Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г. ПБНО1А Современная история Казахстана.



14.05.20г.     ПБНО1А               Современная история Казахстана.

                                                                     Лекция. 

Тема. Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения.

План.

1. Национальная политика РК: закон о языках.

2. Наука.

3. Культура.

Закон о языках. 11 июля 1997 г. был принят Закон “О языках в Республике Казахстан”, по которому госу­дарственным языком Республики Казахстан объявлялся казахский язык. Государственный язык употребляется в государственных органах, в законодательных, судебных, следственных органах, а также во всех сферах деятель­ности общественной жизни. В статье 4 Закона говорится: “Знание государственного языка, объединяющего все на­роды Казахстана, является священным долгом каждого гражданина Республики Казахстан”.

Статья 5 Закона гласит, что в государственных кол­лективах, местных органах наряду с казахским языком межнационального общения является русский. Вместе с тем согласно Закону “каждый гражданин Республики Казахстан имеет право разговаривать на своем родном языке, учиться, воспитывать детей”.

Государство гарантирует сохранение сферы примене­ния языка межнационального общения и других языков, заботится об их свободном развитии. Запрещается огра­ничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения. Статьи Конституции Казахстана о языках яв­ляются наиболее демократическими среди Содружества Независимых Государств. Однако необходимо помнить, что казахский язык не сможет развиваться ни в одном другом государстве, у этого языка нет другой родины. Каждый гражданин, считающий Казахстан своей родиной, обязан знать этот язык.

Программа национальной политики Республики Ка­захстан будет оставаться гарантом стабильности. Нацио­нальное единство, дружба, равенство — гарантия спаян­ности общества. В нашей республике казахский язык иг­рает объединяющую роль общенациональных интересов. Для обеспечения равенства всех казахстанцев главными должны быть принципы справедливости и дружбы наро­дов Казахстана. Поэтому нужно, чтобы все народы и этни­ческие группы всесторонне развивали свой язык, традиции и культуру.

В 2007 г. в Послании народу Казахстана “Новый Казахстан в новом мире” Президент Н. А. Назарбаев пред­ложил начать поэтапную реализацию культурного проекта “Триединство языков”. Согласно данному культурному проекту необходимо последовательное развитие трех язы­ков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

Наука. Развитие науки и расцвет ее во многом зависят от умения организовать процесс познания объективных за­конов природы и общества на должном уровне. В условиях распада Советского Союза система научных учреждений республики вступает в кризисное состояние. Причин, обусловивших подобное положение, несколько:

— разработка направлений и приоритетов научных ис­следований в СССР осуществлялась в Центре, союзные ведомства организовывали исследовательские институты без учета насущных интересов республики;

— значительная часть научно-технического потенциала республики была интегрирована в общественные научные структуры и не выражала научных интересов Казахстана;

— Академия наук и отраслевые научные учреждения (НИИ отдельных министерств, например Институт энерге­тики Министерства энергетики и электрификации СССР, Западно-Казахстанский институт газа Министерства неф­тяной и газовой промышленности и др.) работали без долж­ного взаимодействия между собой и академией;

— вследствие экономического кризиса сокращается финансирование науки (сравните: в 1991 г. доля для науч­ных программ НАН РК из общего объема финансирования науки — 60% , в 1994 г. — 19%);

— либерализация цен на коммунальные услуги привела к тому, что содержание научных учреждений стало серьез­ной проблемой;

— вследствие инфляции начала 90-х годов XX в. сущест­венно снизилась реальная заработная плата ученых, что привело к оттоку молодых талантливых кадров в бизнес, за рубеж и т. д.;

— научное оборудование республики к середине 90-х годов XX в. мало отвечало современным требованиям.

Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан начало проводить определенную работу в на­правлении устранения недостатков в организации науки. В 1992 г. Президентом Республики Казахстан был подпи­сан Указ “О мерах по совершенствованию науки и разви­тию научно-технического потенциала республики”. В сроч­ном порядке президиум НАН РК создает три региональных отделения (Восточно-Казахстанское, Южно-Казахстанское

и Западно-Казахстанское), почти не имея на месте своих научных подразделений и материально-технической базы.

