|
||||
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Контрольная работа по математике
Выполнила: студентка группы ЗФ-309-072-4-1Мг Полецкая Елене Викторовна Челябинск 2020 Контрольная работа по дисциплине «Методика обучения математике в начальной школе» Вариант 2 1. Перечислите основные содержательные линии начального курса математики с позиции ФГОС НОО. Содержание школьного курса математики группируется вокруг нескольких стержневых линий: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения», «Функции», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Этот состав отражает длительный опыт обучения математике и в настоящее время практически полностью соответствует мировой практике. Исключение составляет так называемая стохастическая линия, связанная с теорией вероятностей и математической статистикой и ставшая чрезвычайно актуальной в изменившихся и динамично меняющихся условиях современного общества. Она широко представлена в мировой системе образования и в ближайшее время должна быть включена в курс математики нашей школы. С точки зрения общего образования центральными линиями являются числовая, функциональная и геометрическая линии, концентрирующие в себе математические знания, которыми должен обладать каждый человек в современном обществе, необходимые, прежде всего, в повседневной жизни – для решения возникающих на практике расчетных задач, для ориентации в окружающем пространстве, для коммуникации в ближайшей среде и в обществе в целом. Необходимость овладения всеми обучающимися содержанием двух остальных линий определяется самой природой математической науки: оно ориентировано на формирование математического аппарата, без которого невозможно ни рассмотрение внутриматематических проблем, ни решение задач практического и прикладного характера. Рассмотрим развитие каждой из содержательных линий курса по ступеням обучения. · Числа и вычисления. В начальной школе у обучающихся формируются представления о натуральных числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел, вырабатываются навыки устных и письменных вычислений, накапливается опыт решения арифметических задач. При обучении в основной школе обучающиеся приобретают систематизированные сведения о рациональных числах и овладевают навыками вычислений с ними, получают элементарные представления об иррациональных числах; уделяется внимание формированию умений выполнять вычисления с приближенными значениями, приемам прикидки и оценки результатов, использованию калькулятора. · Выражения и их преобразования. В начальной школе обучающиеся получают первоначальные представления об использовании букв для записи математических выражений и предложений, здесь же осуществляется пропедевтика тождественных преобразований при изучении свойств арифметических операций. В основной школе содержание этой линии преимущественно группируется вокруг понятия «рациональное выражение»: обучающиеся овладевают навыками преобразований целых и дробных выражений. В связи с тем, что обучающиеся получают представления об операции извлечения корня (на примере квадратных и кубических корней), а также первоначальные представления о тригонометрических функциях, определенное внимание уделяется преобразованию выражений. · Уравнения. В начальной школе обучающиеся знакомятся с компонентами арифметических действий и учатся находить неизвестные компоненты по известным. В основной школе вводятся основные понятия и термины, связанные с равенствами и неравенствами с переменными. В центре внимания здесь – овладение алгоритмами решения основных видов рациональных уравнений, неравенств и систем. · Функции. Содержание обучения в начальной школе дает возможность осуществить пропедевтику изучения функций при введении буквенных выражений, при рассмотрении зависимости между компонентами арифметических действий, при решении текстовых задач, в которых используются зависимости между различными величинами (например, между скоростью, расстоянием и временем). При обучении в основной школе обучающиеся приобретают систематизированные знания об элементарных функциях и их свойствах, овладевают навыками построения графиков. Основной материал данной линии связан здесь с линейной и квадратичной функциями. · Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. В начальной школе обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают единицами измерения длин и площадей. · Что касается новой для общеобразовательной школы стохастической (вероятностно-статистической) линии, которая в ближайшей перспективе должна быть включена в курс математики, то в ее содержании естественным образом можно выделить три взаимосвязанных направления, каждое из которых в той или иной мере должно проявляться на всех ступенях школы: подготовка в области комбинаторики с целью создания аппарата для решения вероятностных задач, логического развития обучающихся и формирования важного вида практически ориентированной математической деятельности; формирование умений, связанных со сбором, представлением, анализом и интерпретацией данных; формирование представлений о вероятности случайных событий и умений решать вероятностные задачи.
2. Дайте определение понятий: письменная нумерация, дробь, класс, площадь. • Письменная нумерация – способ обозначения каждого из многих натуральных чисел с помощью немногих знаков (десять) и закона поместного значения цифр. • Дробь – число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы. Понятие дроби связано с расширением множества целых неотрицательных чисел до множества рациональных чисел НО!!! Дробь с методической точки зрения для младших школьников – способ получения части какого-то объекта. Сведения о дробях ребенок получает через практические действия с множествами, предметами, величинами • Класс – термин, употребляемый в теории множеств для обозначения произвольных совокупностей множеств, обладающих каким-либо определённым свойством или признаком. • Площадь – величина, измеряющая размер поверхности. Наиболее распространенные единицы измерения площади это: квадратный метр (м2), квадратный сантиметр (см2), квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га).
3. Назовите типичные ошибки, допускаемые младшими школьниками при измерении длины и массы. В чем их причина? Типичные ошибки:
· неправильно измерили длину; · измерения длин верны, но сумма длин посчитана неверно; · неправильный перевод одних единиц измерения в другие; · неправильно перерисована фигура; · неправильно поставлен знак сравнения.
Причинами возникновения ошибок:
· несформированность понятия о величине, в частности, о периметре и площади фигуры; · незнание единиц измерения величин и соотношения между ними; · незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в одинаковых или разных единицах; · несформированность общего умения решать текстовые задачи.
4. Определите тип задачи (на нахождение доли величины или величины по ее доле):
А. В аквариум налили 3 л воды, заполнив 1/5 его объема. Сколько литров воды вмещает аквариум? 3*5=15 л Вывод: чтобы найти общий объем, нужно долю умножить на количество частей. (Величина по ее доли)
Б. Урок длится 45 минут. 1/9 урока ученики выполняли математический диктант. Сколько длился математический диктант? 45:9=5 мин. Вывод: Чтобы найти долю от числа, надо число разделить на количество частей (долей) (Нахождение доли величины).
В. Велогонщики проехали в первый день соревнований 130 км, что составляет 26% всего пути. Сколько километров составляет весь путь? 26% = 26 100 1) 130 : 26 * 100 = 5 * 100 = 500 (км) − длина всего пути; 2) 500 − 130 = 370 (км) − осталось проехать велогонщикам. Ответ: 370 км. (Нахождение по её доле)
Приведите рассуждение учеников при работе над одной из них.
5. Приведите примеры упражнений, с помощью которых раскрываются следующие особенности работы над числами в пределах 1000:
1) образование чисел; их название, запись и чтение; Посмотрите на числа, назовите их. 345, 123, 899, 333, 759, 55, 410. Какое число здесь лишнее и почему? Лишнее число 55 так как в записи его числа две цифры, оно двузначное, а остальные цифры трехзначные. 2) состав чисел; Например число 33, его можно разложить на 10 10 10 и 3 т.е. на 3 десятка и 3 единицы, на 15 и18. 3) сравнение чисел;
У Ани было 23 сливы, а у Пети 17. У кого слив меньше? 23>17 У Пети слив меньше, чем у Ани.
4) порядок следования чисел при счете (натуральная последовательность).
Выполни задание: Вставь пропущенные числа. 323,324,...,…,327,…,329,…, При выполнении задания ссылаться на порядок чисел при счете.
6. Выразите в указанных единицах измерения:
|
||||
|