![]()
|
|||||||
Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению: 1) временные: когда, пока, едва, лишь; 2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.); 3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.); 4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.); 5) уступительные: хотя, несмотря на то что; 6) следствия: так что; 7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем; 8) изъяснительные: что, как, чтобы.
Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.
Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).
Морфологический разбора союза
Союз разбирается по следующей плану:
I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит). II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.
Образец морфологического разбора союза:
Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).
I. Но — союз II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.
I. Что— союз II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.
I. А — союз II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.
I. Так как — союз II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.
Упражнение 1 Перепишите предложения, сочинительные союзы подчеркните.
Упражнение 2 Перепишите предложения, подчинительные союзы подчеркните.
1. Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. возлюбленном своём.
Упражнение 3 Перепишите предложения, раскрывая скобки. 1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же)медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)тогоместа, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло.
Задание: 1. Прочитать учебный материал. 2. Выполнить упражнения 1, 2, 3 из данного учебного материала.
Примечание:
Упражнения выполняются письменно в тетради. Фото с выполненными заданиями отправляются преподавателю через личные сообщения в ВК (или на адрес эл. почты: liter-rustieva@yandex.ru ) в срок не позднее 30.05.2020 г.
Ссылки на интернет-ресурсы:
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/soyuz-v-russkom-yazyke.html https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/soyuzy-vidy-pravila-7-klass.html https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=souz_kak_chast_rechi
|
|||||||
|