Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



Тема

· Синтаксис. Словосочетание и предложение

Тип

· Практическое занятие

Ход занятия

· Слово преподавателя

 

Сегодня мы продолжаем изучение большого раздела «Синтаксис». В ходе занятия мы продолжим работу с единицей синтаксиса под названием словосочетание.

 

· Значение словосочетания в построении предложения

Словосочетание является строительным материалом для предложения.

Словосочетаниями в предложении являются в основном второстепенные члены предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу.

Вспомните!Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

· Синонимия словосочетаний

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыс­лу, синонимичны. Особенно богаты синонимами и м е н н ы е сло­восочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого суще­ствительного с соответствующим именем в родительном падеже:

отцова шапка — шапка отца, лисья нора — нора лисы, Колин карандаш — карандаш Коли. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться роди­тельным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны. Ср.: ночная тишина — тишина ночи, дивизионный штаб — штаб дивизии, каменная плита — плита из камня, шер­стяные носки — носки из шерсти, годовой отчет — отчет за год, молочный бидон — бидон для молока, школьный товарищ — това­рищ по школе.

При некоторых существительных указание на величину пред­мета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным; дом в пять этажей — пяти­этажный дом, шнур длиной десять метров — десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов — при тысячегра­дусной температуре.

Существуют синонимы и среди г л а г о л ь н ы хсловосочета­ний, главным образом благодаря способности одних и тех же гла­голов управлять разными предлогами и падежами, например:

рассказывать о сыне — рассказывать про сына, указать недостат­ки — указать на недостатки, платить рубль за килограмм — платить по рублю за килограмм и т. п.

Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочета­ниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления:

работал вечерами — работал по вечерам, летели самолетом — летели на самолёте, испытывать всхожесть семян — испытывать семена на всхожесть, нужный всем — нужный для всех и т. п.

Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглаголь­ными существительными (ср.: вопрос о кадрах не решён — вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве — совещание по животноводству и т. п.).

Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни — из-за болезни — по причине болезни, вошёл в кухню — на кухню, ушёл из кухни — с кухни, ехать на метро — в метро, просеять через сито — сквозь сито и т п.

Некоторые из этих словосочетаний различаются стилисти­чески, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни — нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни — книжное. Соревнования по плаванию — словосочетание, широко употребляющееся в совре­менном языке, а соревнования в плавании — устаревшее. В кон­струкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (ср.: ехать поездом, трамваем, авто­бусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велоси­педе.

Упражнение 1. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.

Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами.

Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

Упражнение 2. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.

Образец: Сестрин платок — платок сестры.

Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

· Домашнее задание

1. Конспект

2. Выполните упражнение 3.

Упражнение 3. Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.

Образец: Рассказывать, происшествие — рассказывать о происшествии.

Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, извес­тия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.