Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. И. Захаров 10 страница



сы и мальчика выбрал роль волка, назначив на роль лисы — мать, зайца — девочку и мальчи­ка — Психолога. Уже этим он предпочел противо­положную прежним страхам роль волка. Достав­шаяся девочке роль зайца отражала еще имеющу­юся у нее пугливость, а роль лисы как нельзя кстати подходила осторожной и льстивой матери. Содержание игры намечалось только в самых об­щих чертах. В нашем изображении бесстрашный мальчик идет по лесу и встречает трусливого зай­чика, просящего защитить его от злого и страшно­го волка. Вместе они углубляются в лес, который символизируют вырезанные из бумаги и положен­ные на пол елочки, и тут им попадается приветли­вая лиса. Разговорившись, мальчик вспоминает, что он оставил корзину дома, и уходит. Лиса же заманивает зайчика в свою нору, а сама бежит к волку, предлагая ему съесть зайчика. Только волк пытается это сделать, как появляется мальчик и объясняет волку, что они пришли к нему дружить. А раз лиса этого не хочет, то пусть волк, если уж он хочет во что бы то ни стало кого-нибудь съесть, съест именно лису, что волк тут же и пытается сде­лать. Лиса оказывает сопротивление и убегает с оторванным ухом. Оставшиеся начинают дружно играть, и постепенно волк меняет свой характер, помогая вместе с мальчиком преодолению страхов у зайчика. Через некоторое время возвращается лиса и просит принять ее, обещая больше никогда не обманывать и вести себя хорошо. Со всеобщего согласия она допускается в игру, которая становит­ся еще более веселой и разнообразной.

Дневные страхи

Мы видим, какую сложную композиционную структуру имеет вроде бы обычная игра. В ней происходит самоутверждение главного героя, под­крепленное образом бесстрашного сверстника (Психолог), обучение зайчика навыкам адаптив­ного взаимодействия, наказываются хитрость и коварство лисы, и во всем побеждает стремление к взаимопониманию и поддержке друг друга. Стоит ли говорить, что заикание у мальчика полностью отсутствовало в игре. В последующем он играл до­ма с родителями, которые уже не отказывались от игры, а сами предлагали для нее темы. Так посте­пенно, через игровое взаимодействие, наладились отношения в семье, вместе с чем прошло и заика­ние мальчика. В итоге он настолько осмелел, что даже сам стал кататься с горки и перепрыгивать через ямки, чего раньше делать не мог.

Если ребенок берет в игре роль страшного для него персонажа, то, как уже отмечалось, этого вполне может быть достаточно, чтобы он избавил­ся от страха. Другое дело, если он вначале отказы­вается играть отрицательную роль и изображает себя. Тогда нужно так организовать игру, чтобы ребенок смог отреагировать зажатые страхом эмо­ции в отношении того, кто бы напоминал его пре­жнее боязливое поведение. Обычно в последней роли выступает взрослый, активизирующий выра­жение агрессивных чувств ребенком и являющий­ся своего рода "козлом отпущения". Затем роли можно снова переменить, то есть ребенок будет со­бой, но уже без страха, в чем и смогут убедиться все участники игры.

Использование игры для преодоления страха 189

Так, мальчик 10 лет с паническим, общим с матерью, страхом темноты нарисовал темную ком­нату, но еще продолжал бояться. Страх не прошел и после изображения себя небоящимся, в чем ска­зывалось тревожное влияние матери. Тогда мы предложили сочинить историю о том, чего он бо­ится в темноте, и сделать маски воображаемых чу­довищ. В игре мальчик предпочел быть собой, то есть боязливым, а мы пугали его в различных мас­ках. Освещение при этом было минимальным. За­тем роли переменились, мальчик стал выступать в роли чудовищ, а взрослые превратились в боя­щихся, панически себя ведущих и убегающих. Подобным образом драматизировалось поведение мальчика в жизни. Когда взрослые снова изобра­жали чудовищ, мальчик уже не только не боялся, но и открыто смеялся над ними, будучи свобод­ным от страха.

