Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА



ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

История развития вида спорта

Человеку с древности было необходимо уметь быстро бегать, далеко прыгать и метать разные предметы. От этих умений зависела жизнь человека, поэтому история развития лёгкой атлетики начинается глубоко
в древности. Родиной лёгкой атлетики принято считать Древнюю Грецию. Археологи нашли тому множество подтверждений. Были найдены кубки, медальоны, монеты на которых изображены соревнования греков в беге, прыжках, метании предметов разного веса.

Самым древним соревнованием считается бег. Мы даже знаем имя первого олимпийского чемпиона по бегу, это был повар из города Элиды Кореб. Современная же лёгкая атлетика получила своё начало в Англии. Первые соревнования по бегу примерно на 2 км были проведены в английском городе Регби. Участниками этих соревнований были студенты местного колледжа. Позже в соревнования включили бег на короткие дистанции, метание тяжести, бег с препятствиями. С 1851 добавили прыжки в длину и в высоту, а с 1864 также стали соревноваться в метании молота и толкании ядра. Большое влияние на развитие лёгкой атлетики произвело возрождение Олимпийских игр в 1896. В программу первых Олимпийских игр было включено 12 лёгкоатлетических дисциплин.

Легкую атлетику нередко называют "королевой спорта", хотя, учитывая то место, которое она занимает в общей системе физической культуры,
ее с полным основанием можно считать "матерью спорта". Во-первых, именно легкоатлетические дисциплины были первыми видами, в которых стали проводиться спортивные состязания, а, во-вторых, отдельные элементы легкой атлетики легли в основу техники подавляющего большинства современных видов спорта и уж без них невозможно представить себе тренировочный процесс в любом из видов.

Легкая атлетика является наиболее массовым, популярным, доступным видом спорта, имеющим большое прикладное значение.

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнение в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

Регулярная тренировка в беге, прыжках, метаниях, ходьбе способствует гармоничному развитию человека. В процессе занятий развиваются быстрота, сила, выносливость, ловкость, укрепляются внутренние органы и системы.

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждое занятие физической культуры образовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих видов спорта.

В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной и, следовательно, имеет свои методы и приемы обучения.

Целью практических занятий по легкой атлетике является укрепление здоровья, закаливания студентов. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность студентов [3,4].

 

Обучение технике движения включая подготовительные

упражнения. Подводящие упражнения

Быстрота – это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Такая способность выполнять движения обеспечивает достижение хороших спортивных результатов.

Сила – это способность преодолевать определенное сопротивление.
В беге и прыжках спортсмен преодолевает вес собственного тела, а в метаниях – вес снаряда. Чем больше сопротивление, тем больше требуется силы для его преодоления, и чем больше накоплен "запас" силы, тем лучшего спортивного результата можно добиться.

Выносливость – способность выполнять продолжительную тренировочную работу (в беге, прыжках, метаниях). Общая выносливость приобретается посредством длительной тренировочной работы, выполняемой с относительно невысокой скоростью (интенсивностью). При развитии специальной выносливости выполняется уже более интенсивная скоростная работа. Здесь бег менее продолжителен, но повторяется несколько раз, в одном тренировочном занятии.

Гибкость – способность спортсмена выполнять движения с большой амплитудой.

Ловкость – это умение выполнять движения быстро и согласованно
в неожиданно изменяющихся условиях. Чтобы быть ловким, надо быть сильным, быстрым и в то же время хорошо координированным [1,2,3,4,5].

