![]()
|
|||
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Геометрия.9-а класс.20.05.2020. 9-б класс. 21.05.2020.
Мы продолжаем тренироваться решать задачи по темам, пройденным в курсе планиметрии в 7-9 классах. Этот урок мы посвятим четырехугольникам. Вспомним, какие виды четырехугольников мы выделили, и перечислим основные свойства каждой группы. Про произвольный четырехугольник(см. рис. 1) мы знаем, что сумма его углов равна Рис. 1. Произвольный четырехугольник Рис. 2. Диагонали произвольного четырехугольника Также мы выводили формулу для вычисления площади произвольного четырехугольника через длины его диагоналей и угол между ними: Трапеция Если в четырехугольнике одна пара сторон параллельна (а другая – нет), то такой четырехугольник называется трапецией (см. рис. 3) (от греческого слова, означающего столик; еще трапецией называется снаряд у гимнастов в цирке – глядя на фото, можете понять, почему (см. рис. 4)). Рис. 3. Трапеция Рис. 4. Трапеция в гимнастике За счет запрета параллельности двух боковых сторон трапеция по своим свойствам часто больше напоминает треугольник, чем четырехугольник. Мы у нее вводим среднюю линию(см. рис. 5), свойства которой очень близки к свойствам средней линии треугольника (средняя линия трапеция параллельна основаниям и равна их полусумме). Рис. 5. Отрезок Если боковые стороны равны, то трапецию мы называем равнобедренной(см. рис. 6). Углы при основании такой трапеции равны, как и в равнобедренном треугольнике. Рис. 6. Равнобедренная трапеция Если в трапеции один из углов прямой, то несложно доказать, что соседний с ним угол также будет прямым, и такую трапецию мы называем прямоугольной(см. рис. 7). Рис. 7. Прямоугольная трапеция Параллелограмм Если добавить к параллельности одной пары противоположных сторон требование параллельности другой пары, то получим четырехугольник, который назвали параллелограммом(см. рис. 8). Рис. 8. Параллелограмм Кроме параллельности противоположных сторон по определению, параллелограмм обладает целым набором свойств. 1. Противоположные стороны не только равны, но и параллельны. 2. Противоположные углы равны, а соседние дают в сумме 3. Диагонали точкой пересечения делятся пополам. 4. Площадь равна произведению основания на высоту. Подвиды параллелограмма Выделяют и изучают также часто встречающиеся подвиды параллелограмма. 1. Ромб– параллелограмм, у которого все стороны равны (см. рис. 9). У ромба, помимо всех свойств параллелограмма, есть свои собственные: его диагонали перпендикулярны и являются биссектрисами углов ромба. 2. Прямоугольник – параллелограмм, у которого равны все углы (понятно, что тогда все они будут прямыми) (см. рис. 10). Кроме свойств параллелограмма, у прямоугольника еще равны диагонали. Рис. 9. Ромб Рис. 10. Прямоугольник Если же рассмотреть параллелограмм, у которого равны и все стороны, и все углы, то получится четырехугольник, который мы называем квадратом(см. рис. 11). Квадрат является не только параллелограммом, но и ромбом, и прямоугольником. Рис. 11. Квадрат Теперь мы можем еще раз вспомнить классификацию четырехугольников (см. рис. 12). Рис. 12. Классификация четырехугольников Задачи на параллелограмм Задача 1.Дан параллелограмм Рис. 13. Иллюстрация к задаче 1 Решение Внешне он в самом деле похож на параллелограмм. Попробуем это доказать. Для начала вспомним, как расположены биссектрисы параллелограмма, проведенные из противоположных вершин. Они параллельны – такую задачу мы решали в Параллельности двух сторон нам не хватит. Другие две стороны, к сожалению, не являются биссектрисами, поэтому мы не можем указать на их параллельность. Рассмотрим два закрашенных треугольника Рис. 14. Иллюстрация к задаче 1 В треугольниках 1. 2. 3. Стороны Треугольники Но тогда отрезки Итак, полученный четырехугольник Задача 2.Биссектрисы Рис. 15. Иллюстрация к задаче 2 Решение Итак, пусть биссектрисы пересекаются в точке