В 1992—1993 гг. были созданы семь национальных науч­ных центров по особо важным проблемам: Национальный ядерный центр, Национальный научный центр по электро­нике и связи, Национальный научный центр по информа­тике и вычислительной технике, Национальный научный центр по биотехнологии, Национальный научный центр по экологии и природным явлениям, Национальный научный центр по комплексной переработке минерального сырья, Национальный научный центр новых и космических тех­нологий.

Предпринятые в 1992—1994 гг. шаги по реорганизации управления научными учреждениями не были подкрепле­ны значительными материальными ресурсами, так как страна переживала серьезный экономический спад и ги­перинфляцию. Данные меры позволили в целом сохранить фундаментальные научные школы, в частности геологии, химии, механики и другие, которые переживали в этот пе­риод структурное разрушение из-за развала общесоюзной системы. Таким образом, 1991—1994 гг. характеризуются инерционностью существования науки.

В 1994 г. при Министерстве науки и новых технологий была образована Государственная экспертиза научно-технических программ и проектов. Данная структура должна была проводить экспертизу практически всех научно-тех­нических программ и проектов, принятых к финансирова­нию из бюджетных ассигнований на науку. 6 марта 1995 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев принял казахстанских академиков. В истории академии это первый случай, когда Глава государства встретился с ведущими научными кадрами.

С 1996 г. государство ставит задачу модернизации на­учной сферы, определения путей реформирования ака­демической науки. В 1998 г. в республике шла работа по совершенствованию законодательной базы в области раз­вития науки и научно-технической сферы. Так, вышел Указ Президента и Постановление Правительства “О госу­дарственной программе формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан”.

После проведения оптимизации системы государственной службы в настоящее время действует Министерство образо­вания и науки Республики Казахстан (МОН РК).

В 2001 г. Министерство перешло на финансирование целевых программ. Научно-исследовательские институ­ты должны отстаивать и выигрывать такие программы на конкурсной основе. Сами исследовательские программы должны соответствовать приоритетным направлениям раз­вития науки в республике. Исполнители программ должны ежегодно представлять отчеты о проделанной работе, и если они не будут соответствовать определенным заранее требованиям, то финансирование может быть прекращено. Такой подход в области финансирования науки был опре­делен Законом Республики Казахстан “О науке” в 2001 г., который был подготовлен с учетом тех изменений, которые произошли в республике за десятилетний период развития.

Стратегия дальнейших преобразований научной отрасли на 2007—2012 гг. определена в Государственной программе развития науки.

В 2011 г. был утвержден новый Закон Республики Казахстан “О науке”, в котором ученые должны составлять основу таких структур, как высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан, на­циональные научные советы, государственная научно-тех­ническая экспертиза с участием зарубежных специалистов. В этом законе введена новая система финансирования ис­следований с упором на грантовую форму, доступную не только для научных организаций, но и отдельных ученых и групп специалистов. Эти меры должны способствовать интеграции научных сотрудников Казахстана в мировое научное пространство.

Политика Республики Казахстан в области культуры. Вступление Казахстана на путь самостоятельного незави­симого развития означало серьезные изменения не только в системе образования, но и в культурной сфере. В совет­ский период культура и образование рассматривались

как непроизводительная отрасль народного хозяйства и пользовались субсидиями государства, выполняя идео­логические заказы.

В первые годы независимости бюджетная политика госу­дарства, ориентированная на сферу производства, действо­вала в ущерб культурным интересам и потребностям че­ловека. Государственная политика в области культуры не была разработана. В связи с экономическим спадом наблю­дается рост интереса в сторону материальных ценностей.

Вхождение Казахстана в мировое пространство привело к замещению потерявшей свое значение идеологизирован­ной культуры массовой поп-культурой Запада и актив­ным распространением религиозности. В республике для преодоления кризисных тенденций и в целях совер­шенствования управления культурной сферой стали разра­батываться следующие направления:

— возрождение культурно-национального самосознания народов Казахстана;

— формирование культурного плюрализма в этнокуль­турном и конфессиональных разрезах;

     - разработка эффективных моделей менеджмента.

