|
|||
Вопросы для экзамена по курсу «Философия: технологии мышления».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вопросы для экзамена по курсу «Философия: технологии мышления». Теоретическая часть: 1. Мышление. Три периода расцвета внимания: а) к идеям (VI в. до н.э. – XIXв.), b) к значениям (вт. пол. XIX – перв. пол. XX в.), с) к предложениям (XX в.) (по лекции № 1). Лит.: Хаккинг И. Почему язык важен для философии?// Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998). 2. Философия языка: слабая и сильная позиции. Философия как тип деятельности (по лекции № 1). Лит.: Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат // Философские работы. Ч. 1. М.: Мысль, 1994; Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Ч. 1. М.: Мысль, 1994. 3. Mind-body problem. Трудная и лёгкая проблема сознания (по лекции № 2). Лит.: Дмитрий Иванов. Природа феноменального сознания. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013. 4. Модели сознания: дуализм, ментализм, физикализм (по лекции № 2). Лит.: Дэвид Чалмерс. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013 5. Модели сознания (мысленные эксперименты): аргумент "философский зомби"; аргумент "черно-белая комната нейроученого Мэри"; аргумент "китайская комната" (по лекции № 2). Лит.: https://postnauka.ru/tv/56757; https://postnauka.ru/tv/56118; https://postnauka.ru/tv/56465 6. Сознательное и бессознательное: классический психоанализ (Зигмунд Фрейд) (по лекции № 3). Лит.: Лейбин В. Постклассический психоанализ. М.: Территория будущего, 2006. Т. 1. 7.Сознательное и бессознательное: три последовательные ветки психоанализа (индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм) (по лекции № 3). Лит.: Лейбин В. Постклассический психоанализ. М.: Территория будущего, 2006. Т. 1. 8. Сознательное и бессознательное: философская ветка психоанализа (экзистенциальный психоанализ, структурный психоанализ, шизоанализ) (по лекции № 3). Лит.: Лейбин В. Постклассический психоанализ. М.: Территория будущего, 2006. Т. 1.
9. Язык и проблема эстетизации в поле науки: три линии эволюции языка (историческая, социологическая и методологическая) (по лекции № 4). Лит.: Бурдьё П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; Пб.: Алетейя, 2007. С. 473-517; Бурдьё П. Поле литературы // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; Пб.: Алетейя, 2007. С. 365-472; Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: ACT: Ермак, 2004. 10. Язык и проблема эстетизации в поле науки. Эстетический след (по лекции № 4). Лит.: Нехаев А.В. Пролегомены к эстетике языка // Acta Linguistica. – 2010. – Vol. 4. – № 2. – С. 89–98. 11. Глобальные изменения и антропоцен (по лекции № 5). Лит.: Бруно Латур. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. 12. Проблема взаимодействия природы и человека: новая рациональность (по лекции № 5). Лит.: Олег Хархордин. Предисловие редактора // Бруно Латур. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 5-56. 13. Экологическое сознание и трансгуманизм. (по лекции № 6). Лит.: Барышников П.Н.Типология бессметия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгумманистическая эволюция. М.: ООО «МБА», 2013. С. 203-228. 14. Натуралистический поворот в эпистемологии (сер. XX в.): три вида эволюции (биологической, культурной и технологической жизни) (по лекции № 6). Лит.: Князева Е.Н.Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии (http://philosophystorm.org/node/12698?fbclid=IwAR3XW7h5nFCcHchPRJqavhC3fGA1VrEMM2leuOlpBQXSGu31aqRmmd2MNr4); Галкин Д.В. Искусственная жизнь как низвержение плоти: стратегии гибридизации // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия, социология, политология. 2013. № 370. С. 29-34; Галкин Д.В. О некоторых эпистемологических основаниях искусственной жизни // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10. Вып. 2. С. 43-51. 15. Новые онтологии: человеческое и нечеловеческое (по лекции № 7). Лит.: Эндрю Пикеринг. Новые онтологии // Логос. Т. 27. №3. 2017 г. С. 153-172. 16. Новые онтологии: три типа отношений (корреляционизм, реляционизм, АСТ) (по лекции № 7). Лит.: https://www.youtube.com/watch?v=ukyL2Lbzq3U 17. Новые онтологии: суть объектно-ориентированных онтологий (по лекции № 7). Лит.: Мейясу К. Время без становления. http://gefter.ru/archive/7657 18. Проблема дефиниции искусства (по семинару к лекции Т.А. Кругловой). Лит.: Тильмен Б. Пересекая границы = Tilghman B. Crossing boundaries / пер. с англ. И. Н. Нехаевой // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 119–128. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3- 119-128; Нехаева И. Н. Бен Тильмен и философия искусства: в защиту «последнего из могикан»// Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 112–118. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-112-118. 19. Этика и современное общество. Определение понятий (этос, мораль, нравственность, этика). Этика добродетели (Аристотель) (по лекции № 8). Лит.: Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. 20. Этика индивидов и этика институтов (деонтология vs. консеквенциализм) (по лекции № 8). Лит.: https://ru.coursera.org/lecture/osnovy-filosofii/9-2-1-konsiekvientsializm-i-dieontologhiia-PtenH 21. Университет как социальный инкубатор модерна (по лекции В.А. Куренного) Лит.: Шлейермахер Ф. Нечаянные мысли о духе немецких университетов. М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2018. 22. Битва полей: свобода воли и каузальный детерминизм (аргумент последствий); свобода воли и каузальный индетерминизм (аргумент удачи) (по лекции № 9). Лит.: https://ru.coursera.org/lecture/osnovy-filosofii/6-2-1-klassiki-kompatibilizma-8eHj6 https://www.youtube.com/watch?v=eJiBom8kxHQ 23. Битва полей: компатибилизм и инкомпатибилизм (по лекции № 9). Лит.: Перебум Д. Оптимистичный скептицизм относительно свободы воли // Логос. 2016. Т.26. №5. С. 59-102. http://philosophy.ru/ru/free_will/#_Toc470870149 24. Битва полей: либертарианство (по лекции 9). Лит.: Кейн Р. Поступать «по своей собственной свободной воле»: современные размышления о древней философской проблеме // Логос. 2016. Т.26. №5. С. 103-130. 25. Власть дискурса и дискурс власти: Мишель Фуко и Археология знания (по лекции 10). Лит.: Фуко М. Археология знания. СПб.: 2012.
|
|||
|