Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Патофизиология нервной системы».



 «Патофизиология нервной системы».

Цель занятия:Изучить причины, наиболее общие механизмы и основные клинические проявления типовых форм патологии нервной системы

Задачи:

знать:  этиологию и патогенез повреждения нервной системы; механизмы развития типовых патологических процессов в нервной системе; асстройства интегративной деятельности нервной системы; патофизиологию высшей нервной деятельности; патофизиологию боли и основные пути, методы и средства обезболивания;

уметь:  дифференцировать виды боли (эпикритическая, протопатическая) по свойствам боли (источник раздражителя, латентный период, продолжительность после устранения раздражителя, тип проводящего волокна, порог восприятия, локализованность), дифференцировать нейропатическую и соматическую боль по причине, болевому раздражителю, локализованности боли, характеру боли, устранению боли наркотическими анальгетиками;

Воспитательное значение темы:патологию нервной системы следует рассматривать как патологию нервно-гуморально-гормональной регуляции жизнеобеспечивающих метаболических, структурных и физиологических процессов организма при решающей роли нервного аппарата. Понимание механизмов развития типовых патологических процессов в нервной системе, патологии нейрона, расстройств интегративной деятельности нервной системы важно для успешного изучения таких клинических форм нарушений высших отделов ЦНС как неврозы, психозы.

В последние годы достигнуты определенные успехи в понимании механизмов восприятия и формирования боли. Однако остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Так, по данным ВОЗ, каждый день 3.5 млн. человек страдают от боли, причем у 50 % боль умеренная, у 30% - невыносимая. Поэтому боль и обезболивание являются важнейшими проблемами медицины, а облегчение страданий больного человека, снятие боли или уменьшение ее интенсивности - одна из самых важных задач врача.

Студент должен знать до изучения темы:

1.Строение и функции нервной системы.

2.Рефлексы.

3.Вопросы общей физиологии рецепций.

4.Особенности генерации импульса и его проведение по нервным волокнам.

5.Понятие о нейромедиаторах и особенностях их действия.

После изучения темы:

1. Этиология и патогенез нарушений деятельности нервной системы.

2. Нарушение функций нейронов и проводящих путей.

3. Нарушение функций синапсов

4. Типовые патологические процессы в нервной системе

5. Нейрогенные расстройства чувствительности, виды, мехнизмы, клинические симптомы

6. Нейрогенные расстройства локомоторной функции, виды

7. Гиперкинезии, виды, патогенез, клинические симптомы

8. Защитно-приспособительные и компенсаторные процессы в нервной системе.

Хронометраж занятия:

1. Вступительное слово (10 мин)

2. Контроль исходного уровня знаний (20 минут)

3. Беседа по теме занятия (90 мин).

4. Просмотр учебных видеофильмов по теме занятия (30 минут).

5. Контроль самостоятельной работы (30 мин)

Средства обучения.Учебные видеофильмы. Бумажные (методические разработки, руководства кафедры патологической физиологии, набор вопросов и тестов по теме). Таблицы и слайды. Мультимедийные презентации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение нарушения функции рецепторов в патологи­ческих процессах.

2. Что такое гиперестезия, парестезия, гипостезия?

3. Какое действие оказывает на ткань перерезка чувстви­тельного нерва?

4. Как изменяется чувствительность денервированной ткани к химическим раздражителям?

5. В чем заключается трофическая функция нервной си­стемы?

6. Какие нервы обладают трофической функцией?

7. Патогенез трофических язв, возникающих после пере­резки нерва?

8. Нервные дистрофии, их морфологические проявления.

9. Боль. Ее биологическое и патологическое значение.

10.Механизм болевого ощущения.

11.Что такое протопатическая и эпикритическая чувстви­тельность?

12.От чего зависит характер болевого ощущения?

13.Что такое каузалгия? Ее причины.

14.Механизм возникновения болевой доминанты.

15.Патогенез висцеральных болей.

16.Доминантный очаг. Его роль в патологии.

17.Что такое судороги? Их патогенез?

18.Фазовые состояния центральной нервной системы, их значение в патологии.

19.Что называется неврозом?

20.Этиология неврозов.

21.Типы неврозов.

Вопросы по теме занятия:

1. Каковы общая этиология и патогенез нервных расстройств?

2. Понятие о трофической функции нервных клеток. Этиология и патогенез нейродистрофий.

3.  Синаптические нарушения в патологии нервной системы.

4. Основные причины двигательных расстройств.

5.  Охарактеризуйте основные причины нарушения чувствительности.

6.  Значение нарушений нервной системы в развитии патологии.

7. Дайте определение понятия “боль”. Какими рецепторами воспринимается боль и по каким нервным проводникам она проводится в центры?

8.  Понятие об эпикритической и протопатической боли.

9. Какие формы неврозов выделяют у человека?

Тестовые задания по теме (исходный уровень знаний):

1. КАКОВ МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ СИНАПСОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СТОЛБНЯЧНОГО ТОКСИНА

1) тормозится секреция глицина в синаптическую щель

2) тормозится секреция ацетилхолина в синаптическую щель

3) блокируются рецепторы для глицина на постсинаптической мембране

4) активируется секреция ацетилхолина в синаптическую щель

2. КАКОВ МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ СИНАПСОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ БОТУЛИНИЧЕСКОГО ТОКСИНА

1) тормозится секреция глицина в синаптическую щель

2) тормозится секреция ацетилхолина в синаптическую щель

3) ингибируется активность моноаминооксидазы

4) ингибируется активность холинэстеразы

3. ДЕНЕРВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ РАЗВИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ

1) разрушения центральных мотонейронов

2) разрушения спинальных мотонейронов

3) выпадения влияний нервной системы на органы и ткани

4) разобщения коры большого мозга с подкорковыми центрами

4. КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ РЕЦЕПЦИЯ АЦЕТИЛХОЛИНА ПОСТСИНАПТИЧЕСКОЙ МЕМБРАНОЙ ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЦЫ ПРИ НАРУШЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НЕРВА

1) снижается

2) возрастает

3) не изменяется

5. АТАКСИЯ

1) тип двигательных расстройств, характеризующийся избыточностью движений

2) нарушение временной и пространственной координации движений

3) нарушение инициации и планирования движений

4) нарушение пространственной координации

6. КАК НАРУШАЕТСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СТВОЛА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕРВОВ

1) поля анестезии имеют круговое расположение на туловище

2) поля анестезии представлены в виде продольных полос на конечностях

3) поля анестезии в дистальных частях конечностей — в виде «чулок» и «перчаток»

4) поля анестезии представлены в виде продольных полос на туловище

7. Через гематоэнцефалический барьер в норме проникают

1) аминокислоты

2) белки

3) антитела

4) прямой билирубин

8. Для какого заболевания характерна следующая триада симптомов: мышечный тремор в покое, усиление мышечного тонуса (ригидность), затруднения при выполнении произвольных движений

1) болезнь Паркинсона

2) болезнь Альцгеймера

3) эпилепсия

4) повреждение мозжечка

5) повреждение двигательной коры головного мозга

9. Трофические язвы при денервации возникают вследствие

1) дефицита трофогенов

2) избытка трофогенов

3) недостатка патотрофогенов

4) воздействия нейромедиаторов

10. В патогенезе отдалённой и отсроченной гибели нейронов играет роль

1) фагоцитоз обратимо повреждённых нейронов клетками микроглии

2) синдром эндогенной интоксикации

3) избыток кальция в экстрацеллюлярном пространстве

4) усиление сопряжения процессов окисления и фосфорилирования в митохондриях

5) гиперполяризация нейрональной мембраны

?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.