Аналогично Ответ: Задача 3.Дано: Рис. 16. Иллюстрация к задаче 3 Доказательство Центром параллелограмма мы называем точку пересечения его диагоналей. Прямая может совпасть с одной из диагоналей. Но мы уже знаем, что диагонали делят параллелограмм на Рис. 17. Иллюстрация к задаче 3 Также легко увидеть, что соседние треугольники хоть и не равны, но все же равновелики. В самом деле, почему площади треугольников Высота большого треугольника Итак, каждая из диагоналей делит параллелограмм на две равные части. Рассмотрим теперь произвольную прямую Рис. 18. Иллюстрация к задаче 3 Она разделила параллелограмм на две части (можно даже сказать строже – на две трапеции; подумайте, почему это так), каждая из которых состоит из трех треугольников. Мы уже обсудили, что треугольники, отсекаемые диагоналями, равны, т. е. Покажем равенство треугольников в двух остальных парах (см. рис. 19). Рис. 19. Иллюстрация к задаче 3 Рассмотрим закрашенную пару треугольников 1. 2. 3. Аналогично равны и два треугольника из оставшейся пары 1. 2. 3. Пожалуй самый важный вывод, который можно сделать из этой задачи: для любой такой прямой отрезки Доказано. Задача 4.В параллелограмме вырезали дырку прямоугольной формы (см. рис. 20). Провести прямую, делящую оставшуюся часть параллелограмма на две равновеликие части. Рис. 20. Иллюстрация к задаче 4 Доказательство Бывают такие формулировки задач, которые обескураживают. «Да нам же ничего не известно! Как тут решать?» В самом деле, у нас произвольный параллелограмм. В нем вырезана дыра прямоугольной формы произвольных расположения и размеров. Оставшаяся часть совсем не симметрична. Как же ее разделить на две части равной площади? Как ни странно, но часто именно такие задачи имеют почти мгновенное решение. Если фигуру можно представить в виде объединения или разности двух фигур, то деление ее на две равновеликие части сводится к делению на такие части каждой фигуры по отдельности. Таким образом, упростим задачу. Как разделить параллелограмм на две равновеликие части? Только что решенная задача отвечает на этот вопрос: провести любую прямую через центр симметрии. То же самое касается и прямоугольника (см. рис. 21). Рис. 21. Иллюстрация к задаче 4 Таким образом, нам нужна прямая, проходящая через оба центра симметрии. Построим эти центры как точки пересечения диагоналей:
Проведем через эти центры прямую (см. рис. 22). Задача решена: Рис. 22. Иллюстрация к задаче 4 В самом деле, из двух равных частей параллелограмма теперь вырезаны равные части прямоугольника. Оставшиеся части, конечно, тоже равны (см. рис. 23). Рис. 23. Иллюстрация к задаче 4 Ответ: прямая Задачи на трапецию Задача 5.Дано: Прямая проходит через середину средней линии трапеции и пересекает основания. Сравнить площади частей Рис. 24. Иллюстрация к задаче 5 Решение Прямая делит трапецию на две трапеции Иными словами, формулу площади трапеции можно воспринимать так: произведение длины средней линии на высоту (см. рис. 25): Рис. 25. Иллюстрация к задаче 5 Но средние линии у двух полученных трапеций равны по условию (если параллельные прямые отсекают на одной стороне угла равные отрезки, то равными будут и отрезки на второй стороне угла – теорема Фалеса; значит, линия, которая является средней для большой трапеции, будет таковой и для обеих маленьких трапеций), высота общая. Следовательно, они имеют равную площадь, т. е. равновелики. Похожее свойство мы получили ранее для параллелограмма, но там оно было сильнее. Части были не просто равновеликие (с равными площадями), но и равные. Ответ: Задача 6.Меньшее основание равнобедренной трапеции равно боковой стороне, а диагональ перпендикулярна боковой стороне. Найти углы трапеции (см. рис. 26). Рис. 26. Иллюстрация к задаче 6 Решение Отметим у трапеции равные стороны и прямой угол между диагональю и стороной (см. рис. 27). Рис. 27. Иллюстрация к задаче 6 У равнобедренной трапеции углы при основании равны. Обозначим: Тогда: Используя свойство внутренних односторонних углов при параллельных основаниях трапеции, получаем: Что нам еще известно? Верхний треугольник В нижнем треугольнике мы знаем два угла: Но тогда угол Решаем полученное уравнение: И угол трапеции равен: Ответ: Задача 7.