Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика обучения и воспитания (профиль Изобразительное искусство)»



 

Задания разработаны канд. пед. наук, доцентом кафедры ИЗО ИИ

Карнаевой Ириной Николаевной

Выполненные задания высылать на проверку по адресу

karnaevairina@mail.ru

«Методика обучения и воспитания (профиль Изобразительное искусство)»

МЕТОДИКА. Теория обучения.

 

Изучите теоретический материал и решите тесты:

 

Сущность, движущие силы, логика процесса обучения

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Впервые это понятие появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571-1635) дляобозначения искусства обучения.

Функции дидактики:

- теоретическая (диагностическая и прогностическая);

- практическая (нормативная и инструментальная) (И.П. Подласый).

Предмет исследования дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит.

Основные категории дидактики

Обучение — 1) совместная деятельность педагога и учащихся направленная на достижение поставленной цели;

2) целенаправленный процесс совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на образование, воспитание и развитие.

Для обучения характерны следующие признаки:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);

- педагогическое руководство;

- планомерная специальная организация и управление;

- целостность и единство;

- соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

- управление развитием и воспитанием учащихся.

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечения информирования, восприятия, осознания, усвоения, практического применения знаний. Преподавание предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса:

-  планирование;

-  организацию;

-  регулирование (стимулирование);

-  анализ результатов.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведении.

Знания — отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса; они отражаются в сознании в виде представлений, фактов, понятий, терминов, суждений, теорий.

Умения — способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Содержание (образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения (см. Содержание образования).

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему определенной формы (см. Формы организации обучения).

Форма — способ существование учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Метод — путь достижения цели и задач обучения (см. Методы и средства обучения).

Средства — предметная поддержка учебного процесса.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

В традиционной практике обучения утвердилась и стала универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям.

Между тем доказана необходимость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса (одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия принципы, благодаря которым восприятие конкретного материала становится более глубоким) (В.А. Сластенин).

Функции обучения:

-  образовательная;

-  воспитательная;

-  развивающая.

Общепризнаны следующие принципы обучения:

-  сознательности и активности;

-  наглядности;

-  систематичности и последовательности;

-  прочности;

-  научности;

-  доступности;

-  связи теории с практикой (И.П. Подласый).

Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития. Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов его формулирует как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений Противоречия проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что тем хочется узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить, и т. д.

Содержание образования

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально—ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) развитию материальной и духовной культуры общества.

Под содержанием образования понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения (И.П. Подласый).

Компоненты содержания образования:

-  знания об окружающем мире, современном производстве, культуре, искусстве;

-  опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт ценностного отношения человека к окружающему миру.

Общие основы формирования содержания современного образования:

- гуманитаризация;

- гуманизация;

-  дифференциация;

-  интеграция;

- экологизация;

- целенаправленное использование достояний мировой и национальной культуры;

- применение новых информационных технологий.

Теории организации содержания образования:

-  дидактический формализм;

-  энциклопедизм (материальное образование);

-  дидактический утилитаризм;

-  проблемно-комплексная теория;

-  структурализм.

Принципы отбора содержания образования

- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

- принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию;

- принцип структурного единства содержания образования;

- принцип гуманитаризации содержания общего образования;

- фундаментализация содержания образования (интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и межпредметных связей) (В.В. Краевский).

И.П. Подласый выделяет следующие принципы отбора содержания образования:

-  научность;

-  последовательность;

-  историзм;

-  систематичность;

-  связь с жизнью;

-  соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников;

-  доступность.

И.Я.Лернер, В.В.Краевский выделяют следующие уровни формирования содержания образования:

-  уровень учебного материала;

-  уровень учебного предмета;

-  уровень общего теоретического представления.

Факторы отбора содержания (П.И Пидкасистый):

-  наука;

-  производство материальных и духовных благ;

-  опыт общественных отношений;

-  духовные ценности;

-  формы общественного сознания;

-  сферы (виды) деятельности человека.

