|
|||
Использование игровых приёмов в развитии устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня»Доклад Добрый день, уважаемые Председатель и члены государственной комиссии. К вашему вниманию представляется диплом на тему: «Использование игровых приёмов в развитии устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня» Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие речи становится всё более значимой проблемой в нашем обществе. Связная речь, по мнению Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. У детей с общим недоразвитием речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, а следовательно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе и устной связной речи. Белобрыкина О.А. отмечает, что умение составлять простейшие, но интересные по смыслу и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Исходя из выше сказанного, становится очевидно, что вопросы изучения особенностей развития устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня приобретает особую актуальность. Объектомнашего исследования являются особенности устной связной речи дошкольников с ОНР Ш уровня. Гипотеза: мы предполагаем, что эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня будет повышена, если развитие устной связной речи будет проводиться с использованием специальных дидактических игр и развивающих упражнений. Цель: Разработать методические рекомендации, направленные на развитие устной связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня путём использования дидактических игр и развивающих упражнений. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования: 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии. 2. Изучить влияние игры на уровень развития связной речи у
Методы исследования:Определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, эксперименты и оценка их результатов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так анализ литературы показал, что дошкольники с ОНР III уровня, при рассказе и пересказе, затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы, прибегают к жестам. Речь хаотична, бедна выразительностью выражения. Исследователи указывают на то, что связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует чёткой систематической работы логопеда. У детей с недостатками речи желание говорить особенно велико. Используя это стремление в процессе коррекционного обучения, следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи. Экспериментальной базой являлась Красноярская специальная (коррекционная) школа VII –го вида №7. В нашем эксперименте участвовали две группы дошкольников- экспериментальная и контрольная, каждая состоящая из 10 детей. Для выявления уровня сформированности устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня,нами была использована методика обследования связной речи дошкольников с ОНР, разработанная Ткаченко Т. А. При проведении исследования были использованы четыре задания: 1 задание – составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2 задание – составление рассказа по сюжетной картине. 3 задание составление рассказа-описания. 4 задание – пересказ. Каждое задание оценивалось по бальной системе и имела свои критерии оценок. Уровень развития устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня выводился из общей суммы баллов, полученной детьми каждой группы при выполнении всех заданий. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития исследуемой стороны речи в обеих группах примерно одинаковый. Дошкольники испытывают затруднения в составлении развёрнутого рассказа, выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательного изложения. В рассказах многих детей отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации, отмечалось сужение поля восприятия наглядного содержания картинок. Отмечался низкий уровень используемых речевых средств. На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента нами были составлены методические рекомендации с использованием игровых приёмов, направленные на формирование и развитие устной связной речи детей с ОНР III уровня, которые мы применили в формирующем эксперименте. Контрольный эксперимент, проведённый после формирующего эксперимента доказал правильность предложенной нами гипотезы. По его итогам у экспериментальной группы во всех заданиях были выявлены улучшения результатов с 505 до 764 баллов. У контрольной группы дошкольников отмечено незначительное увеличение количества баллов на все задания с 494 до 588. Итак, цель достигнута, а гипотеза о том, что эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня, если развитие устной связной речи будет проводиться с использованием специальных дидактических игр и развивающих упражнений получила своё подтверждение. Спасибо за внимание.
¨
|
|||
|