|
|||
г. ПБНО1А Современная история Казахстана.14.05.20г. ПБНО1А Современная история Казахстана. Лекция. Тема. Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения. План. 1. Национальная политика РК: закон о языках. 2. Наука. 3. Культура. Закон о языках. 11 июля 1997 г. был принят Закон “О языках в Республике Казахстан”, по которому государственным языком Республики Казахстан объявлялся казахский язык. Государственный язык употребляется в государственных органах, в законодательных, судебных, следственных органах, а также во всех сферах деятельности общественной жизни. В статье 4 Закона говорится: “Знание государственного языка, объединяющего все народы Казахстана, является священным долгом каждого гражданина Республики Казахстан”. Статья 5 Закона гласит, что в государственных коллективах, местных органах наряду с казахским языком межнационального общения является русский. Вместе с тем согласно Закону “каждый гражданин Республики Казахстан имеет право разговаривать на своем родном языке, учиться, воспитывать детей”. Государство гарантирует сохранение сферы применения языка межнационального общения и других языков, заботится об их свободном развитии. Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения. Статьи Конституции Казахстана о языках являются наиболее демократическими среди Содружества Независимых Государств. Однако необходимо помнить, что казахский язык не сможет развиваться ни в одном другом государстве, у этого языка нет другой родины. Каждый гражданин, считающий Казахстан своей родиной, обязан знать этот язык. Программа национальной политики Республики Казахстан будет оставаться гарантом стабильности. Национальное единство, дружба, равенство — гарантия спаянности общества. В нашей республике казахский язык играет объединяющую роль общенациональных интересов. Для обеспечения равенства всех казахстанцев главными должны быть принципы справедливости и дружбы народов Казахстана. Поэтому нужно, чтобы все народы и этнические группы всесторонне развивали свой язык, традиции и культуру. В 2007 г. в Послании народу Казахстана “Новый Казахстан в новом мире” Президент Н. А. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта “Триединство языков”. Согласно данному культурному проекту необходимо последовательное развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Наука. Развитие науки и расцвет ее во многом зависят от умения организовать процесс познания объективных законов природы и общества на должном уровне. В условиях распада Советского Союза система научных учреждений республики вступает в кризисное состояние. Причин, обусловивших подобное положение, несколько: — разработка направлений и приоритетов научных исследований в СССР осуществлялась в Центре, союзные ведомства организовывали исследовательские институты без учета насущных интересов республики; — значительная часть научно-технического потенциала республики была интегрирована в общественные научные структуры и не выражала научных интересов Казахстана; — Академия наук и отраслевые научные учреждения (НИИ отдельных министерств, например Институт энергетики Министерства энергетики и электрификации СССР, Западно-Казахстанский институт газа Министерства нефтяной и газовой промышленности и др.) работали без должного взаимодействия между собой и академией; — вследствие экономического кризиса сокращается финансирование науки (сравните: в 1991 г. доля для научных программ НАН РК из общего объема финансирования науки — 60% , в 1994 г. — 19%); — либерализация цен на коммунальные услуги привела к тому, что содержание научных учреждений стало серьезной проблемой; — вследствие инфляции начала 90-х годов XX в. существенно снизилась реальная заработная плата ученых, что привело к оттоку молодых талантливых кадров в бизнес, за рубеж и т. д.; — научное оборудование республики к середине 90-х годов XX в. мало отвечало современным требованиям. Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан начало проводить определенную работу в направлении устранения недостатков в организации науки. В 1992 г. Президентом Республики Казахстан был подписан Указ “О мерах по совершенствованию науки и развитию научно-технического потенциала республики”. В срочном порядке президиум НАН РК создает три региональных отделения (Восточно-Казахстанское, Южно-Казахстанское и Западно-Казахстанское), почти не имея на месте своих научных подразделений и материально-технической базы. В 1992—1993 гг. были созданы семь национальных научных центров по особо важным проблемам: Национальный ядерный центр, Национальный научный центр по электронике и связи, Национальный научный центр по информатике и вычислительной технике, Национальный научный центр по биотехнологии, Национальный научный центр по экологии и природным явлениям, Национальный научный центр по комплексной переработке минерального сырья, Национальный научный центр новых и космических технологий. Предпринятые в 1992—1994 гг. шаги по реорганизации управления научными учреждениями не были подкреплены значительными материальными ресурсами, так как страна переживала серьезный экономический спад и гиперинфляцию. Данные меры позволили в целом сохранить фундаментальные научные школы, в частности геологии, химии, механики и другие, которые переживали в этот период структурное разрушение из-за развала общесоюзной системы. Таким образом, 1991—1994 гг. характеризуются инерционностью существования науки. В 1994 г. при Министерстве науки и новых технологий была образована Государственная экспертиза научно-технических программ и проектов. Данная структура должна была проводить экспертизу практически всех научно-технических программ и проектов, принятых к финансированию из бюджетных ассигнований на науку. 