При воспроизведении в игре испуга, испы­танного ребенком, следует учитывать время, про­шедшее после него. Если это сравнительно недав­ний испуг, с момента которого прошло не более го­да, то больший эффект от игры отмечается при пе­ремене ролей — изображении ребенком не себя, а того, кто испугал его раньше. Если лее испуг был давно, то перемена ролей не обязательна, и доста­точно хорошие результаты наблюдаются при изоб­ражении взрослым источника прежнего страха ре­бенка, в то время как последний предстает сразу в образе бесстрашного сверстника.

В этой связи вспомним мальчика 9 лет, бояв­шегося одиночества и темноты с объединяющим их страхом нападения. Страхи возникли после ис-

Дневные страхп

пуга, перенесенного в 5 лет, когда он упал при внезапном толчке в спину. С 6 лет у него появился страх смерти и с 7 лет — страх Пиковой Дамы. Было предложено нарисовать страхи, и парал­лельно проводились подвижные игры в пятнаш­ки, прятки, жмурки и "кто первый". Игры сняли страхи темноты, активизировали жизненную энергию и придали большую уверенность в себе. Ведущий страх внезапного воздействия был уменьшен и посредством игры в мяч, который нео­жиданно перебрасывался стоящими в кругу, а также игры в сражение. Для исключения возмож­ности возобновления испуга в похожих обстоя­тельствах была воспроизведена ситуация, вызвав­шая испуг. Однако в игре испуг не был так выра­жен, поскольку обстановка была условной, как и роль "себя в прошлом", которую играл мальчик, и сверстник, изображаемый взрослым. Заранее был разработан в общих чертах сценарий игры — кто где будет, кто кого толкнет, что при этом возник­нет и т. д. Здесь опять же техническая сторона де­ла, рациональная постановка проблемы "как иг­рать" отодвинула на задний план эмоциональные проявления страха. Да и сам мальчик уже был не тем, каким он был в 5 лет, и понимал всю услов­ность отражения своего прошлого травмирующего опыта в игровом взаимодействии со взрослым.

Повторное, ослабленное переживание стра­ха, когда он окончательно теряет способность вы­зывать состояние аффекта, и составляет сущ­ность данной методики его устранения. После иг­ры мальчик более свободно играл со сверстника­ми. Последнее, что требовалось устранить, — это

_____Использование игры для преодоления страха 191

страх Пиковой Дамы. Он сам предложил изобра­зить ее, завернулся в капюшон, взял корявую палку, а на пальцы надел кольца. Психолог и отец сидели в полузатемненной комнате и под­черкнуто громко, как два сверстника, спорили о существовании Пиковой Дамы. Когда она появи­лась, то была весьма похожа на Бабу Ягу, но в от­личие от нее вела себя более степенно, загадочно улыбаясь, как бы придавая особый смысл своим словам и одновременно пугая всякой чертовщи­ной, как потом выразился мальчик. Один из свер­стников (Психолог) вел себя при этом крайне не­рвозно и пугливо, верил ей на слово, буквально воспринимая предсказания и угрозы, ахал и охал, второй (отец), наоборот, все воспринимал критически, подвергал сомнениям и пытался до­копаться до истины. Видя, что "ее номер не прой­дет", с ней осмеливаются вступать в дискуссию, вместо того чтобы бояться, Пиковая Дама рас­строилась, "закатила истерику" и исчезла. Затем в ее образе были поочередно Психолог и отец. Мальчик каждый раз откровенно смеялся над Пиковой Дамой и сбрасывал с нее покрывало, как покров с маски таинственности и страха. После игры окончательно исчезли подкрепляемые этим образом страхи темноты, одиночества и внезапно­го воздействия.

