|
|||
Аналитическая информация, ее виды и содержание
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аналитическая информация, ее виды и содержание Все источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. Плановые источники - все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания. Источники информации учетного характера - данные, которые содержат документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Это основные источники информации для экономического анализа. Внеучетные источники информации - документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, материалы специальных исследований, анкеты, вопросники, интервью, техническая и технологическая документация, бюллетени, справочники, газеты, журналы, специальная литература, хозяйственно-правовые документы.
Этапы экономического анализа Аналитическая работа включает в себя следующие этапы: 1. Определение целей и объекта анализа. 2. Общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана. 3. Подбор информации и проверка ее достоверности. 4. Расчетная часть изучения информации и использование частных методик анализа. 5. Подведение итогов анализа и подсчет выявленных резервов. 6. Разработка мероприятий по мобилизации резервов, установление сроков их мобилизации и ответственных лиц.
Виды экономического анализа, их классификация Экономический анализ следует классифицировать по следующим признакам: 1. Объект управления: народнохозяйственный, отраслевой, региональный, анализ в масштабе союзов, концернов, ассоциаций и т.п., в масштабе предприятия и внутризаводской (внутрихозяйственный) анализ. 2. Аспект исследования: - общеэкономический или финансово-экономический анализ. Он базируется на исследовании показателей в стоимостном выражении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского, налогового, оперативного и статистического учета; - технико-экономический анализ. Такой анализ является логическим продолжением общеэкономического анализа и позволяет определить влияние факторов техники, технологии, организации, управления и т.п. Здесь используются не только стоимостные показатели, но и технико-производственные показатели в натуральных, условно-натуральных и трудовых измерителях; - функционально-стоимостной анализ. Это инженерный анализ, например, изучение снижения себестоимости на предпроектном этапе исследования; - функциональная диагностика - новое направление экономического анализа. 3. Субъект анализа: внешний и внутренний анализ. 4. Время проведения: ежедневный, подекадный, ежемесячный, поквартальный, годовой. 5. Характер решений, принимаемых на основе экономического анализа: - итоговый (последующий, периодический, ретроспективный). Осуществляется по окончании отчетного периода. Его преимущество – достоверность, так как он базируется на данных отчетности и учета, кроме того, результаты такого анализа могут быть использованы в будущем (при планировании); - оперативный или текущий. Может быть либо финансовым, либо производственным, проводится по ходу осуществления хозяйственных процессов. При его проведении используются данные оперативного учета; - перспективный или прогнозный. Методика составления плана развития предприятия. 6. По содержанию: - полный или комплексный; - тематический (выборочный, частичный). 7. По широте охвата: внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Требования к экономическому анализу Экономический анализ должен быть объективным, конкретным, комплексным, системным, регулярным, экономичным, действенным.
Литература (1); (2); (3); (4); (5); (9); (10); (11); (13).
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте пользователей аналитической информации, их интересы и цели анализа. 2. Назовите основные элементы традиционной методики анализа. 3. Назовите информационные источники анализа финансово-коммерческой деятельности предприятия.
|
|||
|