Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стресс. Апатия и депрессия



 

Дисциплина: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ »

Тема лекции: Технологии психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата: 21.05.2020.

Группа: СДО-16

Тип занятия: лекция.

Время проведения: 14.30-15.30  

Основные вопросы:

Основные вопросы:

1. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей.

2. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии.

 

           Младший школьный возраст (6—10 лет) — период интенсивного биологического и психического созревания ребенка. В этом возрасте происходят изменения во всех сферах психической деятельности — как в когнитивной, так и в личностной — и все эти изменения напрямую связаны с эмоциональными компонентами личности. Младший школьный возраст многие авторы рассматривают как период господства эмоциональной сферы над всеми остальными областями психической деятельности ребенка По данным Американской Национальной Ассоциации психического здоровья , каждый десятый ребенок в США имеет нарушение, обозначаемое термином «серьезное эмоциональное расстройство» (который интерпретируется, как «группа психических нарушений, включающих нарушения поведения и (или) мышления и (или) эмоций». Под этим термином понимаются все нарушения невротического регистра.                                                                                                                                                                          Ведущими эмоционально-личностными и поведенческими нарушениями у младших школьников являются тревожность, страхи, агрессия, проблемы коммуникации со сверстниками и окружающими взрослыми.Перед тем, как предоставить результаты исследования этих нарушений, остановимся на их определении и особенностях в детском возрасте.                                                                                                                                                                        Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, вполне реальную опасность, тревога часто беспредметна. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям . У младших школьников может развиться школьная тревожность, возникающая вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать . Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками. Тревога и страх играют большую роль в жизни ребенка. Здоровому ребенку страх помогает мобилизоваться перед лицом опасности, принять верное решение, адаптироваться к ситуации. Признаками нормальных тревоги и страха являются: адекватность ситуации, логичность, быстрое купирование при разрешении ситуации . Патологический характер тревога и страх принимают при несоответствии их интенсивности и особенностей вызвавшему их объекту .

         Страх — одно из ведущих клинических проявлений при неврозах . О невротическом происхождении страхов говорят тогда, когда их причиной является не реальная опасность, а какая-либо психологическая мотивация. Классической моделью невротического страха являются фобии.Для каждого периода развития характерны свои особенности тревоги и страхов. У новорожденных прообразом тревоги служат рефлекторные реакции типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения тела или потерю равновесия, или приближение большого предмета. Впервые осознанные страх и тревога возникают на 7—8 месяце жизни, когда ребенок требует постоянного присутствия матери, ее эмоциональной поддержки. Возникает страх ее ухода, страх «чужого лица» , который в дальнейшем может перерасти в образы Бабы Яги, Кащея, Бармалея и т.д., полярно противоположные образу матери, которая всегда поймет и примет. И это влечет за собой возникновение страхов отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания По мнению В.В. Лебединского степень выраженности и стойкость страха зависят от того, насколько приспособлены уровни базальной эмоциональной регуляции к резко меняющимся условиям, т.е. от зрелости уровней.                                                                                                     А.И. Захарова ,отмечала типичными страхами у детей обоего пола 1—3 лет жизни являются: в 1 год — страхи одиночества, незнакомых взрослых, «белых халатов» и неожиданных резких звуков; в 2 года — страхи наказания, животных и уколов. Для 3—4 лет характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Для детей с неврозами младшего дошкольного возраста характерным является страх «быть никем» — страх остаться одиноким, всеми отвергнутым, без поддержки, наедине со своими страхами, от которых никто не защитит. По А.И. Захарову, страх «быть никем» чаще всего встречается при истерическом неврозе.                                                                             Старший дошкольный возраст (5—7 лет) — возраст наибольшей выраженности страхов — дети начинают осознавать надвигающуюся опасность. Типичным для этого возраста является страх смерти, который может быть вызван другими страхами — заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, нападения сказочных персонажей, животных, пожара, войны. По мнению А.И. Захарова, страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы. У старших дошкольников страх смерти перерастает в страх «быть ничем», т.е. не быть, не существовать. Этот вид страха характерен для невроза страха.                                                                                        В младшем школьном возрасте возросшее чувство ответственности обусловливает дальнейшее нарастание страха смерти родителей. В этом возрасте дети начинают верить в разные приметы, что приводит к зарождению тревожности, мнительности и внушаемости, ведущих к невротизации личности. Типичным для младших школьников с неврозами является переживание своего соответствия групповым нормам поведения, в связи с чем одним из ведущих страхов является страх опоздания в школу, т.е. страх не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято, — страх «быть не тем». Страх «быть не тем» встречается при неврастении .                                                                                                                                                                             Ю.А. Кочетова пишет, что наряду с недостаточной эмоциональной близостью родителя и ребенка, конфликтами в семье, доминированием одного из взрослых, инверсией традиционных семейных ролей, описанными как причины детских страхов в прошлом веке, «причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации» Страхи у современных детей также могут быть вызваны новыми стандартами образования, трудностями вхождения детей в школьную жизнь, социальным неравенством в школе. Проблема возникновения страхов, по мнению автора, нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка.                           Агрессия («двигаться на», «наступать»), означает «двигаться в направлении цели без промедления и сомнения» Агрессия принимает патологический характер, когда агрессивные действия неадекватны ситуации, необычны; могут сохраняться длительное время и многократно повторяться; чрезмерно выражены; представляют реальную опасность для личности и окружающих; не вызывают переживаний или раскаяния у личности; неконтролируемы Причинами патологической агрессии у детей являются безнадзорность, пример агрессивного поведения в ближайшем окружении, травматический опыт насилия в семье или вне семьи, стресс, социальная неуспешность ребенка, врожденные физические аномалии, хронические соматические или органические заболевания, неврозы, интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные расстройства, психотические состояния.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность .Значительный этап работы с этими детьми — коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. Существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода — это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.                                                                                                                                                                Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные.                                                                                                                                                                         К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлении. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод денсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.                                                                                                       Методы группы психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, ). Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.                                                          Диагностический блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.                                                                   Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ребенка невротического конфликта. Отметим, что при анализе причины невротического конфликта у ребенка следует учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.                                                                                          Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методику КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга .                                                        Установочный блок включает в себя главную цель — формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия.

Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

снижение эмоционального напряжения у ребенка;

активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;

формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, ).

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и прочее. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

преодоление внутрисемейного кризиса;

изменение родительских установок и позиций;

снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;

расширение сферы социального взаимодействия ребенка;

формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.

Внутри этого блока выделяют три основных этапа.                                                                                                  Первый этап — ориентировочный (2–3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми, а у детей формируется положительный эмоциональный настрой на занятие, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.                                                                                                                Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.                                                                                                                                                     Второй этап — реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования (Спиваковская).

При оценке эффективности психологической коррекции {оценочный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.

Виды и причины эмоциональных нарушений у детей и подростков

Выделяются два основных подхода к преодолению эмоциональных проблем, в том числе и у детей. Первый связан с акцентом на формировании конструктивных способов поведения в трудных для человека ситуациях, а также на овладении приемами, позволяющими справиться сизлишней тревогой. В центре внимания второго – укрепление уверенности человека в себе, развитие позитивной самооценки, забота о личностном росте.                                                                                                                                     Психокоррекционная работа строится таким образом, что ребенок переживает ("проживает") каждую стадию процесса реагирования на психотравму, а психолог помогает ему модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, развить адекватные формы поведения, перейти от негативного к позитивному восприятию и мышлению, найти способ решения проблемы. При этом нельзя обойти вниманием вопрос о правилах поведения или терапевтических ограничениях, которые необходимы в детской группе. Их цель:                                                                                                                                          -гарантировать физическую и эмоциональную безопасность каждого ребенка;                                       -обеспечить принятие ребенка;                                                                                                                                                               -способствовать развитию у детей способности к принятию решений,самоконтролю и ответственности;                                                                                                                                                                                           -помочь детям связать занятие в группе с реальной жизнью                                                                                      -сохранить социально приемлемые отношения между ребенком и психологом.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия,повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия,дистресс .

Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему, и нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление соматических расстройств.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, эмоциональная депривация                                             Среди эмоциональных нарушений принято выделять отклонения психогенного характера (в общем плане представляющие собой реакцию организма на внешний раздражитель) и эмоциональные депривации.

1.Тревожность

Наиболее распространенным видом отклонений в эмоциональной сфере личности является тревожность, которая всегда интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той  мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность, в отличие от страха, представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной.                                                                                     С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. Тревожность проявляется на трех уровнях:

1. Нейроэндокринном (продукция адреналина - эпинефрин).

2. Психическом (неопределенные опасения).

3. Соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина).

В психологическом плане состояние тревожности характеризуется субъективно, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, связанными с активацией или возбуждением нервной системы. При частом повторении переживаний тревоги возможно появление невротических нарушений в виде невротической тревоги и невроза страха. Отличительной особенностью подобного эмоционального отклонения является повышенное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть при любом внутреннем конфликте, затрагивающем самовосприятие и самооценку. Неопределенная тревога сменяется в сознании человека либо конкретным, либо необоснованным беспокойством о состоянии своего телесного здоровья (ипохондрия), либо столь же конкретными, сколь и беспочвенными страхами - страх перед открытыми или закрытыми пространствами, страх совершить аморальный поступок, страх покраснеть в обществе, страх потерять работу или быть отвергнутым коллегами в новом производственном коллективе