Может ли средняя линия трапеции проходить через точку пересечения диагоналей (см. рис. 28)? Рис. 28. Иллюстрация к задаче 7 Решение Предположим, что это возможно и средняя линия трапеции прошла через точку пересечения ее диагоналей. Тогда, по теореме Фалеса, точка пересечения диагоналей и средней линии будет серединой каждой диагонали: Но тогда каждая из двух частей, на которые разделилась средняя линия трапеции, является средней линией треугольника с основанием Но мы знаем, что это не так, что средняя линия больше малого основания и равна среднему арифметическому малого и большого основания. Чтобы Более того, мы в уроке восьмого класса доказали, что расстояние между серединами диагоналей трапеции равно полуразности оснований, что не равно нулю, так как основания не равны друг другу. Ответ: нет. Задача 8.Разрезать прямоугольный равнобедренный треугольник на две такие части, из которых можно сложить квадрат (см. рис. 29). Рис. 29. Иллюстрация к задаче 8 Решение Задача похожа на головоломки, которые решают перебором вариантов. Так как данная головоломка совсем не сложная, то, может быть, вы сразу нашли ее решение. Вопрос в том, можем ли мы применить какой-то анализ, использовать наши знания по планиметрии. Порассуждаем. При разрезании фигуры и складывании из частей другой фигуры точно не меняется площадь. Т. е. полученный квадрат должен быть равен по площади данному треугольнику: Если сторона треугольника Корень из этой величины даст нам сторону квадрата Диагональ квадрата в То есть диагональ квадрата равна Мы поняли, что треугольник нужно разрезать так, чтобы сторона треугольника стала диагональю квадрата. Т.е. на ней, как на гипотенузе, нужно построить другой прямоугольный треугольник. Что и приводит к решению. Рис. 30. Иллюстрация к задаче 8 Задачи на подвиды параллелограмма Задача 9.Прямоугольник Рис. 31. Иллюстрация к задаче 9 Решение Из всех параллелограммов самая большая площадь у прямоугольника. Надавливая сверху на параллелограмм, уменьшая его высоту, мы будем уменьшать площадь, сохраняя при этом длины всех сторон. В предельном случае площадь можно уменьшить до нуля. Для данной задачи удобнее всего нам использовать формулу площади параллелограмма через смежные стороны и синус угла между ними: Перепишем условие задачи на математическом языке: половина площади прямоугольника равна площади параллелограмма: Тогда: Тогда углы параллелограмма равны Ответ: Задача 10.В треугольнике Рис. 32. Иллюстрация к задаче 10 Доказательство Полученные части – трапеции. Если их площади равны, то каждая из них равна Если мы докажем этот факт для одной трапеции, то он будет верен и для остальных по аналогии. Площадь треугольника равна: где Рис. 33. Иллюстрация к задаче 10 Рассмотрим одну из полученных трапеций и попробуем определить ее основания и высоту для вычисления ее площади. Вспомним, что медианы точкой пересечения делятся в отношении Проведя медиану из вершины Рис. 34. Иллюстрация к задаче 10 Проведем теперь медиану из точки Рис. 35. Иллюстрация к задаче 10 Т. е. это коэффициент подобия. Тогда: А это половина Тогда верхнее основание трапеции Высота трапеции равна трети высоты треугольника: Это следует из подобия треугольников или теоремы Фалеса. Итак, в рассматриваемой трапеции: Найдем ее площадь: Итак, площадь трапеции равна трети площади треугольника. Аналогично площади остальных двух трапеций равны этой же величине, т. е. равны друг другу. Доказано. Задача 11.Найти площадь ромба Рис. 36. Иллюстрация к задаче 11 Решение Проведем высоту из той же вершины, из которой проведена меньшая диагональ (см. рис. 37). Рис. 37. Иллюстрация к задаче 11 Получили прямоугольный треугольник Они тоже прямоугольные, и у них есть равные углы, например Для нахождения площади нам нужно найти или сторону ромба, или его вторую диагональ. Можно заняться составлением пропорций, пользуясь подобием треугольников, или сделать то же самое на языке тригонометрических функций. Для угла Перейдем к Найдем косинус угла: Угол Рис. 38. Иллюстрация к задаче 11 Следовательно, косинус положительный и мы останавливаемся на одном значении: Тогда: Откуда: Площадь ромба, как любого параллелограмма, равна произведению основания на высоту: Ответ:
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет 1. Интернет-портал yaklass.ru (Источник) 2. Интернет-портал math4school.ru (Источник) 3. Интернет-портал youclever.org (Источник)
|
|||
|