|
||||||||||||||||||||
Тема 6.1. Сигналы светофора.
Тема 6.1. Сигналы светофора. | ||||||||||||||||||||
Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Любой из нас с самого детства знает, что красный сигнал светофора запрещает движение, и сейчас оба водителя обязаны остановиться у стоп-линии.
Но далеко не каждый знает, как работает современный «продвинутый» транспортный светофор, какие у него могут быть сигналы и как именно они чередуются.
К красному сигналу добавился жёлтый. Через пару секунд они оба одновременно погаснут, и включится зелёный.
На экзамене в ГИБДД вас будут спрашивать:
«Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?».
Ответ не должен вызывать у вас сомнений – кратковременное сочетание красного и жёлтого сигналов информирует водителей о том, что скоро включится зелёный сигнал.
Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний).
Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил.
Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
То есть прежде, чем начать движение нужно убедиться, остановились ли те, кому сейчас загорелся красный. Кто-то может просто не успеть остановиться, а кто-то так спешит, что готов проскочить перекрёсток рискуя жизнью (ладно бы только своей, но ведь и чужой тоже).
Ну вот, наконец, водители на пересекаемой дороге остановились у своих стоп-линий, и теперь можно начинать движение. Нам всё ещё горит зелёный.
Зелёный погорел, погорел и замигал.
И опять-таки на экзамене в ГИБДД кому-то обязательно достанется этот вопрос:
«Что означает мигание зелёного сигнала светофора»?
И снова ответ очевиден – мигание зелёного сигнала информирует водителей о том, что время его действия истекает и скоро включиться жёлтый.
А можно ли двигаться на зелёный мигающий?
Не сомневайтесь, можно. Время действия его истекает, но ещё не истекло!
Другое дело, что мигать зелёный будет недолго – всего три раза мигнёт, а потом погаснет.
Зелёный погаснет, но следом загорится жёлтый. И вот что про одинокий жёлтый сигнал сказано в Правилах:
Правила. Раздел 6. Пункт 6.2:
- жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
И вот тут водителю важно понимать! - Если горит одинокий жёлтый, значит, следующим будет красный! То есть точно надо останавливаться!
А теперь представьте, что жёлтый включился, когда до стоп-линии осталось 5 – 10 метров. При скорости 60 км/час, удержать машину можно только, применив экстренное торможение! Да и то, останавливаться придётся уже на перекрёстке (переехав стоп-линию и рискуя получить удар сзади). Начинающие водители частенько так и делают (резко тормозят на жёлтый), и если сзади ехал агрессивный «опытный водитель», то удар сзади новичку в этой ситуации гарантирован.
А между тем Правила запрещают резкое торможение везде и всюду (за исключением случаев, когда надо предотвратить ДТП).
Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается:
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
То есть если сейчас водитель коричневого автомобиля резко затормозит, он нарушит требование пункта 10.5 Правил. И в случае ДТП виноваты будут оба – водитель красного автомобиля виноват потому, что не соблюдал безопасную дистанцию, а водитель коричневого автомобиля - потому, что неоправданно резко затормозил. К данной ситуации Правила отнеслись с пониманием и разрешили движение на жёлтый сигнал светофора (если плавно остановиться перед стоп-линией уже невозможно).
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается продолжить дальнейшее движение.
И об этом на экзамене вас тоже могут спросить: « Разрешается ли Вам продолжить движение, если при включении жёлтого сигнала светофора после зелёного Вы можете остановиться перед перекрёстком, только применив экстренное торможение?».
И здесь ответ вам должен быть абсолютно понятен – разрешается.
Просто разрешается, в любом нужном вам направлении.
Одинокий жёлтый будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится на красный, и цикл начнётся сначала. А вот уже на красный сигнал водители точно должны остановиться у стоп-линии.
И это ещё не всё про сигналы светофора. Если движение неинтенсивное, тогда нерационально держать водителей у стоп-линий, и светофор могут перевести в так называемый режим жёлтого мигающего сигнала. То есть красный и зелёный не включаются вообще, а всё время включен только жёлтый. Причём он не просто горит, а именно мигает с частотой раз в секунду. Вот как об этом сигнале сказано в Правилах. Правила. Раздел 6. Пункт 6.2: - жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности. В данной ситуации водители должны самостоятельно устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа» (если на перекрёстке нет никаких знаков приоритета). Если знаки есть, тогда водители обязаны руководствоваться требованиями знаков.