Приведем историю на тему страха одиноче­ства, придуманную девочкой 9 лет: "Сижу одна. Из-под дивана вылезает какая-то Бяка. Я зале­заю в кресло с ногами. Свет потухает. Иду в дру­гую комнату и хочу заснуть. Но там из-под крова­ти вылезает Бяка. Я выбегаю в коридор, и мне на-

аневные страхи

встречу попадается Скелет". Эта история говорит не столько о страхе одиночества, сколько о свя­занном с ним чувстве беззащитности и возникаю­щем на этом фоне страхе чудовищ. Они со всех сторон окружают девочку как своеобразное замк­нутое психологическое пространство, где цар­ствует Бяка — собирательное понятие всего пло­хого и отвратительного в противовес желанию де­вочки быть во всем хорошей, морально чистой и красивой. В игре она была собой, Бякой — мать, что позволило лучше отрегулировать некоторую неровность в их отношениях. "Скелет" в изобра­жении Психолога скорее был слабым и беспомощ­ным, чем пугающим. Косвенно подчеркивались собственная беззащитность девочки, ее неспособ­ность противостоять страху и пассивность в борь­бе с ним. И даже при таком раскладе ролей игра так повлияла на девочку, что в дальнейшем она стала более активно играть угрожающие образы, а потом и роли решительных и отважных героев, постепенно все более и более утверждаясь в новом для себя бесстрашном амплуа.

О сочетании страхов одиночества, темноты и чудовищ говорит и история мальчика 10 лет: "Ро­дители Саши уехали вечером в город, и он остался один дома. Вскоре ему стало очень скучно. Он включил телевизор, но там ничего интересного не шло. Во дворе было темно, только светила луна и горели фонари. На улице никого не было из дру­зей и гулять не хотелось. Саша боялся одиноче­ства и темноты. Вдруг за дверью комнаты кто-то заходил, заговорил, заохал, завизжал, застучал. Мальчику показалось, что сейчас дверь откроется,

Использование игры для преодоления страха 193

и он увидит очень страшного человека. Но дверь не открылась, а потом пришли родители, и этого страшного человека нигде не оказалось".

В этой истории мальчик ничем не мог себя занять, кроме как думать о страшном человеке, как правило, мертвеце, представленном в преды­дущих рассказах Скелетом и Пиковой Дамой. Так выражался проявляющийся в условиях темноты и одиночества страх смерти. Не случайно мальчик не смог изобразить страшного человека и стал в игре собой. В заранее сделанной им маске чудови­ща его по очереди пугали Психолог и взрослый, в то время как он боялся все меньше и меньше, пока не стал игнорировать чудовище и отмахиваться от него, как от назойливой мухи.

Страх нападения подразумевает нередко страх бандитов и некоторых людей, в основном пьяных, ведущих себя непредсказуемо и нелепо. Приведем две истории. Первая из них была сочи­нена мальчиком 10 лет: "Мы с Ромкой пошли в парк, шли-шли и увидели здоровый дуб. Как толь­ко мы приблизились, из-за него выскочил бандит, и мы пустились наутек. Потом уже догадались, что это был один из мальчиков. Тогда дома мы сделали маски, надели их и пошли в парк. Отыс­кали тот дуб, незаметно подошли к нему сзади и так закричали на мальчика, что тот сразу испу­гался. А мы сняли маски и засмеялись".

Вторая история, девочки 7 лет, носит такое название: "Двое глупых и одна умная": "Я шла из овощного магазина. Улицы были безлюдны, пото­му что был вечер. У меня были полные сумки ово­щей. Вдруг из парадной вывили двое и двинулись

7 Зак № 409

Дневные страхи

ко мне. Я окинула улицу взглядом и хотела бе­жать. Но тут мой взгляд упал на сумку с овощами. Ни один овощ не пропал даром! Грязные и мок­рые, бандиты кинулись бежать! Я весело и одно­временно грустно шла домой. Я была весела, что так ловко справилась с бандитами, а грустна пото­му, что сумка моя была пуста. Я пришла домой и рассказала все маме".

