Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку №2



Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку №2

Начало формы

1. Задание#T1279

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

1. Язык выполняет множество различных функций, но главная его функция – служить средством общения.

2. Язык применяется в процессе коммуникации, причем по-разному в различных коммуникативных ситуациях.

3. В различных ситуациях язык используется по-разному, и лингвисты изучают, каким образом люди применяют язык в процессе коммуникации.

4. Языковед Г.О. Винокур говорил, что кроме «анатомии» языка существует его «физиология» и что изучать надо не только устройство языка, но и его употребление.

5. Возможности языка как средства общения разнообразны, в связи с этим одна из важнейших задач лингвистики – исследовать применение языка в процессе коммуникации.

Запишите номера этих ответов.

 

2. Задание#T1280

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста.

Запишите это наречие.

 

3. Задание#T1281

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОММУНИКАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем () предложении текста.

КОММУНИКАЦИЯ, -и, ж.

1. Связь одной территории с другой, путь сообщения. Транспортные коммуникации. Железнодорожные коммуникации.

2. Комплекс инженерных систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей: линии энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения. Теплокоммуникация.

3. Вербальное общение. Межличностная к. Массовая к. Цели коммуникации..

4. Невербальное общение. Способы неречевой коммуникации..

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

4. Задание#T1282

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

· положИла

· кичИться

· двоЮродный

· средствА

· началсЯ

Выпишите это слово.

 

5. Задание#T1283

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

· Ветераны молча стояли у ВЕЧНОГО огня.

· За окном холодный, ДОЖДЛИВЫЙ вечер.

· В области физики я, к сожалению, НЕВЕЖДА.

· Дизайнеры разработали проект ПРАЗДНОГО оформления зала.

· Участников шоу ОДЕЛИ по последней моде.

Запишите подобранное слово.

 

6. Задание#T1284

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Живя в веках, произведения народного фольклора обогащались чертами нового мировоззрения, меняющегося быта.

Выпишите это слово.

 

7. Задание#T1285

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

· МАХАЕТ платком

· ВАЖНЕЙШИЙ вопрос

· чистых ПОЛОТЕНЕЦ

· поделить ПОПОЛАМ

· около СЕМИСОТ рублей

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

8. Задание#T1286

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

3. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

5. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Воздушная игра светотени на картине не только помогает передать мимику, но и сложность душевной жизни человека.

2. Картину дополняет устремлённая колокольня в небо.

3. Стремясь привлечь внимание читателя к проблеме, автор использует вопросно-ответную форму построения текста.

4. Мать Тереза считала, что величайшая нищета – это нищета сердца.

5. По окончании лекции у студентов была возможность задать вопросы профессору.

6. Согласно декрета о земле тысяча девятьсот семнадцатого года, помещичьи земли переходили в достояние государства.

7. Джон Дэвисон Рокфеллер говорил, что я всегда старался превратить бедствие в возможность.

8. Читая текст, возникает чувство гордости за наших солдат.

9. Немногие из произведений, прочитанных старшеклассниками, произвели на них такое сильное впечатление, как «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГД.

 

9. Задание#T7018

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1. разм..ститься, с..реневый, отр..вление

2. г..ниальный, ст..мулировать, д..рование

3. напр..вление, оп..лчение, к..лебания

4. укр..шение, многозн..чительно, подт..нуться

5. предназн..чение, оч..рование, оз..рение

Запишите номера ответов.

 

10. Задание#T1288

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах пропущена одна и та же буква.

1. р..списка, р..спись

2. под..езд, двух..якорный

3. ди..гармония, бе..вкусный

4. пр..лип, пр..мудрый

5. раз..грал, вз..скал

Запишите номера ответов.

 

11. Задание#T1289

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

· подмеш..вать

· застенч..вый

· наде..ться

· пуш..чный

· заботл..вый

 

12. Задание#T1290

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. увид..шь

2. выраст..вший

3. наве..нный (музыкой)

4. подкле..шь

5. сожале..шь

Запишите номер ответа.

 

13. Задание#T1291

Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.

· Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

· Страницы в рукописи (НЕ)ПРОНУМЕРОВАНЫ.

· Дождь идёт с утра, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ ни на минуту.

· Выступление было (НЕ)ПОДГОТОВЛЕННОЕ, а спонтанное.

· Жесты необходимы, когда (НЕ)ДОСТАТОЧНО слов.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

14. Задание#T1292

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

· Петр I хотел, ЧТО(БЫ) Россия, получившая выход на Балтику, стала ТАК(ЖЕ) сильной тихоокеанской державой.

· (В)ТЕЧЕНИЕ полутора лет экспедиция под руководством Беринга добиралась до Тихого океана и (НА)КОНЕЦ отправилась в путь на судне «Святой Гавриил».

· (ВО)ВРЕМЯ плавания экспедиция открыла новые острова и прошла пролив, названный (В)ПОСЛЕДСТВИИ Беринговым.