Система государственных учреждений культуры респуб­лики на начало 90-х годов XX в. состояла из библиотеч­ных, музейных, театральных, концертных организаций, учреждений киноискусства, парков культуры и отдыха и др. Все они находились на балансе у государства. За период независимого развития произошли серьезные изменения в вопросах финансирования сферы культуры:

— сохранено государственное финансирование тех куль­турных учреждений, которые имеют важное национальное значение;

— стало возможным привлечение различных финан­совых источников для осуществления конкретных куль­турных проектов и программ, сочетание бюджетных и внебюджетных средств (грантов, займов);

— значительная часть культурных учреждений, от­носящихся к индустрии досуга (кинематограф, туризм, спорт, шоу, телевидение, концертная деятельность и др.), переведены на самофинансирование в связи с изменением форм собственности.

Развитие различных форм собственности в культурной сфере способствовало реализации свободы слова, твор­чества в Казахстане. Однако в целях упорядочения дея­тельности всех негосударственных культурно-досуговых и развлекательных организаций, нераспространения про­паганды античеловеческих, антинациональных, антигосу­дарственных идей существует порядок лицензирования.

Основной стратегической целью государственной поли­тики в сфере культуры в Казахстане является создание единого культурно-информационного пространства как условия для реализации духовного потенциала и критерия мирового признания нации и равноправного вхождения в мировое сообщество.

Одним из существенных направлений реализации дан­ной цели стало этнокультурное возрождение казахского народа. Крах прежней идеологической системы привел к новому витку духовной жизни, востановлению националь­ных традиций.

С начала 90-х годов XX в. снова стал праздноваться Наурыз мейрамы, который проводится повсеместно с активным участием представителей всех проживающих в республике народов. Получила новую жизнь традиция проведения айтысов — устных поэтических состязаний. Идет работа по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с принципами этнопедагогики.

Казахстаном были предприняты шаги по вхождению нашей культуры в мировое культурное пространство.

1995 г. был объявлен Годом великого Абая, в 1996 г. про­ведены юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию Жамбыла, в 1997 г, был отпразднован 100-летний юбилей М. Ауэзова. В 1999 г. прошли торжества, посвященные 1500-летию г. Туркестана. 2000 г. был объявлен Годом поддержки культуры.

С 2004 по 2011 г. в процессе реализации Программы “Культурное наследие” осуществляется всемерное разви­тие культуры через осмысление прошлого нашей страны.

В ходе реализации Государственной программы была проведена работа по открытию и реставрации новых археологических и письменных памятников истории и

культуры, выявлены рукописи, архивные документы, раритетные издания в библиотеках России, Китая, стран Западной Европы. Были восстановлены и перенесены на современные аудионосители записи выдающихся испол­нителей — музыкантов Казахстана, изданы целые серии книг по истории национальной и мировой научной мысли, культуры и литературы.

Впервые были изучены и воссозданы памятники истории и культуры в странах дальнего и ближнего зарубежья, непо­средственно связанных с историей Казахстана. Например, реставрация мавзолея Султана Бейбарса в г. Дамаске (Сирийская Арабская Республика) и мечети Султана Бейбарса в г. Каире (Арабская Республика Египет).

“Народ в потоке истории”. На XX сессии Ассамблеи на­рода Казахстана в апреле 2013 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем выступлении “Ка­захстан-2050” сказал: “Нам необходимо общенациональ­ное историческое сознание. Наше восприятие истории должно быть цельным, позитивным и объединять обще­ство, а не разделять”. В 2013 г. по поручению Главы государства была разработана специальная Программа исторических исследований “Народ в потоке истории”. В декабре 2014 г, был утвержден план празднования юби­лейных дат на 2015 год, включая проведение 550-летия об­разования Казахского ханства, 20-летия Ассамблеи народа Казахстана, 20-летия Конституции Казахстанаи 70-летия со Дня Победы.