Обе истории объединяет активная позиция их авторов, противостоящих страху и находящих вы­ход из критической ситуации. Как в рисовании страхов по контрасту, где ребенок изображает себя небоящимся, так и здесь страхи преодолева­ются посредством заранее продуманного терапев­тически ориентированного сюжета. Тогда нет не­обходимости с целью устранения страхов играть роль пугающего персонажа, а можно в качестве главного героя быть собой, но, подобно изложенно­му, активно действовать и одерлсивать победу над страхом. В двух же предыдущих историях, где "торжествовал" страх, авторам лучше было бы иг­рать олицетворяющие его образы Бяки и чудови­ща, а не оставаться собой.

Активное преодоление страха глубины, точ­нее страха утонуть, зафиксировано в истории мальчика 10 лет, который иллюстрировал ее мно­гочисленными рисунками: "Один раз я с дедуш­кой пошел купаться. Дедушка поплыл вперед, а я за ним. Где я плыл, было неглубоко, я даже чув­ствовал дно. Но дальше вдруг перестал его чув­ствовать и начал тонуть. Тогда я закричал, но никто не услышал. Я начал болтать по воде рука­ми и ногами и ... поплыл. Приплыл к берегу. А по-

Использование игры для преодоления страха 195

том приплыл и дедушка. И мы вместе доплыли до камыша. С тех пор я не боюсь глубины!". На время игры он был собой, а все остальные, подобно Водя­ному, тянули его на "дно". Сопротивляясь, он бла­гополучно доплыл до "берега" и тем самым окон­чательно устранил свой страх.

Такой же жизнеутверждающий финал при­сущ и истории другого мальчика 10 лет, испыты­вавшего страх заболеть, заразиться: "Я лежал больной. Глаза были закрыты. Вдруг раздался тонкий крик о помощи. Открыв глаза, я увидел львенка, к которому подползала огромная бесфор­менная масса. Я схватил скамейку и швырнул в нее. Раздался взрыв. Масса разлетелась с жутким воем, и сразу стало светло. Львенок подбежал ко мне и сказал: "Ты убил всех микробов! Ты скоро поправишься и будешь меньше болеть!"

Одним из способов отреагирования страха бу­дет и отношение к нему как к сну, к заведомо не­реальному и преходящему феномену. В приводи­мой ниже истории, "сочиненной" девочкой 8 лет, отражается ее своеобразная "магическая настро­енность" — вера в несчастливые числа, в то, что может вдруг что-то случиться. Подобная настроен­ность выражалась у нее появлением многочислен­ных навязчивых опасений. В отличие от них опти­мистично само название истории — "В приметы не верь!": "Маша жила в тринадцатом доме, в три­надцатом корпусе, на тринадцатой лестнице, на тринадцатом этаже, в квартире 13. Как известно, тринадцать — число несчастливое. Поэтому Mania считала, что она очень несчастная, и часто плака­ла. И число выдалось не иначе как тринадцатое.

Дневные страхи

Встала Маша, поела, пошла погулять. И вдруг черная кошка перебежала дорогу. "Ну, — думает Маша, — несчастливое число — тринадцатое." По­гуляла Маша, пошла домой. А тут мама совсем не­кстати ей говорит: "Иди, Маша, в школу". "Опять в школу, — подумала Маша, — несчастливое число тринадцатое." Пошла Mania в школу. А когда вер­нулась домой, решила пойти к подруге Тане. При­шла к Тане, а Таня заболела. "Ну, — думает Ма­ша, — несчастливое число — тринадцатое." Пошла Маша от Тани и упала, стукнулась лбом. И просну­лась. А было уже четырнадцатое число. С тех пор Маша гуляет — тринадцатых чисел не боится. Не беда, что живет она в тринадцатом доме, в тринад­цатом корпусе, на тринадцатой лестнице, на три­надцатом этаже, в квартире 13. Совсем не беда!"