 

Обучения технике бега на короткие дистанции

 

 


План обучения технике бега на короткие дистанции                                                                                                                                                                                                 

Задачи Средства Организационно-методические мероприятия Типичные ошибки Исправления

1. Ознакомить с особенностями бега каждого занимающегося и создать правильное представление о технике бега на короткие дистанции

1. Повторные пробегания отрезков с невысокой и средней скоростью (60–100 м) Выявить индивидуальную манеру бега по дистанции и зафиксировать повторяющиеся недостатки В пробных бегах ученик может продемонстрировать не свойственную ему манеру бега Определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега
2. Объяснение особенностей техники бега, ее демонстрация Просмотр, кинограмм, видеофильмов, фотографий, рисунков    

2. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ техники бега по прямой Показывает преподаватель или наиболее подготовленный ученик Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений Снизить скорость бега. Дать установку на естественный, быстрый бег
2. Повторные пробежки отрезков 40–80 м с невысокой скоростью Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося Чрезмерный наклон туловища Поднять выше голову и смотреть вперед на 10–15 м
3. Бег с ускорением 40–60 м Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы Наклон туловища назад Опустить ниже голову. Смотреть вперед, а не вверх
4. Бег с высоким подниманием коленей, семенящий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжковыми шагами на отрезках 30–40 м Бедро поднимать до горизонтального положения. Туловище не отклонять назад. Отталкиваться под острым углом (вперед) Большие боковые и вертикальные колебания Бег по линии беговой дорожки. Акцент на движение бедра вперед
5. Имитация движения руками на месте (как во время бега) Движения выполнять свободно по большой амплитуде Напряженность в работе рук Контролировать положение кистей рук  

3. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ особенностей техники бега по повороту Обратить внимание занимающихся на отличие бега по повороту от бега по прямой, на наклон туловища Вместо наклона всего туловища обучающие наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице Указать на конкретную ошибку
2. Имитация движения руками на месте, как при беге по повороту Левая рука движется вперед – назад, ее локоть прижимается к туловищу, а правая рука движется больше поперек туловища с отведенным вправо локтем Неправильная работа рук (как при беге по прямой) Имитация движения руками на месте
3. Бег по повороту беговой дорожки (50–60 м) с различной скоростью, затем бег по кругу различного радиуса (20–10 м) Выполнять на дорожках с большим радиусом поворотов (5–8-я дорожки) На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо Увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо
4. Бег с ускорением по прямой с выходом в поворот Следить за плавным входом в поворот На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку Увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги
5. Бег с ускорением по повороту с выходом на прямую Перейти на свободный бег после выхода на прямую Перейти на свободный бег после выхода на прямую  

 

4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.

1. Рассказ об основных вариантах низкого старта и расстановке колодок При обычном варианте низкого старта переднюю колодку устанавливать на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, а заднюю – на длину голени от передней колодки Недостаточный упор подошвы стопы в заднюю колодку Переставить колено. Изменить угол клона колодки
2. Самостоятельная установка стартовых колодок занимающимися Опорная площадка передней колодки должна иметь угол наклона 40–50°, а задняя – 60–80°. Расстояние между осями колодок 18–20 см Широкая расстановка рук и сгибание в локтевых суставах Руки выпрямить, вытянуть вперед параллельно друг другу
3. Выполнение команд "На старт!", "Внимание!" Голову держать прямо по отношению к туловищу. По команде "Внимание!" плавно поднять таз несколько выше уровня плеч, слегка выпрямить ноги, рационально распределить вес тела на ноги и руки Слишком большой прогиб спины Голову опустить вниз, взгляд направить на 1 м вперед
4. Самостоятельное выполнение занимающимися команд "На старт!", затем "Внимание!", и провести начало бега без сигнала Следить, чтобы занима-ющиеся выбегали, а не выпрыгивали со старта Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии Отработать правильное положение перед зеркалом

 

5. Начало бега по сигналу, подаваемому через разные промежутки времени после команды "Внимание!" Не допускать фальстартов. Плавно выпрямлять туловище Таз поднят очень высоко, ноги почти выпрямлены Опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом
6. Показ и объяснение установки стартовых колодок на вираже Стартовые колодки располагаются у наружного края дорожки Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед Таз приподнять, плечи отвести назад до проекции. Выполнять короткие и быстрые движения руками.
7. Выполнение команд "На старт!", "Внимание!" и выбегание с низкого старта на повороте самостоятельно и по команде Стартовые ускорения совершать с выходом к бровке по прямой, с последующим наклоном туловища к центру поворота Обе руки отводятся одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель

 

5. Обучить технике финиширования

1. Объяснение значения и показ техники финиширования Ознакомить с основными способами финиширования грудью и плечом Прыжок на финишный створ Пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища
2. Наклон туловища вперед с отведением рук назад в ходьбе при медленном и быстром беге Преждевременный наклон туловища Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад То же
3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в ходьбе при медленном и быстром беге На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище вправо или влево Подбор ноги для броска –//–
4. Финиширование на максимальной скорости любым способом Активно пробегать финишный створ Чрезмерный наклон туловища и падение –//–

 

 


Обучение технике прыжка в длину с разбега

 

 


План обучения технике прыжков в длину с разбега

                                                                                                                                              

Задачи Средства Организационно-методические мероприятия Типичные ошибки Причины

1. Ознакомить с техникой прыжков в длину

с разбега.

1. Краткий рассказ о технике прыжков в длину с разбега. Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более 5 мин.    
2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов. Обратить внимание занимающихся на положение тела прыгуна в основных фазах прыжка.    
3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки. Сначала показать технику прыжка сбоку, затем спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения    

2. Обучить технике

отталкивания.

1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук. Следить за полным выпрямлением толчковой ноги, одновременным выполнением маха и отталкивания. Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги. Малая активность в отталкивании.
2. Имитация отталкивания с одного шага. Выполнять фронтально Активно проталкиваясь вперед, выполнить постановку толчковой ноги и отталкивание. Постановка ноги на место отталкивания расслабленными мышцами, особенно стопы. Недостаточный уровень развития физических качеств.

 

  3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через 1-3 беговых шага с приземлением на маховую ногу. Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением туловища при увеличении скорости передвижения. Несоблюдение положения шага в полете. Быстрое выведение толчковой ноги вперед.
  4. Прыжок в длину с 3-5 беговых шагов разбега через препятствия. Препятствия высотой 40–50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка Малая активность маховой ноги Преждевременное разгибание маховой ноги в коленном суставе

3. Обучить технике разбега в сочетании

с отталкиванием.

1. Многократные прыжки "в шаге" с различной скоростью бега. Выполнять на отрезках 30–40 м с отталкиванием на каждый 3–5-й шаг. Приземляться на махо-вую ногу. Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания. Низкое положение маховой ноги.
2. Прыжки "в шаге" с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты и т. д.). Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрямлением ноги после отталкивания. Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете. Стопорящая постановка толчковой ноги на отталкивание.
3. Прыжки в длину с 3–7 беговых шагов с постепенным набором скорости. Следить за соблюдением наращивания темпа шагов. Подседание на маховой ноге. Преждевременная подготовка к отталкива-нию.

 

4. Обучить технике приземления.

1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной. Обратить внимание на своевременное выведение коленей вверх-вперед перед приземлением. Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением. Пассивное выполнение движений ногами при их выносе.
2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер). Планку установить на высоте 20–40 см за 0,5 м до предполагаемого места приземления Преждевременное опускание ног перед приземлением. Раннее выпрямление ног в коленных суставах.
3. Многократные прыжки в длину с короткого и среднего разбега в обозначенное место приземления. Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз-назад Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад. Неустойчивое равновесие, высокое положение ОЦМ при приземлении.

5. Обучить технике движения в полете.

1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди. Высоту препятствия постепенно увеличивать. Недостаточная группировка в полете. Недостаточный уровень развития физических качеств.
2. Прыжок в "шаге" с 3–5 шагов разбега. Приземление в положение выпада. Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед. Резкий наклон туловища вперед при отталкивании.
3. Прыжок в длину способом "согнув ноги" с различного разбега. Обратить внимание на активность маховых движений, высокое расположение коленей при группировке перед приземлением. Излишнее сохранение положения "в шаге" в первой половине полетной фазы. Неумение своевременно расслаблять мышцы маховой ноги.

