Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало.



Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало.

 

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

 

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

 

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

 

Морфологический разбора союза

 

Союз разбирается по следующей плану:

 

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

 

Образец морфологического разбора союза:

 

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

 

I. Но — союз

II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

 

I. Что— союз

II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

 

I. А — союз

II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

 

I. Так как — союз

II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

 

Упражнение 1

Перепишите предложения, сочинительные союзы подчеркните.


1. Это озеро небольшое, зато памятное Васютке.
2. Не думайте, что все озёра уже известны.
3. Теперь пароходы да моторки всю живность распугали.
4. Васютка всегда робел перед отцом, хотя тот никогда его не обижал.
5. Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего не замечал.

 

 

Упражнение 2

Перепишите предложения, подчинительные союзы подчеркните.

1. Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам.
2. Любимые состариться не могут, пока мы беззаветно любим их.
3. Он завален работою, и прескучною.
4. Встал утёс обрывисто и косо и намерен сотни лет стоять, несмотря на то, что в грудь утёса молния вошла по рукоять.
5. Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
6. Где-то недалеко журчит ручей – точно девушка рассказывает подруге о

возлюбленном своём.

 

Упражнение 3

Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же)медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)тогоместа, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло.

 

 

Задание:

1. Прочитать учебный материал.

2. Выполнить упражнения 1, 2, 3 из данного учебного материала.

 

Примечание:

Упражнения выполняются письменно в тетради. Фото с выполненными заданиями отправляются преподавателю через личные сообщения в ВК (или на адрес эл. почты: liter-rustieva@yandex.ru ) в срок не позднее 30.05.2020 г.

 

Ссылки на интернет-ресурсы:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/soyuz-v-russkom-yazyke.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/soyuzy-vidy-pravila-7-klass.html

https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=souz_kak_chast_rechi

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.