Дальнейшее развитие магического, тревож­ного в своей основе настроя с присущей ему повы­шенной чувствительностью к таинственным и ска­зочным событиям видно из сочиненной в стихах истории, придуманной мальчиком 9 лет: "Не так страшен черт, как его малюют!"

"Однажды вечером, зимой, Мы шли нехоженой тропой. Мы шли домой, шли лесом И повстречались с бесом. Мы говорим: "Уйди с дороги!" А он в ответ: "Вы на моем пороге. Со мной не смеете шутить. Могу за это я убить". "Твоей угрозы не боимся. С тобой охотно мы сразимся. Хоть трудно справиться с чертями, Победа будет все-таки за нами".

Использование игры оля преодоления страха 197

И испугался черт рогатый:

"Не трогайте меня, ребята,

Я с храбрецами не дерусь,

А вам, конечно, пригожусь.

Я вам все клады покажу.

С большим усердьем послужу".

Но мы сказали черту: "Нет!

Нам клад не нужен — наш ответ.

Своей дорогой ты иди,

Не попадайся на пути!"

И вот идем своей дорогой.

Давно забыт тот черт безрогий.

Вот мы выходим на опушку,

А там стоит одна избушка.

В ней кто-то с Бабою Ягой

Нас нежно манит кочергой

И говорит: "Идем за мной!

Вас покатаю на метле,

Затем сварю в большом котле".

Но мы сказали бабке: "Дудки!!!

Тут не пройдут такие шутки".

Мы быстро ноги в руки взяли

И поскорее убежали.

Вот мы идем своей тропой

— Гляди, а это что такое?

Такая глушь и все в снегу.

Да это леший на суку.

Но вдруг тот леший встрепенулся,

Нам подмигнул и улыбнулся

И говорит: "Привет, ребята!

Я собираю тут опята!"

Мы говорим: "Ты что, чудной?

Какие тут грибы зимой?

Ведь это знают все ребята,

Что не растут зимой опята".

Но он не очень огорчился,

Потом чего-то спохватился

аневные страхи

И говорит: "Ну, мне пора,

Я ничего не ел с утра".

Он свистнул, гаркнул, обернулся.

И вдруг исчез. А я ... проснулся!"

Автор вместе с отцом изображал бесстраш­ных ребят. Бабой Ягой мальчик выбрал мать, что вызвало вначале ее протест, но по ходу игры она так вошла в роль, что ее поведение почти не отли­чалось от привычного дома, где она часто прибега­ла к необоснованным угрозам, крику и физичес­ким наказаниям. Психолог последовательно выс­тупал в приготовленных мальчиком масках Беса, Кого-то, Лешего. Во время игры "ребята" вели се­бя крайне непринужденно, заигрывая с изобража­емыми Психологом персонажами, открыто смеясь над их нелепым поведением и, подобно Колобку из известной сказки, умело преодолевали все препят­ствия на своем пути. Мальчик, обычно робкий и нерешительный дома, после игры осмелел на­столько, что стал временами не соглашаться с ма­терью и высказывать свое мнение. Соответственно мать была вынуждена перестроить взаимоотноше­ния с сыном: перестала злоупотреблять угрозами и наказаниями.

Остроумием и юмором наполнены и две сле­дующие истории девочки 10 лет, которая боялась уколов и боли. Первую историю она назвала "Вася и укол": "Жил-был Вася. Он очень боялся уколов. Однажды в дверь позвонили. Он открыл. Перед ним стоял мальчик. Но какой-то странный маль­чик. И тогда Вася разглядел, что это был Шприц. "Я Укол, — сказал мальчик, — я пришел тебе де­лать укол". И Укол двинулся на Васю. Он уколол

Использование игры для преодоления страха 199

его, и иголка сломалась. "Ой, ей, ей! Больно!" — закричал Вася. "Ой, ей, ей, ей! Больно!" — закри­чал Укол. "Сам виноват, — сказал Вася Уколу, — не надо было идти мне делать укол." "Я хотел как лучше, — сказал Укол, — всем детям делали при­вивки, а ты убежал, и я не хотел, чтобы ты забо­лел." Тогда Васе стало стыдно. Он сам починил иг­лу, и они расстались друзьями".