 

 

6. Обучить технике

прыжков в длину

в целом.

1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания.   2. Пробежки по сектору для определения полного разбега. Постепенно увеличивать длину разбега после достижения точности попадания на планку.   Обратить внимание на активное поднимание коленей в конце разбега. Непостоянность длины беговых шагов в конце разбега.     Нарушение ритма разбега в его предтолчковой части. Разбег выполняется каждый раз с новым вариантом набора скорости.     Несоблюдение соотношения длины последних шагов разбега.
3. Прыжки в длину с полного разбега. Обратить внимание на прямолинейность и точность разбега, ритм последних шагов и быстроту отталкивания от бруска Нарушение структуры беговых шагов в конце разбега Несоответствие длины разбега и скоростных возможностей занимающегося.

7. Совершенствование техники прыжков

в длину.

1. Прыжки в длину со среднего и полного разбега. Прыжки на результат, с оценкой и анализом преподавателя. Нарушение структуры разбега. Бег на сильно согнутых ногах.
2. Прыжки с полного разбега на результат. Следить за эффективностью каждого прыжка. Снижение скорости в конце разбега. Несоответствие длины разбега и скоростных возможностей занима-ющихся
3. Участие в соревно-ваниях. Добиваться максимального результата   Преждевременное достижение высокой скорости разбега.

Обучение технике эстафетного бега

 

 

 


План обучения технике эстафетного бега

                                                                                                                                      

Задачи Средства Организационно-методические мероприятия Типичные ошибки Причины
1. Ознакомить с техникой эстафетного бега. 1. Рассказ о технике эстафетного бега и ее видах.   2. Демонстрация техники передачи эстафетной палочки различными способами в 20-метровой зоне. Просмотр кинограмм, видеофильмов, знакомство с правилами соревнований.   Указать на наиболее типичные ошибки и назвать пути их устранения    
2. Обучить технике передачи эстафетной палочки. 1. Держание эстафетной палочки.   2. Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте.     Показывает преподаватель с учеником или двое наиболее подготовленных занима-ющихся.   Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 1-2 м. Вторая шеренга смещена на полшага вправо (влево). По команде осуществляется передача эстафеты. Затем занимающиеся поворачиваются кругом и упражнения повторяются.     Неправильное держание эстафетной палочки.   Одновременно с командой преподавателя передающий, не глядя на руку принимающего, протягивает палочку. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом палочки. Руки принимающего и передающего не полностью выпрямлены.   Неправильное представление о держании эстафетной палочки.     Передающий не следит за готовностью руки принимающего и не слушает команды. Неправильное представление о приеме эстафетной палочки. Недостаточная дистанция между принимающим и передающим к моменту передачи. Кисть руки опускается в сторону–назад.
  3. Передача эстафетной палочки с предварительным движением рук при беге     4. Передача эстафетной палочки при передвижении шагом     5. Передача эстафетной палочки при передвижении в медленном темпе. Движения рук выполняются с большой амплитудой. Передачу проводить вначале по команде преподавателя, затем по команде передающего.   Упражнения в парах. Занимающиеся идут в ногу. Следить за расстоянием между ними.   Следить за четкой фиксацией кисти. Обратить внимание на смещение принимающего в сторону по отношению к передающему. Неправильное положение кисти руки, опущенной для приема палочки.   К моменту передачи эстафеты занимающиеся идут не в ногу.     Передающий бежит с вытянутой рукой. Незнание правильного положения кисти руки, опущенной для приема палочки.   Нарушен ритм ходьбы.     Передающий не следит за готовностью руки принимающего эстафету. Увеличено расстояние между передающими.
3. Обучить технике старта на этапах эстафетного бега. 1. Занятие стартового положения с опорой на одну руку.     2. Повторные старты с опорой на одну руку на прямой дорожке.     Показывает преподаватель или более подготовленный ученик. Показ фотографий, кино-грамм.   Левая рука отведена вверх-назад. Старты с бегом по намеченной линии.       Движение головой поперек направления бега.     Движение головы не соответствует направлению бега.    

