|
|||
МБУДО ЦДО «Реальная школа» город ВоронежМБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж СП Циолковского 121а 3 группа Лекционное занятие № 104 по вокалу. Для учащихся 1 года обучения.
Педагог ДО Ольховик Т.Н. Тема: «Работа над музыкальным образом на сцене». Как известно, пение — это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию. Образ (Википедия)— порядок, способ, метод, организация Синонимы 1. облик 2. изображение 3. частичн. имидж 4. образец 5. метод, способ; частичн.: путь Художественный образ (БСЭ)— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. По выражению композитора В. Астафьева «Музыка – образно - звуковое отображение действительности». Для полного раскрытия муз.-худ. образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Можно вывести такую формулу для последующей работы: «содержание памяти + воображение = образ». Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой». Например, с помощью раздела «Слушание музыки», где проводится краткая беседа с детьми перед прослушиванием (вспомнить, представить, услышать) и после прослушивания (что представили, вспомнили, услышали?), полнее раскрывается муз.-худ. образ. В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса. Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища. Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми (индивидуальную и коллективную). В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов. На основании вышеизложенного выстраивается следующая схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения: Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия. Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение. Как начать работу над образом? 1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителями; 2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности; 3.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и действий. В создании образа помогают следующие дисциплины - актерское мастерство и сценическое движение. Упражнения в игровой форме , задания со словами « если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и телом ( Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), воспитание мышечной свободы( этюды коллективной пантомимы (два-четыре человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея», «Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.). Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово, пение и актерское мастерство. Работа над сценическими действиями
Вывод: таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
|
|||
|