Государственный образовательный стандарт

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном образовательном стандарте выделяют компоненты:

- федеральный;

- национально-региональный;

компонент учреждения образования (школьный, вузовский и т. д.)

Государственный образовательный стандарт определяет:

-  максимальный объем учебной нагрузки;

-  минимальное содержание образовательных программ;

-  требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах и электроннных накопителях информации.

Учебный план

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана.

Учебный план общеобразовательной школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Учебный план-сертификат учебного заведения, определяющий:

- продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул;

- полный перечень предметов;

- распределение предметов по годам обучения;

- количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

- количество часов в неделю по каждому предмету;

- структуру и продолжительность практикумов и т. п. Учебный план разрабатывается с учетом:

- закономерностей учебно-воспитательного процесса;

- санитарно-гигиенических и организационных требований;

- сложившихся традиций.

В учебных планах, как и в государственном образовательном стандарте выделяют компоненты – федеральный.национально-региональный, школьный компоненты.

Учебная программа составляется на основе учебного плана.

Она содержит:

-  объяснительную записку;

-  тематическое содержание изучаемого материала;

- ориентировочное количество времени на изучение отдельных вопросов курса;

-  перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

-  рекомендуемую литературу.

Способы построения учебных программ (структура изложения):

-  линейный;

-  концентрический;

-  спиральный.

Виды учебных программ: типовые, рабочие и авторские.

Учебниквыполняет дидактические функции (П.И. Пидкасистый):

-  мотивационную;

-  информационную;

-  контрольно-корректирующую (тренировочную).

Структура учебника:

- текст (тексты-описания, тексты-повествования, тексты рассуждения);

- внетекстовые компоненты (вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения, иллюстративный материал и т. д.);

- вспомогательные компоненты.

Методы и средства обучения

Метод обучения —1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения; 2) способ совместной деятельности педагога и учащихся для достижения дидактических целей.

Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частое понятие по отношению к общему понятию «метод»

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

1. Традиционная классификация (по источнику знаний):

2.Классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

-  репродуктивный;

-  проблемное изложение;

-  частично-поисковый (эвристический);

-  исследовательский.

3. Классификация методов с позиции целостной учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-  источники: словесные, наглядные, практические;

-  логика: индуктивные и дедуктивные;

-  мышление: репродуктивные и проблемно-поисковые;

- управление: методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к обучению;

- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

-  методы устного контроля и самоконтроля;

-  методы письменного контроля и самоконтроля;

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Функции методов:

-  обучающая;

-  развивающая;

-  воспитывающая;

-  побуждающая (мотивационная);

- контрольно-коррекционная.

Выбор методов зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся, от ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей изучаемого предмета;

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

- от целей и задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от материальной оснащенности учебного заведения;

- от возможностей учителя, уровня его подготовленности, методического мастерства, его личных качеств (П.И. Пидкасистый).

Средства обучения — 1) предметная поддержка учебного процесса (И.П. Подласый). 2) материальный или идеальный объект, который используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности (П.И. Пидкасистый).

Средства обучения можно разделить:

-  на средства преподавания и средства учения (по субъекту деятельности);

- материальные (учебники, таблицы, модели и др.) и идеальные (речь, письмо, схемы и др.) средства обучения (по составу объектов).

В классификации В. Оконя средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика:

- простые средства (учебники, модели, картины и пр.);

- сложные средства (механические визуальные приборы, аудиальные, аудивизуальные средства и пр.)

Инновационные процессы в образовании

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат проблемы:

- изучение, обобщение и распространения передового педагогического опыта;

- проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Разновидностями передового опыта являются новаторский и исследовательский.

Критерии педагогических инноваций:

-  новизна;

-  оптимальность;

-  результативность;

- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Педагогическими инновациями являются изменения в методах обучения, организации учебно-воспитательного процесса, в содержании образования.

По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются:

-  на системные;

-  модульные;

-  локальные.