 

 

  3. Повторные старты на повороте перед выходом на прямую.     4. Повторные старты на прямой при входе в поворот.   5. Низкие старты с эстафетной палочкой на повороте.   6. Повторные старты с наблюдением за партнером. Занять положение старта ближе к правому краю дорожки.     Сначала выполнять упражнения на 5–8-й дорожках с большим радиусом, затем перейти на 1–3-ю дорожки, с меньшим радиусом.   Показать способ держания палочки в правой руке (обхват тремя пальцами).   Вначале выбегать самостоятельно, а затем в парах, когда партнер достигает контрольной отметки. Потеря правильного направления бега и переход на соседнюю дорожку. Уход от линии к противоположному краю дорожки.   Уход от линии на середину или к противоположному краю дорожки.   Падение палочки после отрыва руки от дорожки.     Ранняя или поздняя передача эстафетной палочки. Не сложился двигательный навык.     Не сложился двигательный навык.     Слабо развиты фаланги пальцев.     Нестабильность ускорения. Неустойчивость ритма нарастания скорости.
4. Обучить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне. 1. Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки.     Это расстояние соответствует 8–11 мин уточняется путем многократных пробежек или определяется по таблице.     Передающий не догоняет или перегоняет принимающего     Неправильно рассчитана фора между ними.  
  2. Выбегание со старта в момент достижения передающим контрольной отметки.   3. Передача эстафет при беге с большой скорости по прямой.   4. Передача эстафеты на повороте перед выходом на прямую и на прямой перед выходом на поворот.   5. Передача эстафеты при беге с максимальной скоростью в зоне передачи с пробеганием коротких отрезков.   6. Передача эстафеты при беге с максимальной скоростью в зоне передачи с пробеганием всех этапов. Вначале выполняет каждая пара в отдельности, затем несколько пар вместе.     Следить за расположением бегунов на дорожке (сохранение уступа).   Следить за расположением бегунов на дорожке.   Обратить внимание на соблюдение правил соревновании.   Вначале выполняют участники первого и второго этапов, затем третьего и четвертого и, наконец, второго и третьего. Занимающийся прекращает бег после приема эстафеты.     Принимающий не фиксирует опущенную для приема руку.   Передающий неточно вкладывает палочку в руку принимающего.     Передающий эстафету сразу же покидает свою дорожку.   Неправильное выполне-ние этапов. Неправильное представление о цели данного упражнения.     Отсутствует фиксация руки в плечевом суставе.     У передающего отсутствует зрительный контроль.     Незнание правил сорев-нований.     Тоже.

 

 

5. Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенст-вование. 1. Передача эстафетной палочки каждой парой (связкой) бегунов в своих зонах на полной скорости.   2. Расстановка бегунов по этапам эстафеты.   3. Уточнить расстояние от начала зоны передачи до контрольной отметки.     4. Проведение соревнований в группе в эстафете 4 × 100 м и командный бег на результат. Сначала выполняет одна пара, затем несколько в соревновательном режиме.     Расстановка производится с учетом индивидуальных качеств занимающихся.     Каждая пара должна бежать с максимальной скоростью и передавать палочку, не глядя на зону передач.   Следить за соблюдением правил соревнований Нет слаженности в связке.   К моменту передачи эстафетной палочки занимающиеся бегут не в ногу.   Принимающий берет эстафетную палочку на некотором расстоянии от пальцев передающего.   Все, указанные выше. Бегун переставлен на другой этап.   Неточно сделана контрольная отметка. Нарушен ритм бега одним из бегунов.   Большое расстояние между бегунами к моменту передачи.     Все, указанные выше.