Вторая история — "Боль": "Однажды у меня очень сильно заболел зуб. Я стала говорить: "Боль, уходи, боль, уходи!" И тут передо мной появилось какое-то непонятное существо. "Уходи, тебе гово­рят!" — закричала я. "Хорошо, я уйду, но тебе бу­дет хуже." "Нет! — сказала я. — Мне будет луч­ше!" И Боль исчезла. Когда пришла мама, я ей все рассказала. "Что же ты сделала, — сказала ма­ма, — если ты не будешь чувствовать боль, то не узнаешь, что надо идти к врачу, и зуб будет пор­титься дальше. А из-за зуба начнет портиться дес­на. Если бы боли не было, то люди умирали бы из-за пустяков". Тогда я поняла, что боль — это не зло, а предупреждение". При разыгрывании обеих ис­торий девочка поочередно изображала "Укол" и "Боль", а родители были заняты в остальных ро­лях. Через несколько дней она сама пошла к зуб­ному врачу, что раньше было невозможным.

Страх смерти воспроизведен в рассказе девоч­ки 8 лет "Маша и смерть": "Жила-была девочка Маша. Она была очень непослушная. Однажды, когда она была дома одна, в дверь позвонили. Ма­ша открыла дверь. На пороге стояла старушка. Старушка вошла в комнату и спросила: "Ты по­слушная девочка?" "Нет!" — созналась Маша. Она

аневные страхи

была правдивой девочкой. "Очень хорошо, — обра­довалась старушка, — я очень люблю непослуш­ных. Раз ты непослушная, ты, наверное, с удоволь­ствием поешь моих конфет." Маша посмотрела на старушку и увидела, что та была злая. В это время пришли родители. Маша бросилась к ним и позва­ла в комнату. Но в ней никого не было. Окно было распахнуто настежь. Все трое подбежали к окну и увидели, как старушка на черном зонтике опуска­лась вниз. "Mania, кого же ты впустила? — сказала мама. — Ведь это была смерть!" "Не бойтесь, мама и папа, — сказала Mania. — Я ее конфет не ела!" После этого Mania стала послушной". В игре ста­рушку изображала девочка, девочку — ее мать, а отец был сам собой. Страх снялся полностью, и де­вочка стала действительно более послушной.

В рассказе мальчика 11 лет воспроизводится страх ответов в школе: "Каждый день, когда Коля садился делать уроки, ему хотелось на следующий день так их ответить, чтобы получить хорошую от­метку. Он долго учил правило по русскому языку. Потом мама проверила его, переспросила правило и, убедившись, что он знает хорошо, отпустила на каток. Вернувшись после прогулки, Коля огорчен­но подумал, что, наверное, как всегда во время урока, произойдет с ним обычная неприятность — от растерянности он не вспомнит, что надо отве­чать. Он лежал в постели и беспокойно ворочался, заранее волнуясь. "Коля, ответь, пожалуйста, ког­да после буквы "ц" пишется "и", а когда "ы"?" — спросила учительница. Коля встал, заволновался, и все мысли куда-то исчезли. "Ну вот, опять не выучил", — сказала учительница. Когда Коля сел

Использование пгры для преодоления страха 2О1

на свое место, он сразу вспомнил, что надо было сказать, но было уже поздно". В рассказе хорошо переданы волнение мальчика, его убежденность наоборот, тревожное предчувствие неудачи, что и происходит фактически. Он настолько свыкся с ролью застенчивого и робкого ученика, что не мог в игре стать кем-либо другим. Но поскольку учи­тельницу играли поочередно сверстник и мать, то они не торопили мальчика, задавали ему дополни­тельные вопросы, и он смог отвечать так, как хо­тел. После этого роли переменились, и он охотно стал учителем, а остальные демонстрировали уве­ренность при ответах и гибкость суждений. Затем роли снова переменились, и он, будучи собой, уже не проявлял реакций страха, отвечая, пусть и не всегда сразу, правильно. Дальше по ходу игры от­веты заранее ограничивались по времени, и учи­тель грозно смотрел на секундомер, всячески вы­ражая нетерпение, желание поставить двойку и посадить на место. Однако и здесь мальчик не ту­шевался, как раньше, все более быстро и уверенно выражая свои мысли.

