|
|||
Корректурная проба».
Психодиагностика свойств внимания детей должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий). Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его. Работе психолога с ребенком никто не должен мешать. Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует: Корректурная проба Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы. Например: елочку — поперечной чертой, мяч — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков. Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши. Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания». Фиксируемые параметры:время выполнения задания. Нормативы: средний — 2,5—3 минуты; низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и прямой связи с уровнем развития интеллекта).
Найди такую же:
Цель:выявление способности устанавливать, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания и восприятия. Процедура проведения:ребенку показывают лист с рисунками .
Инструкция: « здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку ( в верхнем ряду) и найди такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки: · Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла. · Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл. · Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
Методики исследования внимания: «Найди такую же», «Корректурная проба».
|
|||
|