В сборнике ГИБДД есть задачка (показана ниже), решая которую вы частенько ошибаетесь. Некоторые из вас почему-то выбирают третий ответ. Скорее всего, потому, что невнимательно читают вопрос. А в вопросе сказано «при жёлтом мигающем сигнале светофора»!И, следовательно, этот перекрёсток стал нерегулируемым. И, следовательно, надо руководствоваться знаками приоритета.
Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).
Классический трёхсекционный светофор могут оснастить дополнительной секцией (справа или слева) или двумя дополнительными секциями (справа и слева). Такая «рационализация» даёт возможность существенно увеличить пропускную способность перекрёстка, важно только, чтобы водители правильно понимали сигналы такого светофора. И, прежде всего, необходимо понимать, что движение в направлении стрелки разрешено только тогда, когда дополнительная секция включена. Например, сейчас движение направо открыто. Причём только направо и больше никуда! Все кому нужно в других направлениях, должны стоять и дожидаться включения основного зелёного сигнала.
Основной зелёный включился, и обратите внимание – на основном зелёном сигнале нанесены чёрные контурные стрелки. На трёхсекционном светофоре такого не было, а для светофора с дополнительной секцией наличие контурных стрелок на основном зелёном – это обязательная принадлежность! И сейчас движение разрешено только в направлениях, указанных контурными стрелками.
А вот сейчас движение открыто во всех направлениях.
Особенные светофоры, предназначенные для регулирования движения в определённых направлениях.
Творческая мысль не стоит на месте, и организаторы дорожного движения не успокоились на том, что предложили добавлять к традиционному светофору дополнительные секции. При необходимости можно наделить классический трёхсекционный светофор дополнительными функциями, не оснащая его дополнительными секциями.
Вы подъезжаете к перекрёстку и видите вместо одного светофора целых три (по числу полос в вашем направлении). Следует предположить, что действие каждого светофора распространяется только на ту полосу, над которой он висит. А раз везде включен красный сигнал, значит движение со всех полос запрещено. Ученик. Но почему вместо привычного круглого сигнала горят красные стрелы? Учитель. Это сделано для того, чтобы водители, подъезжая к перекрёстку, могли заранее перестроиться на нужную им полосу.
И на желтом сигнале будут гореть те же стрелы, информирующие водителей о том, в каких направлениях им будет разрешено движение с данной полосы, когда включится зелёный сигнал.
Вот теперь движение разрешено со всех полос. НО! Необходимо придерживаться тех указаний, которые продиктованы стрелами на сигналах светофоров.
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Наиболее опасные пересечения на пути движения водителя – это нерегулируемый пешеходный переход и нерегулируемый перекрёсток. На этих пересечениях водители должны самостоятельно определять очерёдность проезда, руководствуясь соответствующими требованиями Правил. Безопасность движения можно существенно повысить, если установить на таких пересечениях простейшие светофоры с одним жёлтым мигающим сигналом. Беспрерывное мигание жёлтого сигнала заранее информирует водителя о приближении к нерегулируемому перекрёстку или пешеходному переходу.
На этом перекрёстке не было никакого светофора. Это мы его сюда повесили с помощью графического редактора Photoshop. Но будь он здесь на самом деле, это ДТП, скорее всего, и не случилось бы.
И эти двусторонние светофоры с желтым мигающим сигналом совсем даже не лишние на нерегулируемом пешеходном переходе.
Реверсивные светофоры.
До недавнего времени дороги с реверсивным движением у нас были, чуть ли не экзотикой (хотя в Правилах они были всегда).
А сегодня нередко уже можно увидеть вот такое предупреждение.
И вот он – участок дороги с реверсивным движением. На проезжей части соответствующая разметка (сдвоенные прерывистые линии с длинными штрихами), а над полосами, выделенными для реверсивного движения, висят реверсивные светофоры. Сейчас на всех светофорах нам включены зелёные стрелы, и пока они горят, эти три полосы отданы для движения в нашем направлении.
На этом участке дороги для реверсивного движения выделена только одна полоса. И сейчас на реверсивном светофоре нам горит красный крест. И, следовательно, сейчас реверсивная полоса отдана водителям встречного направления.