6 марта 1995 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев принял казахстанских академиков. В истории академии это первый случай, когда Глава государства встретился с ведущими научными кадрами. С 1996 г. государство ставит задачу модернизации научной сферы, определения путей реформирования академической науки. В 1998 г. в республике шла работа по совершенствованию законодательной базы в области развития науки и научно-технической сферы. Так, вышел Указ Президента и Постановление Правительства “О государственной программе формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан”. После проведения оптимизации системы государственной службы в настоящее время действует Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН РК). В 2001 г. Министерство перешло на финансирование целевых программ. Научно-исследовательские институты должны отстаивать и выигрывать такие программы на конкурсной основе. Сами исследовательские программы должны соответствовать приоритетным направлениям развития науки в республике. Исполнители программ должны ежегодно представлять отчеты о проделанной работе, и если они не будут соответствовать определенным заранее требованиям, то финансирование может быть прекращено. Такой подход в области финансирования науки был определен Законом Республики Казахстан “О науке” в 2001 г., который был подготовлен с учетом тех изменений, которые произошли в республике за десятилетний период развития. Стратегия дальнейших преобразований научной отрасли на 2007—2012 гг. определена в Государственной программе развития науки. В 2011 г. был утвержден новый Закон Республики Казахстан “О науке”, в котором ученые должны составлять основу таких структур, как высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан, национальные научные советы, государственная научно-техническая экспертиза с участием зарубежных специалистов. В этом законе введена новая система финансирования исследований с упором на грантовую форму, доступную не только для научных организаций, но и отдельных ученых и групп специалистов. Эти меры должны способствовать интеграции научных сотрудников Казахстана в мировое научное пространство. Политика Республики Казахстан в области культуры. Вступление Казахстана на путь самостоятельного независимого развития означало серьезные изменения не только в системе образования, но и в культурной сфере. В советский период культура и образование рассматривались как непроизводительная отрасль народного хозяйства и пользовались субсидиями государства, выполняя идеологические заказы. В первые годы независимости бюджетная политика государства, ориентированная на сферу производства, действовала в ущерб культурным интересам и потребностям человека. Государственная политика в области культуры не была разработана. В связи с экономическим спадом наблюдается рост интереса в сторону материальных ценностей. Вхождение Казахстана в мировое пространство привело к замещению потерявшей свое значение идеологизированной культуры массовой поп-культурой Запада и активным распространением религиозности. В республике для преодоления кризисных тенденций и в целях совершенствования управления культурной сферой стали разрабатываться следующие направления: — возрождение культурно-национального самосознания народов Казахстана; — формирование культурного плюрализма в этнокультурном и конфессиональных разрезах; - разработка эффективных моделей менеджмента. Система государственных учреждений культуры республики на начало 90-х годов XX в. состояла из библиотечных, музейных, театральных, концертных организаций, учреждений киноискусства, парков культуры и отдыха и др. Все они находились на балансе у государства. За период независимого развития произошли серьезные изменения в вопросах финансирования сферы культуры: — сохранено государственное финансирование тех культурных учреждений, которые имеют важное национальное значение; — стало возможным привлечение различных финансовых источников для осуществления конкретных культурных проектов и программ, сочетание бюджетных и внебюджетных средств (грантов, займов); — значительная часть культурных учреждений, относящихся к индустрии досуга (кинематограф, туризм, спорт, шоу, телевидение, концертная деятельность и др.), переведены на самофинансирование в связи с изменением форм собственности. Развитие различных форм собственности в культурной сфере способствовало реализации свободы слова, творчества в Казахстане. Однако в целях упорядочения деятельности всех негосударственных культурно-досуговых и развлекательных организаций, нераспространения пропаганды античеловеческих, антинациональных, антигосударственных идей существует порядок лицензирования. Основной стратегической целью государственной политики в сфере культуры в Казахстане является создание единого культурно-информационного пространства как условия для реализации духовного потенциала и критерия мирового признания нации и равноправного вхождения в мировое сообщество. Одним из существенных направлений реализации данной цели стало этнокультурное возрождение казахского народа. Крах прежней идеологической системы привел к новому витку духовной жизни, востановлению национальных традиций. С начала 90-х годов XX в. снова стал праздноваться Наурыз мейрамы, который проводится повсеместно с активным участием представителей всех проживающих в республике народов. Получила новую жизнь традиция проведения айтысов — устных поэтических состязаний. Идет работа по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с принципами этнопедагогики. Казахстаном были предприняты шаги по вхождению нашей культуры в мировое культурное пространство. 