В последней истории мальчик 12 лет отража­ет проблемы, с которыми сталкивается в жизни, будучи робким, застенчивым, неуверенным в себе и неловким. "Сказка про мальчика, которого про­звали Олухом": "Жил-был ученик, учился он в 5-ом классе. У мальчика было странное прозви­ще — Олух. А дело было вот в чем. Мальчик от природы был невезучим. Например, шел зимой в школу по снежной дороге и вдруг упал вверх тор­машками на виду у всех ребят, и они закричали: "Люди, смотрите, это же идет безголовый Олух!".

2О2

Дневные страхи

Или, например, в школьной столовой, взяв поднос с обедом, он поставил его на стол. В этот момент ребята из его класса закричали: "Привет велико­му Олуху!". Он в смятении снял одну тарелку с подноса, остальные блюда грохнулись вместе с подносом на пол. Несколько человек дружно зак­ричали: "Ну, это же Олух!". Ночью мальчик про­снулся в холодном поту от страшного сна. Ему приснилось, будто все кричали, что он Олух. Ког­да он снова заснул, то увидел сон, что в субботу по­ехал с папой за грибами в автобусе, взяв с собой магнит. Автобус приехал ранним утром, на улице еще было темно. Зайдя в лес, он вдруг провалился в глубокую яму с отвесными стенами, увидел ход и пошел по нему. Шел-шел и попал в мрачный зал, освещенный факелами. В центре зала сидела злая колдунья. "Я тебя превращу в камень", — сказала она. От страха мальчик подпрыгнул чуть ли не до потолка, а поскольку в руке у него был магнит, то он нечаянно дотронулся им до цепи, висящей над колдуньей. Цепь с грохотом упала и начала обвивать колдунью. В цепи заключалась злая сила, и колдунья поняла, что пропала. Те­перь выручить ее мог только мальчик. Она сказа­ла: "Я исполню любое твое желание, только осво­боди меня. Я знаю, ты мечтаешь, чтобы тебя не называли Олухом". И она исполнила желание мальчика. Цепь упала с нее. В понедельник в шко­ле мальчик не узнавал ни себя, ни других, все от­носились к нему по-дружески, никто его не обзы­вал, и у него было прекрасное настроение. И в дальнейшем так было всегда!".

Часть II

НОЧНЫЕ СТРАХИ

ВСТУПЛЕНИЕ

Можно сказать: "Единственное, что мы не знаем никогда — это то, что нам приснится но­чью". Действительно, что сон грядущий нам гото­вит — куда мы попадем, где будем путешествовать, с кем встретимся — и взрослому трудно предста­вить, а ребенку тем более. Да и не скоро найдешь человека, который бы категорично отрицал нали­чие хотя бы одного кошмарного сна в своей жизни. Хватает и просто неприятных снов, а некоторых людей, как наваждение, одолевают ночные кошма­ры после дневных стрессов. После них и сон не в радость, и разбитость утром налицо, и труднее день дается, а ночью все начинается снова. Получается как бы замкнутый круг — дневные переживания порождают ночные, последние, в свою очередь, ис­кажают нормальное самочувствие днем.

Неприятные, страшные сны чаще видят лю­ди серьезные, чем-то озабоченные и одновременно эмоционально чувствительные, поскольку сны — это прежде всего эмоциональный отклик на собы­тия, происходившие днем.

