Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древнерусская культура 9- нач. 13 вв.



Древнерусская культура 9- нач. 13 вв.

1. В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубашки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом сплава древнеславянской оседлой и скифо -сарматской степной культур. Особый прорыв в культурной сфере происходит в период расцвета Киевской Руси при Владимире Красное Солнышко и Ярославе Мудром после принятия Русью христианства:

· распространяется грамотность;

· на Руси появляется собственная письменность — «кириллица», разработанная Кириллом и Мефодием и получившая распространение в Болгарии и Киевской Руси;

· идет бурное строительство (яркие памятники — Софийский собор и Золотые ворота в Киеве);

·  происходит расцвет истории и литературы («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).

2. Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:

· расцвела иконопись (выдающийся представитель — (Андрей Рублев);

· православно-патриотическая проза (Сергий Радонежский);

· поэтическо-патриотическая проза («Задонщина»);

· патриотические былины («Сказание о Евпатии Коловрате», «Садко»); исторические хронографы. Это не случайно, поскольку православие стало главной духовной опорой русского народа в период ига;

·  в русском народе так­же жила ностальгия по былой славе предков.

 

3. После свержения монголо-татарского ига в 1480 г. в Москов­ском государстве почти во всех сферах культуры восторжествовал помпезный имперско-византийский стиль:

· Московское государство, освободившееся от монголо-татар вслед за падением Византийской империи, было объявлено наследником Византии и Римской империи (Москва — Третий Рим);

· Московская Русь берет византийские государственные символы — византийского двуглавого орла в качестве герба;

· в центре Москвы по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти возводится современный Московский Кремль и Покровский собор (храм Василия Блаженного);

· окончательно формируется русский язык, выходит первая печатная книга — «Апостол», изданная Иваном Федоровым.

 

4. Отличительной чертой русской культуры конца XVII в. стал церковный раскол:

· православная церковь и верующие раскололись на два крупных лагеря — старообрядцев и сторонников церковных реформ;

· старообрядцы, лидером которых стал протопоп Аввакум, выступали за абсолютную незыблемость всех церковных канонов, сохранение древнейших обрядов, аскетизм;

·  реформаторы во главе с патриархом Никоном выступали за реформы в церкви, упрощение обрядов, приведение в соответствие с европейскими нормами;

· кроме того, Никон выступал за возвышение роли церкви, придание патриарху статуса, равного царю;

· реформаторы и власть преследовали старообрядцев; последние были вынуждены уходить в «скиты», на необжитые территории, вести замкнутый образ жизни;

· победа реформаторов была временной; пришедший к власти Петр I выступил резко против засилья церкви в государстве, должность патриарха была ликвидирована, а церковь максимально удалена от государственных дел.

 

https://www.youtube.com/watch?v=EJQc_d_SMWs

 

Задание: письменно ответить на вопросы.

1. Каковы были причины принятия Русью христианства?

2. Чем был вызван выбор православной формы христианства?

3. Расскажите о ходе крещения Руси. Почему летописи практически ничего не говорят об этом имеющем огромное историческое значение процессе?

4. Приведите примеры влияния язычества на культуру современного общества.

 

Готовую работу присылаем на почту kirikova.08@mail.ru либо сообщением в ВКонтакте до14.05.2020 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.