· В ТО(ЖЕ) самое время в Петербурге уже подготавливали новую экспедицию, которой, кроме плавания в Тихом океане, предстояли и СО(ВСЕМ) иные маршруты.

· Хотя есть (ПРОТИВО)РЕЧИВЫЕ оценки деятельности Петра I, но (ПО)МНЕНИЮ многих, он величайший человек своего столетия.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

15. Задание#T1293

Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

В смеша(1)ом лесу хвойные и листве(2)ые деревья растут вместе. В таких лесах мало болот, потому что влага в существе(3)ом количестве расходуется на испаре(4)ие.

 

16. Задание#T1294

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. Мне хотелось застать медведя за едой на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе.

2. Огромная и пышная вершина клёна поражала своей густотой и свежестью.

3. За окнами поезда появлялись то горы то холмы.

4. Неожиданно небо на востоке вспыхнуло багрянцем и стало нарядным.

5. Поскрипывает на берегу кузнечик да где-то лениво долбит дерево дятел.

Запишите номера этих предложений.

 

17. Задание#T1295

Расставьте знаки препинания.

Растущие на дне (1) водоросли (2) и многие животные (3) обитающие в зоне приливов (4) во время отлива часами живут на воздухе.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

18. Задание#T1296

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда (1) уверяют (2) лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто (3) жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно (4) невдалеке
Средь зарослей стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке,
Вот (5) отчего в лесу так тихо.
(Б. Пастернак)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

19. Задание#T1297

Расставьте все знаки препинания.

В тайге (1) растут берёзы (2) стволы (3) которых (4) имеют большие наросты.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Расставьте знаки препинания.

Он знал (1) что (2) если (3) когда-нибудь (4) станет жертвой мошенников (5) то это произойдёт из-за его излишней доверчивости.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

21. Задание#T1299

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Запишите номера этих предложений.

 

22. Задание#T1300

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Мне было двадцать лет, когда я впервые приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (2) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (3) Слушал, как бьют часы. (4) Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.

(5) Потом я много раз бывал у Кремля. (6) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

(7) Можно ли представить Красную площадь без храма Василия Блаженного? (8) Скажу сейчас об удивительном факте.
(9) Вот что рассказал мне Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: (10) «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию и говорят: "Будем сносить собор, надо сделать Красную площадь просторнее. (11) Вам поручаем сделать обмеры". (12) У меня тогда комок в горле застрял. (13) Не мог говорить, не мог поверить. (14) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (15) Не сломали…»

(16) Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было автомобилям. (17) А что показало время? (18) По Красной площади сейчас автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и из-за большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. (19) И красуется на площади храм, величественный, нарядный, многоцветный. (20) Маковки его одна краше другой.

(21) Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы вспоминаем мастеров, сотворивших это чудо. (22) Древние зодчие, живописцы и плотники в постройке монастырей, соборов, церквей выражали свой талант. (23) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

(24) И нельзя медлить. (25) Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. (26) При всех наших заботах о текущих делах.
(27) Мы должны знать, откуда пошли и как начинали. (28) Сегодняшние дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (29) Любить отечество невозможно заставить декретом. (30) Любовь надо воспитать.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – русский писатель, публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Воронеж – город, основанный в году как крепость.

2. П.Д. Барановский предложил снести храм Василия Блаженного.

3. Необходимо сохранять памятники культуры и истории.

4. Нужно издать декрет, согласно которому молодежь должна любить свою страну.

5. Мы и сегодня благодарны мастерам, сотворившим чудо архитектуры – храм Василия Блаженного.

Укажите номера ответов.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях содержится повествование.

2. В предложениях представлено рассуждение.

3. В предложениях содержится рассуждение.

4. В предложениях представлено описание.

5. Предложение противоречит по содержанию предложению .

Укажите номера ответов.

 

24. Задание#T1302

Прочитайте текст и выполните задание.

Из предложений выпишите фразеологизм без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

25. Задание#T1303

Прочитайте текст и выполните задание.

Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, частицы и лексического повтора.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

26. Задание#T1304

Прочитайте текст и выполните задание.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Историю о храме Василия Блаженного В.М. Песков предваряет такой риторической фигурой, как (А)________(предложение 7).
Взволнованность реставратора Петра Дмитриевича Барановского передается читателю, в частности, благодаря тому, что в его рассказе использован (Б)________("комок в горле застрял" в предложении 12).
Высказывая мысль о том, что для сохранения дошедших до нас предметов старины нужно находить время, несмотря на нашу занятость, автор в предпоследнем абзаце текста применяет такие синтаксические средства выразительности, как (В)________(в предложении 25) и (Г)________(в предложении 26)».

Список терминов:

1. антонимы

2. вставная конструкция

3. фразеологизм

4. однородные члены

5. сравнительный оборот

6. парцелляция

7. риторическое обращение

8. риторический вопрос

9. синтаксический параллелизм

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.

 

27. Задание#T4676

Прочитайте текст и выполните задание.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.