|
|||
Методика обучения и воспитания (профиль Изобразительное искусство)»
Задания разработаны канд. пед. наук, доцентом кафедры ИЗО ИИ Карнаевой Ириной Николаевной Выполненные задания высылать на проверку по адресу karnaevairina@mail.ru «Методика обучения и воспитания (профиль Изобразительное искусство)» МЕТОДИКА. Теория обучения.
Изучите теоретический материал и решите тесты:
Сущность, движущие силы, логика процесса обучения Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Впервые это понятие появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571-1635) дляобозначения искусства обучения. Функции дидактики: - теоретическая (диагностическая и прогностическая); - практическая (нормативная и инструментальная) (И.П. Подласый). Предмет исследования дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Основные категории дидактики Обучение — 1) совместная деятельность педагога и учащихся направленная на достижение поставленной цели; 2) целенаправленный процесс совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на образование, воспитание и развитие. Для обучения характерны следующие признаки: - двусторонний характер; - совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); - педагогическое руководство; - планомерная специальная организация и управление; - целостность и единство; - соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; - управление развитием и воспитанием учащихся. Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечения информирования, восприятия, осознания, усвоения, практического применения знаний. Преподавание предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса: - планирование; - организацию; - регулирование (стимулирование); - анализ результатов. Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведении. Знания — отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса; они отражаются в сознании в виде представлений, фактов, понятий, терминов, суждений, теорий. Умения — способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма. Содержание (образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения (см. Содержание образования). Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему определенной формы (см. Формы организации обучения). Форма — способ существование учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Метод — путь достижения цели и задач обучения (см. Методы и средства обучения). Средства — предметная поддержка учебного процесса. Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения В традиционной практике обучения утвердилась и стала универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Между тем доказана необходимость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса (одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия принципы, благодаря которым восприятие конкретного материала становится более глубоким) (В.А. Сластенин). Функции обучения: - образовательная; - воспитательная; - развивающая. Общепризнаны следующие принципы обучения: - сознательности и активности; - наглядности; - систематичности и последовательности; - прочности; - научности; - доступности; - связи теории с практикой (И.П. Подласый). Движущие силы процесса обучения Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития. Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов его формулирует как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений Противоречия проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что тем хочется узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить, и т. д. Содержание образования И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально—ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) развитию материальной и духовной культуры общества. Под содержанием образования понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения (И.П. Подласый). Компоненты содержания образования: - знания об окружающем мире, современном производстве, культуре, искусстве; - опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности; - опыт творческой деятельности; - опыт ценностного отношения человека к окружающему миру. Общие основы формирования содержания современного образования: - гуманитаризация; - гуманизация; - дифференциация; - интеграция; - экологизация; - целенаправленное использование достояний мировой и национальной культуры; - применение новых информационных технологий. Теории организации содержания образования: - дидактический формализм; - энциклопедизм (материальное образование); - дидактический утилитаризм; - проблемно-комплексная теория; - структурализм. Принципы отбора содержания образования - принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; - принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию; - принцип структурного единства содержания образования; - принцип гуманитаризации содержания общего образования; - фундаментализация содержания образования (интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и межпредметных связей) (В.В. Краевский). И.П. Подласый выделяет следующие принципы отбора содержания образования: - научность; - последовательность; - историзм; - систематичность; - связь с жизнью; - соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников; - доступность. И.Я.Лернер, В.В.Краевский выделяют следующие уровни формирования содержания образования: - уровень учебного материала; - уровень учебного предмета; - уровень общего теоретического представления. Факторы отбора содержания (П.И Пидкасистый): - наука; - производство материальных и духовных благ; - опыт общественных отношений; - духовные ценности; - формы общественного сознания; - сферы (виды) деятельности человека. Государственный образовательный стандарт Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В государственном образовательном стандарте выделяют компоненты: - федеральный; - национально-региональный; компонент учреждения образования (школьный, вузовский и т. д.) Государственный образовательный стандарт определяет: - максимальный объем учебной нагрузки; - минимальное содержание образовательных программ; - требования к уровню подготовки учащихся. Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах и электроннных накопителях информации. Учебный план В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана. Учебный план общеобразовательной школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Учебный план-сертификат учебного заведения, определяющий: - продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул; - полный перечень предметов; - распределение предметов по годам обучения; - количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; - количество часов в неделю по каждому предмету; - структуру и продолжительность практикумов и т. п. Учебный план разрабатывается с учетом: - закономерностей учебно-воспитательного процесса; - санитарно-гигиенических и организационных требований; - сложившихся традиций. В учебных планах, как и в государственном образовательном стандарте выделяют компоненты – федеральный.