1995 г. был объявлен Годом великого Абая, в 1996 г. проведены юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию Жамбыла, в 1997 г, был отпразднован 100-летний юбилей М. Ауэзова. В 1999 г. прошли торжества, посвященные 1500-летию г. Туркестана. 2000 г. был объявлен Годом поддержки культуры. С 2004 по 2011 г. в процессе реализации Программы “Культурное наследие” осуществляется всемерное развитие культуры через осмысление прошлого нашей страны. В ходе реализации Государственной программы была проведена работа по открытию и реставрации новых археологических и письменных памятников истории и культуры, выявлены рукописи, архивные документы, раритетные издания в библиотеках России, Китая, стран Западной Европы. Были восстановлены и перенесены на современные аудионосители записи выдающихся исполнителей — музыкантов Казахстана, изданы целые серии книг по истории национальной и мировой научной мысли, культуры и литературы. Впервые были изучены и воссозданы памятники истории и культуры в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана. Например, реставрация мавзолея Султана Бейбарса в г. Дамаске (Сирийская Арабская Республика) и мечети Султана Бейбарса в г. Каире (Арабская Республика Египет). “Народ в потоке истории”. На XX сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2013 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем выступлении “Казахстан-2050” сказал: “Нам необходимо общенациональное историческое сознание. Наше восприятие истории должно быть цельным, позитивным и объединять общество, а не разделять”. В 2013 г. по поручению Главы государства была разработана специальная Программа исторических исследований “Народ в потоке истории”. В декабре 2014 г, был утвержден план празднования юбилейных дат на 2015 год, включая проведение 550-летия образования Казахского ханства, 20-летия Ассамблеи народа Казахстана, 20-летия Конституции Казахстанаи 70-летия со Дня Победы. 2015 год объявлен Годом Ассамблеи народа Казахстана. В национальный план мероприятий по празднованию 20-летия Ассамблеи народа Казахстана входит создание цикла документальных фильмов о Президенте страны, выпуск серии книг авторов — представителей казахстанских этносов, выпуск музыкальной антологии на казахском, русском и английском языках “Музыкальное наследие этносов Казахстана”. Конституция Казахстана стала правовой основой единства полиэтничного и поликонфессионального народа. Она закрепила единство народа страны, объединила представителей более 130 национальностей, 45 конфессий, связанных общей исторической судьбой. Празднование юбилейной даты образования Казахского ханства в 2015 г. будет осуществляться на трех концептуальных основах. Патриотическая — любовь казахского народа к Родине, медийная — создание и транслирование по ведущим телеканалам научно-популярных программ, документальных и художественных фильмов об истории, культуре и духовности казахского народа. Научная основа будет включать организацию и проведение науч- но-исследовательских работ, конференций по вопросам изучения истории становления казахской государственности. Политическая и общественная значимость юбилея заключается прежде всего в том, что Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками. Торжества по случаю 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне напомнят о священном подвиге дедов и отцов, отстоявших свободу своей Родины в 1945 г. Азиада-2011. С 30 января по 6 февраля 2011 г. в Казахстане состоялись VII зимние Азиатские Игры, на которых впервые прошла Эстафета огня. Свой путь от Эль-Кувейта до Астаны огонь Белой азиады проделал за 19 дней. Триумфально для Казахстана завершилась Азиада-2011. Впервые на Азиаде было разыграно 69 комплектов наград по 11 видам спорта. В ней приняли участие более 1000 спортсменов из 27 государств Азии, среди которых выдающиеся спортсмены, призеры Олимпийских игр и мировых чемпионатов. В ходе Азиатских Игр установлено 10 континентальных рекордов. Казахстанская сборная установила новый рекорд в истории зимних Азиатских Игр, завоевав 70 медалей, из которых 32 золотые., 21 серебряная и 17 бронзовые. По информации официального сайта Азиады-2011, прежний рекорд —29 золотых медалей — принадлежал сборной Японии. Он был установлен на Первых зимних Азиатских Играх в Саппоро в 1986 г. Главный рекорд Игр — 32 золотые медали, завоеванные казахстанскими спортсменами в острейшей борьбе с соперниками из Японии, Южной Кореи и Китая. В дни VII зимних Азиатских Игр прошла “Культурная Азиада”, в рамках которой состоялась выставка изобразительного искусства во Дворце независимости в Астане, этнокультурное ландшафтное шоу “Мир кочевников” в торгово-выставочном комплексе “Корме”, проект “Voice of Astana” — выступления ведущих музыкальных коллективов классической музыки, оперы и звезд современной эстрады Азиатского континента, Парад оркестров. Контрольные вопросы. 1.Какие отрасли науки получат развитие в XXI в.? Как вы думаете, в развитии каких новых технологий заинтересован Казахстан? Домашнее задание. Учебник (МК КОЙГЕЛДИЕВ, ЖК КЫСЫМБАЕВ. ИСТРОИЯ КАЗАСТАНА. МЕКТЕП. 2015) Стр.363-374 Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте принцип государственной политики Республики Казахстан в сфере культуры на современном этапе.
Литература. https://www.studmed.ru/shpargalka-polnyy-kurs-istorii-kazahstana_4b3cd8202c7.html- учебный материал по истории Казахстана Послания Президента РК- народу Казахстана. 1.История независимого Казахстана – Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2011- 400 с. 2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней тт. 4. А., 1996-2001. 3.Бурханов К.Н., Султанов Б.К., Аяган Б.Г. Современная политическая история Казахстана (1985-2006 гг.). – Алматы, 2006. 4. Садыков Н. Казахстан и мир: социокультурная трансформация. – Астана, 2001. 5. Программа «Мәнгілік Ел
|
|||
|