2015 год объявлен Годом Ассамблеи народа Казахстана. В национальный план мероприятий по празднованию 20-летия Ассамблеи народа Казахстана входит создание цикла документальных фильмов о Президенте страны, вы­пуск серии книг авторов — представителей казахстанских этносов, выпуск музыкальной антологии на казахском, рус­ском и английском языках “Музыкальное наследие этно­сов Казахстана”. Конституция Казахстана стала правовой основой единства полиэтничного и поликонфессионального народа. Она закрепила единство народа страны, объединила представителей более 130 национальностей, 45 конфессий, связанных общей исторической судьбой.

Празднование юбилейной даты образования Казахского ханства в 2015 г. будет осуществляться на трех концепту­альных основах. Патриотическая — любовь казахского народа к Родине, медийная — создание и транслирование по ведущим телеканалам научно-популярных программ, документальных и художественных фильмов об исто­рии, культуре и духовности казахского народа. Научная основа будет включать организацию и проведение науч- но-исследовательских работ, конференций по вопросам изучения истории становления казахской государствен­ности. Политическая и общественная значимость юбилея заключается прежде всего в том, что Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государ­ством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками.

Торжества по случаю 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне напомнят о священном подвиге дедов и отцов, отстоявших свободу своей Родины в 1945 г.

Азиада-2011. С 30 января по 6 февраля 2011 г. в Казах­стане состоялись VII зимние Азиатские Игры, на которых впервые прошла Эстафета огня. Свой путь от Эль-Кувейта до Астаны огонь Белой азиады проделал за 19 дней.

Триумфально для Казахстана завершилась Азиада-2011. Впервые на Азиаде было разыграно 69 комплектов наград по 11 видам спорта. В ней приняли участие более 1000 спортсменов из 27 государств Азии, среди которых выдаю­щиеся спортсмены, призеры Олимпийских игр и мировых чемпионатов. В ходе Азиатских Игр установлено 10 кон­тинентальных рекордов.

Казахстанская сборная установила новый рекорд в истории зимних Азиатских Игр, завоевав 70 медалей, из которых 32 золотые., 21 серебряная и 17 бронзовые.

По информации официального сайта Азиады-2011, прежний рекорд —29 золотых медалей — принадлежал сборной Японии. Он был установлен на Первых зимних Азиатских Играх в Саппоро в 1986 г. Главный рекорд Игр — 32 золотые медали, завоеванные казахстански­ми спортсменами в острейшей борьбе с соперниками из Японии, Южной Кореи и Китая.

В дни VII зимних Азиатских Игр прошла “Культурная Азиада”, в рамках которой состоялась выставка изобра­зительного искусства во Дворце независимости в Астане, этнокультурное ландшафтное шоу “Мир кочевников” в торгово-выставочном комплексе “Корме”, проект “Voice of Astana” — выступления ведущих музыкальных коллекти­вов классической музыки, оперы и звезд современной эстра­ды Азиатского континента, Парад оркестров.

Контрольные вопросы.

 1.Какие отрасли науки получат развитие в XXI в.? Как вы думаете, в развитии каких новых технологий заинтересован Казахстан?

Домашнее задание. Учебник (МК КОЙГЕЛДИЕВ, ЖК КЫСЫМБАЕВ. ИСТРОИЯ КАЗАСТАНА. МЕКТЕП. 2015) Стр.363-374

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте принцип государственной политики Республи­ки Казахстан в сфере культуры на современном этапе.

                                                      

                                                               Литература.

              https://www.studmed.ru/shpargalka-polnyy-kurs-istorii-kazahstana_4b3cd8202c7.html- учебный материал по истории Казахстана

Послания Президента РК- народу Казахстана.

1.История независимого Казахстана – Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2011- 400 с.

2.История Казахстана  с древнейших времен до наших дней тт. 4. А., 1996-2001.

3.Бурханов К.Н., Султанов Б.К., Аяган Б.Г. Современная политическая история Казахстана (1985-2006 гг.). – Алматы, 2006.

4. Садыков Н. Казахстан и мир: социокультурная трансформация. – Астана, 2001.

          5. Программа «Мәнгілік Ел

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.