В нашей стране принято правостороннее движение транспорта и, в принципе, каждому понятно, что, освобождая реверсивную полосу, перестраиваться нужно вправо. Тем не менее, Правила предусмотрели и трёхсекционный реверсивный светофор – жёлтая стрела, во-первых, информирует о предстоящей смене сигнала, а, во-вторых, показывает водителям, куда надо перестраиваться, освобождая реверсивную полосу. Сейчас водителю синего джипа пора включать правые указатели поворота и незамедлительно перестраиваться вправо. На следующем по ходу реверсивном светофоре уже будет гореть красный крест.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Для регулирования движения транспорта через железнодорожные переезды Правила предусмотрели целых три типа светофоров.
Это может быть либо один красный сигнал, мигающий с частотой раз в секунду.
Либо два попеременно мигающих красных сигнала.
Либо вместе с двумя красными сигналами может быть установлен ещё сигнал бело-лунного цвета, который, если включен, то тоже мигает с частотой раз в секунду.
А теперь посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах.
Правила. Раздел 6. Пункт 6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
То есть если мигает один красный сигнал или попеременно мигают два красных сигнала, движение через переезд запрещено. Если мигает бело-лунный сигнал, движение через переезд разрешено. Если ничего не мигает, движение через переезд тоже разрешено. НО! Не просто разрешено. Сначала водитель обязан убедиться в отсутствии (в пределах видимости!) приближающегося поезда. А если таковой имеется, то движение через переезд запрещено.
В завершении отметим, что ГОСТ допускает применение на железнодорожном переезде и обычных транспортных светофоров.
Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Как уже было сказано, применение таких светофоров даёт возможность организовать бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств на перекрёстках. Речь идёт о трамваях, а также об автобусах и троллейбусах, если они двигаются по специально выделенной для них полосе. Сейчас на светофоре включены все четыре бело-лунных сигнала и, следовательно, трамвай (автобус, троллейбус) могут двигаться во всех направлениях.
Если включены нижний сигнал и левый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение налево.
Если включены нижний сигнал и средний верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение прямо.
Если включены нижний сигнал и правый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение направо.
Если нижний сигнал не горит, тогда трамваю (автобусу, троллейбусу) включен «кирпич» - въезд на перекрёсток запрещен.
Сейчас трамваю разрешено прямо или налево, а нам – прямо или направо. Действительно, бесконфликтное движение.
Сейчас трамваю разрешено прямо или направо, а мы будем стоять у стоп-линии. И снова никакого конфликта.
А вот сейчас трамвай будет стоять, а нам можно во всех направлениях.
|
· Главн
ФоТема 6.2. Сигналы регулировщика. |
Как и было сказано, в арсенале регулировщика всего три сигнала.
Сигнал 1 – правая рука поднята вверх.
В тех случаях, когда для наведения должного порядка на дороге требуется вмешательство регулировщика, он всегда начинает свою деятельность с этого первого сигнала – правая рука поднята вверх.
Такой сигнал означает:
Всем стоять! На светофоры не смотреть! На знаки приоритета не смотреть! С этого момента я, регулировщик, буду определять очерёдность движения на перекрёстке!
При этом сигнале совершенно не важно, какой стороной к вам обращён регулировщик (грудью, спиной, боком) – абсолютно все (и водители, и пешеходы) сейчас должны прекратить движение.
Водители должны остановиться перед перекрестком у стоп-линии (а если стоп-линии нет, то у края пересекаемой проезжей части), пешеходы должны оставаться на тротуарах.
Неясно, правда, что делать тем, кого сигнал застал уже на перекрёстке, а также тем, кто не успевает остановиться у стоп-линии. Обратимся к Правилам.
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?».
Не сомневайтесь – разрешается. Более того, в соответствие с Правилами регулировщик «может подавать и другие понятные водителям сигналы». И сейчас, вполне возможно, регулировщик сделает несколько быстрых вращательных движений своим жезлом, подгоняя тех, кто на перекрёстке – поскорее, мол, проезжайте кому куда нужно, не мешайте мне приступить к регулированию движения.
В билетах ГИБДД есть и такой вопрос: «Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?».
Правила. Раздел 6. Пункт 6.12. Сигнал свистком подаётся для привлечения внимания участников дорожного движения.
В этом месте я всегда вспоминаю вопрос, который в старой доброй детской книжке задают Гекльберри Финну: «Если пятнадцать коров пасутся на косогоре, то, сколько из них смотрят в одну сторону?». Гек, кстати, ответил правильно – все пятнадцать.