2.Стресс

Стресс (эмоциональный) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Поэтому стресс можно рассматривать как общую совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее физическую и психическую травму.Несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность - игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный характер имеет дистресс. Отрицательное влияние стресса заключается в том, что энергия, появившаяся в организме в результате интенсивных переживаний, не выливается в действие (чаще всего мышечное). «Линией разрядки» могут быть также мимика, голос, моторика. Сохранившаяся, неизрасходованная энергия идет на процессы самовозбуждения. Поэтому организм находится в постоянном напряжении, что и сказывается в слабом «звене» организма.                                                                                                                                                   Другой тип реагирования - ступор, окаменелость (в нем выражается стремление живого принять вид неживого, чтобы уберечься). Одной из форм психологического стресса является фрустрация -психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.                                                                                                                            Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции);

б) апатия - полное безразличие к тому, что происходит вокруг;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия (тенденция к слепому повторению фиксированного

поведения);

д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим

моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Поведенческие реакции человека, находящегося в состоянии фрустрации (эмоционального тупика, безысходности), по своей направленности делятся на:

Экстрапунитивные: обвинение окружающих, угрозы, требования, чтобы кто-то со стороны разрешил сложившуюся ситуацию.

Интрапунитивные: склонность порицать самого себя; появление чувства вины, самобичевание.

Реакции примирительного характера: человек стремится избежать порицаний как других, так и себя, соглашается с ситуацией.

3. Апатия и депрессия

Наиболее сложными формами нарушений в эмоциональной сфере личности являются апатии и депрессии, которые чаще всего могут приобретать клинический характер. Апатия, эмоциональная тупость - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек отличается неряшливостью и неопрятностью; к своим родным и близким относится холодно и безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности теряет способность чувствовать. Депрессивные состояния проявляются в виде угнетенно – подавленного настроения с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. При этом состоянии низкий эмоциональный тонус отрицательного знака затрудняет интеллектуальные процессы, способствует снижению самооценки личности (появляются идеи самоуничижения, самообвинения, нередко возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству). Для типичной депрессии характерна триада симптомов:

1. Угнетенно-подавленное настроение.

2. Идеаторная (мыслительная, ассоциативная) заторможенность.

3. Двигательная заторможенность.

В состоянии депрессии человек малоподвижен, старается уединиться тяготится различными разговорами, он утрачивает способность радоваться и лишается возможности плакать. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные, неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. Неспособность оставаться одному. Человек с этим синдромом не способен к уединению. Оставшись один, он теряется, не знает, что с собой делать, испытывает мучительную скуку и пустоту. Низкое самоуважение, выражающееся в заниженных самооценках («меня не любят», «я скучен» и т.п.), которое побуждает личность избегать человеческих контактов, в результате чего появляется хроническая печаль и ощущение безнадежности. Это состояние бывает и у людей в высшей степени интересных и значительных.

                                  Словарь терминов

Апатия– безразличие, полное отсутствие эмоций, при котором не возникают желания и побуждения («ноль» эмоций, «бодрствующая кома»).

 Безнадзорный– несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебновоспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – создаются при органах местного самоуправления на основе федерального и регионального законодательства в целях: осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетними; осуществления контроля за соблюдением прав несовершеннолетних в области трудовых и образовательных правоотношений; применения мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям.

Несовершеннолетний- лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Страх— эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).

СТРЕСС – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно.

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. По определению Немова Р.С. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов»

Эмоции– реакции в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающие значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворения или неудовлетворения).

Эмоциональные реакции – кратковременны и связаны с ситуацией. Эмоциональные состояния – длительные изменения, часто не имеют тесной связи с раздражителем, характерно изменение нервно-психического тонуса и отражаются на деятельности и поведении человека (например, маниакальный и депрессивный синдром).

Эксплозивность(взрывчатость) – чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости и гнева; может сопровождаться агрессией. Снижается контроль за поведением, неспособны «сдержать» себя.

 Эмоциональное огрубение – утрата тонких эмоциональных дифференцировок, высших чувств. Больные теряют присущие им ранее сдержанность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства, становятся назойливыми, бесцеремонными, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий, преобладают низшие эмоции.

Эмоциональная лабильность – легкая изменчивость настроения по разным, часто сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливость. личностный кризис

Использованная литература

Кондратьев Г.В., «Психологические особенности и коррекционная помощь подросткам, совершающим побеги и бродяжничество, в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей». 2006г. Реферун: http://www.referun.com/n/psihologicheskie-osobennosti-ikorrektsionnaya-pomosch-podrostkam-sovershayuschim-pobegi-ibrodyazhnichestvo-v-tsentre-vr#ixzz2D2Uf2MK6

Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» – СПб.: Речь, 2001г. 10

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей http://psylist.net/psytera/00058.htm

Осипова А.А. «Общая психокоррекция». Учебное пособие.// М.: СФЕРА, 2002г.

Патырбаева М.И., МДОУ «Центр развития ребенка» Информационнотематический семинар «Эмоциональные нарушения: тревожные дети».// 2009г.  

Петроченкова Г.Т. Социальное партнерство как один из факторов решения проблем женщин, семей, детей. – М., 2004г.

.Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятел Арпентьева, М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей [Электронный ресурс] : монография / М.Р. Арпенть<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.