Инновационная среда — определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

Современные модели организации обучения

Организационные формы обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

В истории развития школы можно выделить следующие формы организации обучения:

-  индивидуально-групповая;

-  взаимного обучения (белланкастерская система);

- дифференцированного обучения по способностям (мангеймская система);

-  бригадное обучение;

-  обучение в больших группах (план Трампа);

-  классно-урочная форма.

Классно-урочную форму обучения отличают следующие особенности:

- постоянный состав учащихся;

-  каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

-  учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей (уроков);

- каждый урок посвящается только одному предмету;

-  постоянное чередование уроков (расписание);

-   руководящая роль учителя;

- вариативность деятельности учащихся.

Типы уроков:

- комбинированные;

-  изучение новых знаний;

-  формирование новых умений;

-  обобщение и систематизация изученного;

-  контроль и коррекция знаний и умений;

-  практическое применение знаний и умений.

В подготовке учителя к уроку И.П. Подласый выделяет этапы:

-  диагностики,

-  прогнозирования,

-  проектирования (планирования).

Дифференцированное обучение — форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

По индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию:

-  по возрастному составу;

-  по полу;

-  по области интересов;

-  по уровню достижений;

-  по личностно-психологическим типам;

-  по уровню здоровья.

Индивидуальное обучение — модель организации учебного процесса, при которой:

- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

- один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т. п.).

Организация личностно-ориентированного обучения предполагает включение в учебную деятельность таких моментов как:

-  учет личностных особенностей учащихся;

-  использование диалога (полилога);

-  учащийся – субъект учебной деятельности;

-  создание для учащихся ситуаций успеха.

Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, направленную на их разрешение.

Проблемные ситуации различаются:

-  по содержанию неизвестного;

-  по уровню проблемности;

-  по виду рассогласования информации;

-  по методическим особенностям.

Программированное обучение — управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника и др.).

Виды обучающих программ:

-  линейная;

-  разветвленная;

-  адаптивная;

-  комбинированная.

Вспомогательные формы обучения: консультации, экскурсии, дополнительные занятия, факультативы, домашняя работа учащихся и др.

 


 

 

Тесты

1. Обучение - это:

А. Процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни

Б. Организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения знаниями, умениями и навыками

В. Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования

Г. Передача знаний, умений и навыков

2. Дидактика – это:

А. Наука о закономерностях развития личности

Б. Наука о закономерностях формирования личности ребенка

В. Раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения

Г. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования

3. «Золотое правило» дидактики:

А. Научность

Б. Связь теории с практикой

В. Наглядность

Г. Систематичность

 

4. Организационные формы обучения – это:

А. Консультация

Б. Лекция, семинар

В. Вечер

Г. Конкурс

 

5. Учебный план определяет:

А. Количество учебных предметов, содержание материала по каждому учебному предмету

Б. Содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул

В. Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету за время обучения и на изучение предмета в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов

Г. Количество основных предметов, определяющееся государственным стандартом

 

6. Учебная программа содержит:

А. Порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти

Б. Перечень учебных предметов, количество часов на их изучение

В. Определяет содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, отводимое на изучение определенных тем, вопросов для контроля, литература по каждой теме

 

7. Вспомогательные формы обучения – это:

А. Урок

Б. Кружок

В. Консультации

Г. Самостоятельная работа

 

8. Программированное обучение - это:

А. Обучение с помощью обучающих машин

Б. Обучение с помощью алгоритмов

В. Обучение по оптимальным программам

Г. Обучение по шагам

9. Организационный этап урока (оргмомент) включает:

А. Приход учащихся на урок, их готовность к занятиям

Б. Повторение и систематизация знаний в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций

В. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления

Г. Организация учащихся к учебной работе (привлечение их внимания, проверка готовности рабочего места

 

10. Вариативная части учебного плана образовательного учреждения направлена на:

А. Обеспечение теоретического обучения

Б. Обеспечение индивидуального характера развития учащихся

В. Обеспечение приобщения учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям

Г. Обеспечение практического обучения

 

11. Преподавание – это:

А. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения

Б. Познавательная деятельность учащихся

В. Самообразовательная деятельность педагога

Г. Работа учителя над личностными качествами

 

