Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж



МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

3 группа

Лекционное занятие № 104 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

Тема: «Работа над музыкальным образом на сцене».

Как известно, пение — это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.

Образ (Википедия)— порядок, способ, метод, организация

Синонимы

1. облик

2. изображение

3. частичн. имидж

4. образец

5. метод, способ; частичн.: путь

Художественный образ (БСЭ)— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

По выражению композитора В. Астафьева «Музыка – образно - звуковое отображение действительности».

Для полного раскрытия муз.-худ. образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Можно вывести такую формулу для последующей работы: «содержание памяти + воображение = образ». Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».

Например, с помощью раздела «Слушание музыки», где проводится краткая беседа с детьми перед прослушиванием (вспомнить, представить, услышать) и после прослушивания (что представили, вспомнили, услышали?), полнее раскрывается муз.-худ. образ.

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.

Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища.

Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми (индивидуальную и коллективную).

В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

На основании вышеизложенного выстраивается следующая схема

муз.-сценической работы над образом вокального произведения:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий,

поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия.

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

Как начать работу над образом?

1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с

исполнителями;

2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

3.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и

действий.

В создании образа помогают следующие дисциплины - актерское мастерство и сценическое движение. Упражнения в игровой форме , задания со словами « если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и телом ( Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), воспитание мышечной свободы( этюды коллективной пантомимы (два-четыре человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея», «Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.).

Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово, пение и актерское мастерство.

Работа над сценическими действиями
1. Работа со сценой


Постановка концертного номера (сценическое воображение, логика и последовательность, самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, её характера, эмоциональный настрой перед пением);


2. Работа с микрофоном


Правила пользования микрофоном, техника безопасности. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. Контроль над дикцией, чистотой интонации, при пении в микрофон. Развитие слуха над соотношением звучания голоса под микрофон и фонограммы. Контроль слуха над одновременным звучанием голоса и музыки. Соединение отдельных элементов движений в песенно-танцевальную композицию. Эмоциональное исполнение песни.


3. Пластика, танцевальные движения.


Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу).
Использование при пении современных танцевальных ритмических движений.
Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность; репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика.
Также в работе над образом, кроме театрального реквизита, может быть использован грим, в основном декоративный - для выразительности мимики и улучшения природных данных, а также характерный – соответствие образу.

Вывод: таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.