Мозг продолжает работать и ночью, обнажая нерешенные проблемы, пусть и в гротескном, аб-

Вступление                              205

сур дном виде. Некоторые люди отмахиваются от снов, как от назойливой мухи, другие, наоборот, придают им магическое значение вроде рока, предсказателя судьбы и т. д. К последним можно отнести и людей с тревожно-мнительными черта­ми характера, постоянно испытывающих чувство беспокойства, сомнения в правильности своих действий, а то и неуверенность в своих силах. Дей­ствительно, сны как правополушарный вид дея­тельности могут предвосхищать опасность, но го­раздо чаще они отражают то, что уже РЕАЛЬНО произошло с нами, то есть являются подсознатель­ной переработкой ранее имевших место пережива­ний. Значит, не ушли они, эти переживания, пол­ностью из нас, действуют на психику, живут в ее глубинных слоях, эмоциональной памяти и, быва­ет, начинают исподволь, незаметно "делать свое черное дело" — менять эмоциональный тонус че­ловека, его самочувствие, энергетический потен­циал и даже характер. Так что лучше лишний раз не пугаться страшных снов, а внимательно их про­анализировать и сделать выводы. Сны как ирра­циональный материал пуще всего "боятся" крити­ческого, взвешенного, основанного на реальности анализа. Если рассказать их внимательному и ува­жаемому собеседнику, тем более врачу или психо­логу, нарисовать или разыграть по специально со­ставленному сценарию (см. последнюю главу), то может и конец им наступить. А чтобы впредь не возникали — стоит поработать над собой, раз в ду­ше, психике гнездятся беспокойство и страх, про­рываясь время от времени подобно гейзеру.

Ночные страхи

У детей и страхов больше, и ночных ужасов. Анализировать их труднее: дети не любят о них го­ворить, как о головной боли, отделываясь, в луч­шем случае, односложными фразами. Да и часто совсем не хотят их вспоминать, забывают, амнези-руют, вытесняют. Между тем разобраться в детс­ких снах и оказать помощь — более чем гуманная задача родителей, педагогов, психологов и врачей. Заодно и самих себя увидим, в каком виде отража­емся в снах детей. Не лишним будет при этом вспомнить и собственные сны в детстве и посмот­реть, нет ли аналогии и не мы ли наградили свое чадо беспокойством, муками неуверенности и не­способностью защитить себя. Можем сказать и об­ратное: страшные сны реже снятся тем детям, ро­дители которых не смотрят на жизнь пессимисти­чески, а ведут себя уверенно и гибко, пользуются заслуженным авторитетом и любовью. Исключени­ем из этого утверждения будет только художе­ственная одаренность ребенка, когда он, как губка, впитывает впечатления дня и переживает их, а уж воображения ему не занимать. Цель второй части нашей книги как раз и заключается в ознакомле­нии родителей и специалистов с тайнами детских сновидений, их психологической подоплекой, с тем чтобы помочь детям своевременно избавиться от накипи страхов и тирании зла, лучше защищать себя (сейчас), а заодно и родителей (в будущем).

Глава 1

ЧТО ИЗВЕСТНО О СНОВИДЕНИЯХ И НОЧНЫХ СТРАХАХ

Треть своей жизни человек проводит во сне. Сон и бодрствование — это единый ритм жизнеде­ятельности, который претерпевает определенные изменения с возрастом. Все знают, как много спят грудные дети и как мало, в ряде случаев, старики. Полноценный сон сохраняет и восстанавливает жизненные силы человека и является тонким ин­дикатором физического и психического здоровья. О нервности только что родившегося ребенка мож­но судить не только по частому крику, но главным образом по беспокойному, часто прерывающемуся сну. В более тяжелых случаях, например при ро­довой травме или удушье (асфиксии), он даже мо­жет перепутать день с ночью: днем много, хотя и беспокойно спать, а ночью, не находя себе места, бодрствовать, играть или кричать. Тем не менее в последующие годы ночной сон становится более глубоким, преимущественно за счет уменьшения продолжительности дневного сна. Ребенок, не­рвный от рождения (что может быть следствием волнения матери при беременности или влияния



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.