Обучение технике бега на средние и длинные дистанции

 

 


План обучения технике бега на средние и длинные дистанции

 

Задачи Средства Организационно-методические мероприятия Типичные ошибки Причины
1. Ознакомить с техникой бега на средние и длинные дистанции. 1. Объяснение особенностей техники бега.     2. Показ бега на отрезках 100–400 м. Просмотр кинограмм, видеофильмов, плакатов, знакомство с правилами соревнований.   Выявить индивидуальные особенности занимающихся и указать на наиболее грубые ошибки и назвать пути их устранения. В пробных пробежках ученик может продемонстрировать несвойственную манеру бега. Желание пробежать лучше
2. Обучить технике бега по прямой. 1. Объяснение и показ техники бега по прямой.   2. Повторные пробегания отрезков 30–50 м. Показывает преподаватель или квалифицированный спортсмен. Показ сопровождается указаниями на положение ног, туловища и рук при беге.   Стопы ног ставить по направлению бега, не широко, быстро и мягкой постановкой с передней части. При беге бедро маховой ноги поднимается невысоко, стопа ставится на грунт жестко, сильно выражен передний толчок   Недостаточное толчковой ноги. Бег на полусогнутых ногах. Слабые подвздошно-поясничные мышцы задней поверхности бедра не растянуты, стопа ставится на грунт не сверху вниз, а выхлестом голени вперед.   Недостаточно укреплены ноги и особенно свод стопы.  

 

  3. Бег с высоким подниманием коленей. Семенящий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжками с переходом на обычный бег на отрезках 30–40 м.   4. Имитация движе- ния рук при беге. Обратить внимание на частоту шагов и полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги.   Стоя на месте, ноги на ширине плеч, немного сгибая их в такт движениям рук, как при беге. Руки, согнутые в локтевых суставах, попеременно движутся вперед-внутрь и назад в сторону сначала медленно, потом быстро, без напряжения и скованности в плечевых суставах. Недостаточное "складывание" маховой ноги в коленном суставе в момент вертикали, напряженный силовой бег.     Низкая частота шагов при беге. Непрямолинейность бега. Неумение расслаблять мышцы ног в рабочей фазе полета и включать их в рабочей фазе отталкивания     Недостаточно развито качество быстроты. Постановка ног по двум параллельным.
3. Обучить технике бега по повороту. 1. Объяснение и показ особенности техники бега по повороту.     2. Бег по повороту беговой дорожки с различной скоростью и бег по кругу различного радиуса (20–10 м). Обратите внимание занимающихся на наклон туловища в сторону поворота, на постановку стоп и на движение левой и, особенно, правой рук.   Дальняя от поворота рука работает шире и больше в сторону, наклон туловища вперед-влево, в зависимости от скорости бега и крутизны поворота, постановка ног, особенно дальней от поворота ноги. Вместо наклона туловища вперед-влево обучающиеся наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице.   На повороте бегун выставляет вперед левое плечо, а не грудь, и разворачивает его вправо.     Непонимание сущности бега по виражу.     Недостаточно отводится вправо локоть правой руки.  
  3. Бег при входе в поворот. Следить за плавным входом в поворот, сохраняя свободный бег. На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку. Недостаточен наклон туловища вперед-влево.
4. Обучить технике высокого старта и стартовому ускорению. 1. Объяснение основных положений бегуна по команде "На старт!" и "Марш!" и их демонстрация   2. Выполнение занимающимися команд "На старт!" и "Марш!".     3. Выбегание с высокого старта по прямой.   Обратить внимание занимающихся на расположение бегунов на дорожках при общем и раздельном старте.     По команде "На старт!" занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Преподаватель уточняет положение, занятое каждым учеником. Пауза между командами "На старт!" и "Марш!" специально удлиняется для принятия устойчивого и удобного положения.   В начале обучения занимающиеся выполняют старт по отдельности. Обратить внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление.     По команде "На старт!" вес тела достается сзади стоящей ноге, таз опущен.   По команде "На старт!" начальное движение – не плечами вперед, а головой вверх.   Раннее выпрямление туловища при выходе со старта.   Занимающийся не понял сущности стартовой позы.     Недостаточно наклонено туловище на старте.   На старте плечи не поданы вперед, взгляд направлен не вниз, а вперед, излишне большие первые шаги разгона.  