12. Содержание образования включает:

А. Перечень предметов, которые должны изучаться в общеобразовательной школе количество часов на их изучение

Б. Круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития

В. Систему знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся, формирование их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности

Г. Всестороннее развитие личности

 

13. Классификация типов уроков по дидактическим целям:

А. Выделяются следующие типы уроков: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок

Б. Выделяются следующие типы уроков: вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков

В. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные; изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений

Г. Выделяются следующие типы уроков: индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися; иллюстрации учебного материала; компьютерные уроки; тренировочные работы

 

14. Основные признаки урока:

А. Постоянный состав учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, твердое расписание и установленный регламент

Б. Постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием

В. Постоянное время работы - 45 мин.

Г. Руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний

Д. Наличие триединой цели: научить, воспитать, развить

 

15. Основными причинами дифференцированного подхода являются:

А. Возрастные особенности учащихся

Б. Интересы, способности и склонности

В. Индивидуальные особенности и способности школьников

Д. Мотивация учения школьников

 

16. Основоположник классно-урочной системы:

А. Джон Локк

Б. П.Ф. Каптерев

В. Я.А. Коменский

Г. А. Дистервег

Д. Ж.Ж. Руссо

 

17. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский – это:

А. Методы воспитания

Б. Методы научно-педагогического исследования

В. Методы обучения

Г. Методы педагогического воздействия

 

18. Диагностирование обученности – это:

А. Контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов

Б. Правильное (по установленным критериям) оценивание знаний и умений

В. Отмена оценок, экзаменов, других форм контролирования.

Г. Установление рейтинга каждого обучаемого

 

19. Самостоятельная работа – это:

А. Способ организации, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения

Б. Деятельность, которую осуществляет учащийся вне аудитории

В. Работа, которая проводится без педагога и не оценивается им

Г. Письменный контроль

20. К методам контроля относятся:

А. Устный контроль

Б. Письменный контроль

В. Активизация

Г. Систематизация

Д. Графический и лабораторно-практический контроль

 

21. Развитие мышления творческих способностей, сил учащихся является преимуществом обучения:

А. Компьютерного

Б. Алгоритмизированного

В. Проблемного

Г. Объяснительно-иллюстрированного

 

22. Компонентами содержания образования являются:

А. Методы обучения

Б. Формы обучения

В. Знания

Г. Опыт эмоционально-ценностных отношений

Д. Умения, навыки и опыт творческой деятельности

 

23. Недостатки классно-урочной формы обучения:

А. Использование одних и тех же методов обучения

Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников

В. Ориентированность на «среднего» ученика

Г. Отсутствие общения между учащимися разного возраста

Д. Обязательность занятий для всех

 

24. Автоматизированное умение решать поставленную задачу - это…

А. Знание

Б. Навык

В. Свойство

Г. Качество

 

25. Учебный план имеет такие компоненты:

А. Федеральный

Б. Национально-региональный

В. Школьный

Г. Вариативный

Д. Инвариантный

 

26. Беседа – это:

А. Вид обучения

Б. Закономерность обучения

В. Метод обучения

Г. Средство обучения

 

27. Создание учителем проблемных ситуаций и организация деятельности учащихся по решению учебных проблем – это:

А. Проблемное обучение

Б. Конструирование

В. Исследовательская деятельность

Г. Метод проектов

 

28. По степени самостоятельности учащихся выделяются следующие виды самостоятельной работы:

А. Контролирующие

Б. Самостоятельные работы по образцу

В. Реконструктивно-вариативные

Г. Групповые

Д. Частично поисковые, исследовательские (творческие)

 

29. Причины неуспеваемости учащихся:

А. Общепедагогические

Б. Психо-физиологические

В. Антропоцентрические

Г. Социально-экономические и социальные

 

30. Последовательность этапов традиционного урока:

1: Организация начала урока

2: Проверка домашнего задания

3: Изучение нового учебного материала

4: Закрепление нового материала

5: Задание на дом

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.