Вот так и мы, водители и пешеходы. Сколько бы нас не было на перекрёстке, если только услышим свисток, все смотрим в одну сторону – на регулировщика.
Ну, хорошо. Регулировщик убедился в том, что все его видят - те, кто был на перекрёстке, уехали, остальные замерли у стоп-линий, пешеходы стоят на тротуарах.
Получается, что рука, поднятая вверх, означает то же, что и желтый сигнал светофора:
Всем стоять, ждите смены сигнала!
И что же дальше? А дальше и начнется собственно регулирование. И для «собственно регулирования» у регулировщика осталось только два сигнала.
Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз.
Следующий сигнал это так или так . Правила пожалели регулировщика и разрешили ему опустить руки, если они устанут. Но это один и тот же сигнал, и принцип здесь очень простой:
Запрещается движение на грудь и на спину регулировщика!
Движение разрешено тем, к кому регулировщик обращён боком. Но не во всех направлениях, а только прямо или направо.
При этом общий принцип никто не отменял:
Прямо - со всех полос.
Направо – только с крайней правой полосы.
Точно так же и пешеходам запрещается движение на грудь и на спину регулировщика. А вот со стороны любого бока – пожалуйста.
И, конечно же, водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся и опустил руку .
И снова можно двигаться со стороны любого бока (со всех полос – прямо, с крайней правой – прямо или направо).
И снова водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу, пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика.
Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся и вытянул руку вперёд .
Это третий, последний из сигналов. При таком сигнале водителям разрешается вписываться в угол, образованный вытянутой рукой и грудью регулировщика.
То есть сейчас регулировщик разрешает вам поворот направо. Подчёркиваю – регулировщик (как и светофор) именно разрешаетповорот, а не обязываетповорачивать. И если вам нужно прямо, стойте у стоп-линии и дожидайтесь нужного вам сигнала.
А если уж направо, то в соответствие с общим принципом:
Направо – только с крайней правой полосы.
Пешеходам сейчас разрешено пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся и вытянул руку вперёд .
Вы иногда, глядя на рисунок, не понимаете, какая рука у регулировщика вытянута вперёд.
Правая, только правая!
Сейчас, при всём своём желании, вы не можете вписаться в угол, образованный рукой и грудью регулировщика.
Профессиональные преподаватели в этом случае используют такой образ:
Сейчас регулировщик опустил перед вами шлагбаум.
Так что движение нам запрещено - стоим у стоп-линии.
Пешеходы по-прежнему могут пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся и вытянул руку вперёд. .
Ну, на спину-то движение категорически запрещено, так что стоим у стоп-линии.
А пешеходы, как и положено, могут переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся и опустил руку .
А вот это мы уже проходили – движение разрешено прямо и направо.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, и вытянул руку вперёд .
Получается, что сейчас к тому, что уже было разрешено (прямо и направо), добавился ещё и «угол», в который мы вполне можем вписываться, поворачивая налево или разворачиваясь.
То есть такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях!
Только не забывайте про общий принцип:
Направо – с крайней правой полосы.
Налево и на разворот – с крайней левой полосы.
Прямо - со всех полос.
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Чем Вы должны руководствоваться, если указания регулировщика противоречат сигналам светофора и значениям дорожных знаков?».
Ответ на тот вопрос содержится в пункте 6.15 Правил.
Правила. Раздел 6. пункт 6.15. Водители и пассажиры должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Это положение Правил необходимо правильно понимать:
Регулировщик может разрешать, но может и требовать!
Сейчас регулировщик разрешаетдвижение.
А вот сейчас регулировщик явно требует, чтобы водитель перестроился на край проезжей части и остановился.
И что из этого следует? А из этого следует вот что.
До тех пор, пока регулировщик изображает из себя «живой светофор», он диктует водителям только очерёдность проезда, но не вмешивается в порядок проездачерез перекрёсток.
Вот сейчас регулировщик разрешаетповернуть направо, но не требуетэтого. Поэтому водитель красного автомобиля (при таком знаке перед перекрёстком) может повернуть направо, а водитель коричневого автомобиля может стоять и дожидаться нужного ему сигнала, разрешающего поворот налево.
А теперь представьте, что регулировщик подал сигнал свистком, установил зрительный контакт с обоими водителями и потребовал, чтобы оба повернули направо.
Понятно, что в этом случае оба должны повернуть направо, не взирая ни на какие знаки или разметку.
|