 

      4. Выбегание с высокого старта при входе в поворот. Обратить внимание на выполнение стартового разгона по касательной к бровке.     При выходе со старта слабое отталкивание ногами.     Бедро маховой ноги недостаточно выносится вперед-вверх.
5. Обучить технике финиширования 1. Рассказ о способах и значении финиши-рования и их демонстрация.   2. Имитация способов финиширования.   3. Набегание на финиш при различном положении туловища. Объясняя финиширование, показать снимки, рисунки бегунов в момент пересечения плоскости финиша.   Сначала поодиночке, а потом всей группой, выполняют упражнение в ходьбе, затем пробегая дистанцию 10–15 м.   То же. Преждевременное финиширование и снижение скорости.     Прыжок или падение на линию финиша.   То же. Непонимание сущности финиширования   Перестройка бегового движения.   То же.
6. Совершенство-вать технику бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. 1. Равномерный бег со старта по прямой на повороте на отрезках 300–800 м.   2. Бег с различной скоростью на коротких, средних и длинных отрезках. Следить за правильностью бега на всей дистанции, затем указать на индивидуальные ошибки и средства их исправления.   Осваивать технику при медленном беге и совершенствовать на повышенных скоростях.   Недостаточное выпрямление толчковой ноги, низкое поднимание бедра.     Напряженный силовой бег.     Слабый уровень физической подготовки   Неумение расслаблять мышцы ног, недостаточная гибкость.  

 

  3. Ускорения с "переключениями" на дистанции 100–150 м. Сначала свободный непринужденный бег с ускорением на первых 20–30 м, затем "выключают" бег, пробегают 10–20 м по инерции и вновь "включают" высокую скорость. Излишние колебания туловища и закрепощенность плечевого пояса в момент увеличения скорости. Не сложился навык быстрого бега.

 


Учебно-тренировочный план занятия по легкой атлетике

 

Основные задачи:

1. Спринтерский бег.

1.1. Обучение технике низкого старта.

2. Прыжок в длину с разбега.

2.1. Обучение технике отталкивания. Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Место проведения:стадион

 

Часть занятия Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготови-тельная  часть   1. Бег в медленном темпе 2. ОРУ 3. Специальные беговые упражнения: а) бег с высоким подниманием бедра б) семенящий бег в) имитация движения рук в беге на месте 35 мин 2 круга (800 м)   3 × 10 м   3 × 10 м   2-3 мин   Частота бега средняя. Туловище незначительно наклонено вперед. Угол между бедром и голенью несколько меньше 90 градусов.   Положение туловища прямое. Не отводить таз назад, постановка ног с носка, выпрямление ног в колене в момент опоры. Выполнять сначала медленно. Постепенно ускорить темп.
Основная часть   1. Техника бега по прямой а) повторные пробежки отрезков б) бег с ускорением 2. Техника бега с низкого старта а) бег с высокого старта по команде б) Бег с полунизкого старта 3. Прыжки в длину с разбега а) имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук. б) имитация отталкивания с одного шага. в) разбег в сочетании с отталкиванием 80 мин 20 м × 4 10 м × 4   10–15 м 3-5 раз 15 м   3–5 р.   2-3 мин   2-3 мин   30–40 м   Невысокая скорость поднять выше голову и смотреть вперед на 10–15 м.   Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы. По к


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.