национально-региональный, школьный компоненты. Учебная программа составляется на основе учебного плана. Она содержит: - объяснительную записку; - тематическое содержание изучаемого материала; - ориентировочное количество времени на изучение отдельных вопросов курса; - перечень учебного оборудования и наглядных пособий; - рекомендуемую литературу. Способы построения учебных программ (структура изложения): - линейный; - концентрический; - спиральный. Виды учебных программ: типовые, рабочие и авторские. Учебниквыполняет дидактические функции (П.И. Пидкасистый): - мотивационную; - информационную; - контрольно-корректирующую (тренировочную). Структура учебника: - текст (тексты-описания, тексты-повествования, тексты рассуждения); - внетекстовые компоненты (вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения, иллюстративный материал и т. д.); - вспомогательные компоненты. Методы и средства обучения Метод обучения —1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения; 2) способ совместной деятельности педагога и учащихся для достижения дидактических целей. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Прием - это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частое понятие по отношению к общему понятию «метод» Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. 1. Традиционная классификация (по источнику знаний): 2.Классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); - репродуктивный; - проблемное изложение; - частично-поисковый (эвристический); - исследовательский. 3. Классификация методов с позиции целостной учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский). Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - источники: словесные, наглядные, практические; - логика: индуктивные и дедуктивные; - мышление: репродуктивные и проблемно-поисковые; - управление: методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: - методы стимулирования и мотивации интереса к обучению; - методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - методы устного контроля и самоконтроля; - методы письменного контроля и самоконтроля; - методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Функции методов: - обучающая; - развивающая; - воспитывающая; - побуждающая (мотивационная); - контрольно-коррекционная. Выбор методов зависит: - от общих целей образования, воспитания и развития учащихся, от ведущих установок современной дидактики; - от особенностей изучаемого предмета; - от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; - от целей и задач и содержания материала конкретного урока; - от времени, отведенного на изучение того или иного материала; - от возрастных особенностей учащихся; - от уровня подготовленности учащихся; - от материальной оснащенности учебного заведения; - от возможностей учителя, уровня его подготовленности, методического мастерства, его личных качеств (П.И. Пидкасистый). Средства обучения — 1) предметная поддержка учебного процесса (И.П. Подласый). 2) материальный или идеальный объект, который используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности (П.И. Пидкасистый). Средства обучения можно разделить: - на средства преподавания и средства учения (по субъекту деятельности); - материальные (учебники, таблицы, модели и др.) и идеальные (речь, письмо, схемы и др.) средства обучения (по составу объектов). В классификации В. Оконя средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика: - простые средства (учебники, модели, картины и пр.); - сложные средства (механические визуальные приборы, аудиальные, аудивизуальные средства и пр.) Инновационные процессы в образовании Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат проблемы: - изучение, обобщение и распространения передового педагогического опыта; - проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Разновидностями передового опыта являются новаторский и исследовательский. Критерии педагогических инноваций: - новизна; - оптимальность; - результативность; - возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Педагогическими инновациями являются изменения в методах обучения, организации учебно-воспитательного процесса, в содержании образования. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются: - на системные; - модульные; - локальные. Инновационная среда — определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Современные модели организации обучения Организационные формы обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. В истории развития школы можно выделить следующие формы организации обучения: - индивидуально-групповая; - взаимного обучения (белланкастерская система); - дифференцированного обучения по способностям (мангеймская система); - бригадное обучение; - обучение в больших группах (план Трампа); - классно-урочная форма. Классно-урочную форму обучения отличают следующие особенности: - постоянный состав учащихся; - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей (уроков); - каждый урок посвящается только одному предмету; - постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя; - вариативность деятельности учащихся. Типы уроков: - комбинированные; - изучение новых знаний; - формирование новых умений; - обобщение и систематизация изученного; - контроль и коррекция знаний и умений; - практическое применение знаний и умений. В подготовке учителя к уроку И.П. Подласый выделяет этапы: - диагностики, - прогнозирования, - проектирования (планирования). Дифференцированное обучение — форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. По индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию: - по возрастному составу; - по полу; - по области интересов; - по уровню достижений; - по личностно-психологическим типам; - по уровню здоровья. Индивидуальное обучение — модель организации учебного процесса, при которой: - учитель взаимодействует лишь с одним учеником; - один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т. п.). Организация личностно-ориентированного обучения предполагает включение в учебную деятельность таких моментов как: - учет личностных особенностей учащихся; - использование диалога (полилога); - учащийся – субъект учебной деятельности; - создание для учащихся ситуаций успеха. Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, направленную на их разрешение. Проблемные ситуации различаются: - по содержанию неизвестного; - по уровню проблемности; - по виду рассогласования информации; - по методическим особенностям. Программированное обучение — управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника и др.). Виды обучающих программ: - линейная; - разветвленная; - адаптивная; - комбинированная. Вспомогательные формы обучения: консультации, экскурсии, дополнительные занятия, факультативы, домашняя работа учащихся и др.
