Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания для самостоятельного изучения на период



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

Группа___ПД(З)-01-19________________                                                                                                                                

                                  номер группы

Дисциплина: _________АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_______

                                                                                                         название

Преподаватель: ____БАЙМАКОВА И.И.___________________________

                                                                                                                        ФИО

E-mail преподавателя __irina-tifanuk@rambler.ru_________________

Задания для самостоятельного изучения на период

с «13»  апреля 2020 г. по «18»  апреля 2020 г.

Задание 1.

Самостоятельно изучить тему «Понятие административного права», конспект лекций:

 

1. Административное право: понятие, предмет, метод, система, источники, соотношение с другими отраслями права

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

Методы административного права:

1. Предписание:установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Дозволение:предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности

3. Запрет:запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права— это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть:Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть:Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:

- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

- Конституция РФ

- Постановления Конституционного Суда РФ

- Федеральные конституционные законы

- Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

- Нормативные указы Президента РФ

- Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

- Нормативные постановления Правительства РФ

- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

- Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

- Конституции (уставы) субъектов РФ

- Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

- Законы субъектов РФ

- Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

- Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

- Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

- Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

- Уставы муниципальных образований

- Нормативные акты представительных органов муниципального образования

- Нормативные акты главы муниципального образования

- Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом:конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом:финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом:целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом:в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Вопрос 2. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования – совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

• • представляет собой совокупность юридических средств;

• • средства носят административно-правовой характер;

• • объектом воздействия выступают управленческие отношения;

• • направлено на решение задач общества и государства;

• • активизирует субъекты управленческих отношений;

• • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;

• • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

• 1) принципы административного права;

• 2) административно-правовые нормы;

• 3) акты официального толкования административно-правовых норм;

• 4) акты применения административно-правовых норм;

• 5) административно-правовые отношения.

Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

• • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);

• • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

• • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;

• • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

• • зашита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

• 1) императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;

• 2) диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;

• 3) рекомендательный – способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;

• 4) поощрительный – способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права.

к принципам административного права относятся следующие.

• 1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

• 2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

• 3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

• 4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

• 5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

• 6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

• 7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Вопрос 3. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды

Норма права– это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Административно-правовые нормы– это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3х элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза- (предположение) часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности. (например достижение определенного возраста административного правонарушения и тп). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается , а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции.(напр. Ст. 2.3 коап предусматривает что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения адм. правонарушения 16летнего возраста).

Диспозиция нормы права (распоряжение)- центральный элемент нормы права , содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений. Диспозиция это соответствующие предписания, запреты или дозволения.

Санкция (взыскание) элемент правовой нормы, указывающий на меры гос.принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например реквизия имущества) или пресекательного (например запрещение эксплуатации трансп средств) характера.

Виды административно-правовых норм:

1. В зависимости от функционального назначения выделяются материальные и процессуальные нормы:

Материальные нормы закрепляют комплекс обязанностей, прав а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т.е. фактически их административно правовой статус. (например ФЗ ?( О гос гражд.службе 27.07.2004 определяет гос службу в качестве проф деятельности по обеспечению исполнения полномочий гос.органов. эта норма статична, тк лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус гос.служащего.

Процессуальные нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на гос.службу и ее прохождения.

2. По целевому назначению:

Регулятивные-содержащие правила созидательной, нормальной деятельности

Охранительные- призванные обеспечить защиту , охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

3. По методу воздействия на субъекты отношения:

Обязывающие т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию(офиц разрешение), при приеме на гос службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ, возникающее коммерческое объединение обязано пройти гос регистрацию в органах юстиции. и тп

Запрещающие т.е.предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных првовнарушений (коапрф), запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметами жалобы гражданина и тп.

Уполномочивающие (дозволительные) те предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение дающее возможность выбора , того или иного варианта действия бездействия, но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой . например гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (напрмер право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет например о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения , но не произвольного , а одного из предлагаемых данной нормой.

Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. Например, должностные лица Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства вправе давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства; ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; давать предписания о прекращении финансирования этой деятельности; рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; аннулировать лицензии; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными.

Стимулирующие (поощрительные) т.е.обеспечивающие должное поведение с помощью соотвествующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например налоговые или иные льготы применение льготного кредитования и тд)

Рекомендательные т.е.дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например рекомендации по наиболее эффективной организации работы гос налоговых инспекций по применению санкций за нарушение налогового законодательства

4. По территории действия:

По действию в пространстве (территориальному масштабу) федеральные, субъектов РФ или региона, межтерриториальные , муниципальные, а также действующие на определенных территориях (напр. На террит фед.округов). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

5. По кругу лиц:

По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

6. По юридической силе:

Законодательные акты

Подзаконные акты- могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Решения конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

7. По сроку действия:

Временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит она временная, срочная. Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время срок их действия заранее не определяется они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

Реализация административно-правовых норм происходит следующими способами: исполнение, применение, соблюдение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.