 9,55 Потребляемая генератором механическая энергия за вычетом всех потерь преобразуется, как показано ранее, в электрическую энергию, которая переда- ется в электрическую цепь приемнику электроэнергии. Составляющие потерь в генераторе постоянного тока аналогичны двигателю: механические потери (Dpмех), магнитные потери (Dpмаг), электрические потери в обмотках возбужде- ния (Dpв) и якоря (Dpя). Полезная мощность генератора определяется напряже- нием и током в приемнике: P2 = UI или P2 = I 2 Rп. (26) Коэффициент полезного действия машины определяется соотношением полезной и потребляемой мощностей: h = P2 P1 = P2 P2 + SDp . (27) К.п.д. машины постоянного тока зависит от мощности. При номинальной мощности машины 100кВт номинальный к.п.д. 93-96%, а при номинальной мощности 100Вт – 60-65%. Следует иметь в виду, что номинальной мощностью считается полезная мощность, т.е. отдаваемая потребителю: Pном = P2ном . (28) Для генератора – это электрическая мощность, а для двигателя – механи- ческая мощность.
9. Эксплуатационные характеристики генератора постоянного тока Режим работы генератора постоянного тока характеризуется напряжени- ем на его зажимах U, частотой вращения n, током в обмотке якоря Iя и током возбуждения Iв. О поведении машины в разных режимах работы можно судить по ее характеристикам, которые представляют зависимость между двумя вели- чинами при постоянных других. Основными являются: характеристика холо- стого хода, внешняя характеристика и регулировочная характеристика. Характеристика холостого хода Характеристика холостого хода (х.х.х.) – это зависимость напряжения на зажимах генератора от тока возбуждения при отсутствии нагрузки (Iп=Iя=0) и постоянной частоте вращения, равной номинальной (n=nном=const). График ха- рактеристики холостого хода показан на рис. 17. Как следует из уравнения электрического состояния генератора постоян- ного тока (7), в режиме холостой ход, когда ток якоря равен нулю напряжение определяется величиной ЭДС. Eя = U . (29) Рис. 17. Характеристика холостого хода генератора постоянного тока
В соответствии с (20) ЭДС обмотки якоря пропорциональна магнитному потоку возбуждения. Пренебрегая особенностями ферромагнитных материалов в магнитных цепях можно было бы полагать, что магнитный поток пропорцио- нален току возбуждения. Однако при разомкнутой цепи возбуждения, когда ток возбуждения равен нулю (Iв=0) магнитный поток не равен нулю. Это обуслов- лено остаточной намагниченностью магнитной цепи. Магнитное поле остаточ- ной намагниченности обусловливает начальную остаточную ЭДС якоря Еост. Наличие остаточной ЭДС обеспечивает условия для самовозбуждения ГПТ па- раллельного и смешанного возбуждения. С увеличением тока возбуждения уве- личивается магнитный поток и в соответствии с (20) возрастает ЭДС якоря Ея. При дальнейшем увеличении тока возбуждения сказываются нелинейные свой- ства и насыщение магнитопровода генератора. При этом магнитный поток и, следовательно, ЭДС якоря увеличиваются в меньшей степени. В целом, кривая х.х.х. определяется нелинейными свойствами стального магнитопровода и соответствует виду кривой намагничивания стали. Точка но- минального режима работы находится в месте изгиба кривой.
Внешняя характеристика Напряжение на зажимах генератора зависит от режима работы. В частно- сти, оно меняется с изменением величины нагрузки. Внешняя характеристика это зависимость напряжения на зажимах генератора от тока в приемнике (тока якоря) при неизменном токе возбуждения (магнитном потоке Фв) и частоте вращения n. В генераторе независимого возбуждения ток приемника равен току якоря I п = I я . (30) Напряжение на зажимах генератора связано с током якоря уравнением электрического состояния (7) из которого следует, что напряжение меньше ЭДС на величину падения напряжения в обмотке якоря: U = Eя - Rя I я . (31) С ростом Iя это падение напряжения возрастает и напряжение на зажимах генератора уменьшается. Графически эта зависимость изображается кривой 1 на рис. 18. Рис. 18. Внешние характеристики генераторов постоянного тока В генераторе с параллельным возбуждением внешняя характеристика от- личается от рассмотренной выше. Здесь кр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|