Тесты 1. Обучение - это: А. Процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни Б. Организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения знаниями, умениями и навыками В. Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования Г. Передача знаний, умений и навыков 2. Дидактика – это: А. Наука о закономерностях развития личности Б. Наука о закономерностях формирования личности ребенка В. Раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения Г. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования 3. «Золотое правило» дидактики: А. Научность Б. Связь теории с практикой В. Наглядность Г. Систематичность
4. Организационные формы обучения – это: А. Консультация Б. Лекция, семинар В. Вечер Г. Конкурс
5. Учебный план определяет: А. Количество учебных предметов, содержание материала по каждому учебному предмету Б. Содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул В. Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету за время обучения и на изучение предмета в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов Г. Количество основных предметов, определяющееся государственным стандартом
6. Учебная программа содержит: А. Порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти Б. Перечень учебных предметов, количество часов на их изучение В. Определяет содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, отводимое на изучение определенных тем, вопросов для контроля, литература по каждой теме
7. Вспомогательные формы обучения – это: А. Урок Б. Кружок В. Консультации Г. Самостоятельная работа
8. Программированное обучение - это: А. Обучение с помощью обучающих машин Б. Обучение с помощью алгоритмов В. Обучение по оптимальным программам Г. Обучение по шагам 9. Организационный этап урока (оргмомент) включает: А. Приход учащихся на урок, их готовность к занятиям Б. Повторение и систематизация знаний в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций В. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления Г. Организация учащихся к учебной работе (привлечение их внимания, проверка готовности рабочего места
10. Вариативная части учебного плана образовательного учреждения направлена на: А. Обеспечение теоретического обучения Б. Обеспечение индивидуального характера развития учащихся В. Обеспечение приобщения учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям Г. Обеспечение практического обучения
11. Преподавание – это: А. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения Б. Познавательная деятельность учащихся В. Самообразовательная деятельность педагога Г. Работа учителя над личностными качествами
12. Содержание образования включает: А. Перечень предметов, которые должны изучаться в общеобразовательной школе количество часов на их изучение Б. Круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития В. Систему знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся, формирование их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности Г. Всестороннее развитие личности
13. Классификация типов уроков по дидактическим целям: А. Выделяются следующие типы уроков: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок Б. Выделяются следующие типы уроков: вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков В. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные; изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений Г. Выделяются следующие типы уроков: индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися; иллюстрации учебного материала; компьютерные уроки; тренировочные работы
14. Основные признаки урока: А. Постоянный состав учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, твердое расписание и установленный регламент Б. Постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием В. Постоянное время работы - 45 мин. Г. Руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний Д. Наличие триединой цели: научить, воспитать, развить
15. Основными причинами дифференцированного подхода являются: А. Возрастные особенности учащихся Б. Интересы, способности и склонности В. Индивидуальные особенности и способности школьников Д. Мотивация учения школьников
16. Основоположник классно-урочной системы: А. Джон Локк Б. П.Ф. Каптерев В. Я.А. Коменский Г. А. Дистервег Д. Ж.Ж. Руссо
17. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский – это: А. Методы воспитания Б. Методы научно-педагогического исследования В. Методы обучения Г. Методы педагогического воздействия
18. Диагностирование обученности – это: А. Контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов Б. Правильное (по установленным критериям) оценивание знаний и умений В. Отмена оценок, экзаменов, других форм контролирования. Г. Установление рейтинга каждого обучаемого
19. Самостоятельная работа – это: А. Способ организации, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения Б. Деятельность, которую осуществляет учащийся вне аудитории В. Работа, которая проводится без педагога и не оценивается им Г. Письменный контроль 20. К методам контроля относятся: А. Устный контроль Б. Письменный контроль В. Активизация Г. Систематизация Д. Графический и лабораторно-практический контроль
21. Развитие мышления творческих способностей, сил учащихся является преимуществом обучения: А. Компьютерного Б. Алгоритмизированного В. Проблемного Г. Объяснительно-иллюстрированного
22. Компонентами содержания образования являются: А. Методы обучения Б. Формы обучения В. Знания Г. Опыт эмоционально-ценностных отношений Д. Умения, навыки и опыт творческой деятельности
23. Недостатки классно-урочной формы обучения: А. Использование одних и тех же методов обучения Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников В. Ориентированность на «среднего» ученика Г. Отсутствие общения между учащимися разного возраста Д. Обязательность занятий для всех
24. Автоматизированное умение решать поставленную задачу - это… А. Знание Б. Навык В. Свойство Г. Качество
25. Учебный план имеет такие компоненты: А. Федеральный Б. Национально-региональный В. Школьный Г. Вариативный Д. Инвариантный
26. Беседа – это: А. Вид обучения Б. Закономерность обучения В. Метод обучения Г. Средство обучения
27. Создание учителем проблемных ситуаций и организация деятельности учащихся по решению учебных проблем – это: А. Проблемное обучение Б. Конструирование В. Исследовательская деятельность Г. Метод проектов
28. По степени самостоятельности учащихся выделяются следующие виды самостоятельной работы: А. Контролирующие Б. Самостоятельные работы по образцу В. Реконструктивно-вариативные Г. Групповые Д. Частично поисковые, исследовательские (творческие)
29. Причины неуспеваемости учащихся: А. Общепедагогические Б. Психо-физиологические В. Антропоцентрические Г. Социально-экономические и социальные
30. Последовательность этапов традиционного урока: 1: Организация начала урока 2: Проверка домашнего задания 3: Изучение нового учебного материала 4: Закрепление нового материала 5: Задание на дом
|
|||
|